Прокуратура против Галли




Объединенные дела M-180/18 и M-181/18

1. Иллиберания является государством-членом ЕС с 2008 года. Это бывшая диктатура, которая перешла к демократии в 1996 году.

2. Политическая партия «Только мы» в настоящее время является ведущей партией в правительстве правящей коалиции Иллиберании. Риторика партии «Только мы», основанная на борьбе с нелегальной иммиграцией и возвращении к традиционным ценностям, принесла ей впечатляющий рост в опросах с 4% до 32% голосов, поданных на последних выборах.

3. В ходе предвыборной кампании партия «Только мы» пообещала своим избирателям несколько законодательных реформ, а также поправку к конституции для реализации политики «Иллиберанцы прежде всего» и лишения иностранных граждан определенных прав и гарантий. Конституция теперь включает новую статью 2b, в соответствии с которой:

«Иллиберания привержена верховенству закона и сохранению ценностей, которые обеспечивают безопасность и справедливость в стране. С этой целью ни одно внешнее или внутреннее юридическое или физическое лицо не должно вмешиваться в свободную реализацию воли народа Иллиберании. Парламент должен принять все необходимые меры для обеспечения строгого соблюдения этого положения».

4. На основании статьи 2b Конституции Парламент принял закон о внесении изменений в Уголовный кодекс Иллиберании, в соответствии с которым в новой статье 189ter в качестве уголовного преступления квалифицируется любое «публичное заявление или иные формы действий, оказывающие значительное общественное воздействие, которое прямо или косвенно подрывает конституционную, территориальную, культурную или этическую целостность Иллиберании и ее народа».

5. В статью 213 (4) Уголовного кодекса Иллиберании также были внесены поправки, с тем чтобы указать, что разжигание ненависти ограничивается речью, подстрекающей к насилию только против граждан Иллиберании. После того, как Европейская комиссия рассмотрела свои опасения по поводу дискриминационного характера реформы, окончательный вариант закона включал ссылку на насилие в отношении граждан государств-членов ЕС. В окончательном виде формулировка положения изложена следующим образом:

«Лицо, которое использует угрожающие, бранные или оскорбительные слова или ведет себя подобным образом или демонстрирует любые письменные материалы, которые являются угрожающими, бранными или оскорбительными, и признанное виновным в совершении данного преступления, подлежит наказанию в форме штрафа в размере не более 2 000 000 шлотков и/или лишению свободы на срок от трех до пяти лет, если:

(а) лицо намеревается таким образом разжечь расовую ненависть в отношении граждан Иллиберании и/или другого государства-члена ЕС, или

(б) принимая во внимание все обстоятельства, расовая ненависть может быть разожжена к гражданам Иллиберании и/или другого государства-члена ЕС».

6. В январе 2016 года парламент Иллиберании принял закон о снижении возраста принудительного выхода на пенсию судей Конституционного суда Иллиберании. После нескольких месяцев институциональной напряженности Конституционный суд был почти полностью переназначен в октябре 2016 года после принудительной отставки десяти из его одиннадцати судей.

7. В том же году парламент Иллиберании принял Закон о судебной власти, который ввел ту же меру, которая применялась к судьям Конституционного суда, в отношении членов Верховного суда и региональных верховных судов страны. Вскоре после того, как этот закон был принят, Европейская комиссия возбудила разбирательство в соответствии со статьей 7 ДЕС, ставя под сомнение соответствие Закона о судебной системе ценностям, закрепленным в статье 2 ДЕС. Предполагается, что Закон о судебной власти вступит в силу 1 января 2020 года, но Европейская комиссия и правительство Иллиберании продолжили переговоры.

8. В свете отсутствия развития событий в Иллиберании и нежелания правительства вносить изменения в объем судебных реформ, Европейский совет решил проголосовать по решению в соответствии со статьей 7 (2) ДЕС, чтобы подтвердить существование «серьезного и постоянного нарушения государством-членом ценностей, указанных в статье 2 [ДЕС]». 20 января 2019 года Европейский совет (при отсутствии главы правительства Иллиберании, как это установлено в параграфе 1 статьи 354 ДФЕС), проголосовал и подтвердил нарушение статьи 2 ДЕС в результате принятия и вступления в силу Закона об иллиберанийских судебных органах, но немедленно приостановил действие Решения на неопределенный срок с целью «конструктивного содействия поиску решения ситуации в Иллиберании».

 

*************

 

9. Фридония является государством-членом ЕС с 2010 года. До 1999 года она была военной диктатурой и вступила в ЕС после мирного перехода к демократии.

10. Игорь Галли является председателем партии «Меч и Нация». Эта партия отстаивает превосходство западной цивилизации и христианских ценностей, а также выступает за установление физических внешних границ, в том числе границ с соседними государствами-членами ЕС. Партия также поддерживает выход Фридонии из ЕС.

11. В конце 2017 года Игорь Галли баллотировался на должность президента региона Тартасия, северной и богатой части Фридонии, граничащей с Иллиберанией. Хотя партия «Меч и Нация» была далека от того, чтобы получить большинство на региональных выборах и набрала только 16% голосов, она заключила коалиционное соглашение с консервативной партией, и с января 2018 года Игорь Галли является президентом региона Тартасия.

12. 3 июля 2019 года Игорь Галли принял участие в политическом митинге своей партии в Вереное, столице региона Тартасия. В ходе своей речи он сделал следующие заявления:

«Я верю в чистую и свободную от примесей Фридонию. Я верю в свободную Фридонию, потому что свобода – это основа нашей идентичности как народа, христианского и свободного народа. Меня тошнит, когда я вижу, как иностранцы говорят нам, что делать. Я ненавижу это. И поэтому я прошу вас, мои дорогие братья и сестры, помочь мне в этом священном стремлении спасти душу нашей любимой Родины, чтобы помочь мне положить конец этому чужому скрытому вторжению греха и зла. Потому что зло в наших домах. Зло по соседству. Оно темное, оно еретично, оно приходит, чтобы уничтожить нас.

На самом деле, я не буду просить вас, я не буду умолять вас, я приказываю вам со всей моей патриотической любовью начать этот поход, чтобы уничтожить тьму и греховность, которая живет с нами, зло, которое ждет наш момент слабости, чтобы ударить нас и уничтожить нас как христианский народ веры и ценностей.

Граждане, братья нации: я приказываю вам поднять меч и залить его нечестивой кровью грешников. Освободим нашу страну! Освободим Фридонию!».

13. В поздние часы того же дня в Вереное, когда митинг партии «Меч и Нация» закончился, группа людей в масках вошла в дом Низара Юссена, молодого мусульманина-инженера из Туниса, который работал менеджером проекта в крупной международной технологической компании с производством в Вереное. Соседи слышали крики и плач в доме г-на Юссена и были свидетелями того, как группа в масках покидала помещение с мечами в руках, некоторые из которых были окрашены в красный цвет, с возгласами «Меч и Нация. Освободим нашу страну!».

14. Когда соседи подошли к дому г-на Юссена, они увидели его лежащим без сознания на полу в окружении его жены и двух детей. Ко времени прибытия машины скорой помощи г-н Юссен скончался в результате многочисленных ранений по всему телу. На стенах гостиной можно было прочитать написанные кровью слова «Освободим нашу страну ».

15. В ту же ночь, в 04:30 утра, на окраине Веренои были задержаны четыре студента университета в капюшонах, передвигавшихся на фургоне, с четырьмя мечами с пятнами крови. Они были взяты под стражу в ожидании распоряжений прокурора.

16. 4 июля 2019 года прокурор Веренои предъявил обвинения четырем студентам за убийство по неосторожности на расовой и религиозной почве в значении Закона Фридонии о преступлениях и беспорядках и обратился в районный суд Веренои с просьбой о заключении подозреваемых под стражу без возможности освобождения под залог.

17. В ходе допросов четверо студентов утверждали, что их поступок был неконтролируемой и недобровольной реакцией на услышанную ими речь Игоря Галли на митинге партии «Меч и Народ» 3 июля. Они утверждали, что временно утратили свободу воли, поскольку находились под влиянием подстрекательской риторик г-на Галли против иностранцев и мусульман.

18. 6 июля прокурор Веренои вызвал г-на Галли в прокуратуру. Во второй половине дня того же дня г-н Галли в компании своего руководителя штаба и своего адвоката пересек границу Фридонии с Иллиберанией и поселился в гостинице в городе Камбрильда, небольшой столице одноименной провинции в южной части Иллиберании.

19. 7 июля прокурор Вереноя попросил районный суд выдать европейский ордер на арест г-на Галли на основании обвинений, выдвинутых против него в тот же день, за нарушение статьи 355 Уголовного кодекса Фридонии, которая запрещает любую речь, основанную на расовой ненависти и подстрекающую к насилию. По словам прокурора, стенограмма выступления г-на Галли 3 июля в связи с событиями, последовавшими за митингом, была достаточным доказательством того, что содержание речи являлось нарушением статьи 355 Уголовного кодекса.

20. Рассмотрев запрос Прокурора, районный суд Веренои выдал европейский ордер на арест, адресованный компетентному судебному органу в Иллиберании в соответствии с Законом Иллиберании о международном сотрудничестве судебных органов: Высокий суд региона Камбрильда.

21. 15 июля Высокий суд Камбрильды получил от районного суда Вереноя все материалы дела, включая европейский ордер на арест, в котором орган, выдавший ордер, потребовал передачи г-на Галли для проведения уголовного расследования по подозрению в подстрекательстве к насилию на почве расовой ненависти. В соответствии с Законом Фридонии сотрудничестве судебных органов по уголовным делам, статья 355 Уголовного кодекса должна рассматриваться как преступление "расизма и ксенофобии" по смыслу статьи 2 (2) Рамочного решения 2002/584/JHA о Европейском ордере на арест и процедуре передачи лиц между государствами-членами. В своем запросе районный суд Вереноя утверждал, что это преступление не подлежит проверке двойной криминализации деяния (является ли деяние преступным как в запрашивающем государстве, так и в запрашиваемом государстве), и, следовательно, ордер на арест должен быть признан и исполнен компетентным судебным органом (Высокий суд Камбрильды).

22. 25 июля Высокий суд Камбрильды вынес решение о выдаче г-н Галли. Однако, несмотря на то, что решение Высокого суда о капитуляции было окончательным, 26 июля прокуратура Иллиберании подала апелляцию в интересах Конституции в Конституционный суд, тем самым, согласно Закону о Конституционном суде, приостановив процедуры выдачи г-на Галли.

23. Апелляция в интересах Конституции является новым средством правовой защиты, введенным в том же году в рамках Закона о реформе Конституционного суда. Он наделяет Конституционный суд юрисдикцией для рассмотрения, на исключительных основаниях, окончательных решений обычных судов, которые прямо или косвенно подрывают положение Конституции. Единственный заявитель, который может подать апелляцию, – это прокуратура и / или Президент Республики Иллиберания.

24. 1 августа Конституционный Суд вынес решение по этому делу и отменил решение Высокого суда Камбрильды по основанию нарушения основных конституционных прав на свободу передвижения и принципа законности в уголовном праве. Согласно позиции Конституционного Суда, хотя действия г-на Галли и могут считаться преступлениями расизма и ксенофобии в соответствии с законами Фридонии, принятие нового Уголовного кодекса Иллиберании ограничивает сферу действия этих преступлений нападениями на граждан Иллиберании и/или граждан другого государства-члена ЕС. Хотя подстрекательская риторика г-на Галли может быть истолкована как нацеленная на любого «иностранца», в том числе граждан других государств-членов ЕС, ее можно толковать и как предназначенную только для граждан третьих стран. Тот факт, что жертва была гражданином страны, не входящей в ЕС, является дополнительным доказательством того, что замечания г-на Галли были направлены против граждан государств, не входящих в ЕС. В контексте уголовного процесса любые сомнения при применении уголовных правил должны толковаться в пользу подозреваемого, и эта конструкция позволила Конституционному Суду сделать вывод, что заявления г-на Галли должны были рассматриваться как адресованные гражданам третьих стран, и поэтому они не считается уголовным преступлением по законам Иллиберании.

25. 14 августа, сразу после получения решения Конституционного Суда, Высокий суд Камбрильды сообщил сторонам о своем намерении направить преюдициальный запрос в Суд ЕС на основании статьи 267 Договора о функционировании Европейского Союза. По мнению Высокого суда Камбрильды, решение Конституционного Суда поднимает несколько вопросов толкования Рамочного решения 2002/584, которые требуют толкования Суда ЕС. В частности, Высокий суд Камбрильды предоставил прокуратуре и адвокату г-на Галли пять дней для представления соображений по следующему вопросу праву: следует ли толковать Рамочное решение 2008/913/JHA от 28 ноября 2008 года о борьбе с некоторыми формами и проявлениями расизма и ксенофобии средствами уголовного права как противоположное положению, аналогичному статье 213 (4) Уголовного кодекса Иллиберании, которое ограничивает правонарушения, подстрекающие к насилию, только в отношении иллиберанийских граждан и/или граждан других государств-членов ЕС?

26. 18 августа, когда Высокий суд Камбрильды вызвал Прокурора и адвоката г-на Галли, прокуратура подала апелляцию в интересах Конституции, прося Конституционный Суд приказать Высокому суду Камбрильды воздержаться от направления преюдициального запроса в Суд ЕС и использовать статью 56 Закона о Конституционном Суде, которая наделяет Конституционный суд юрисдикцией для вынесения окончательного решения по существу дела, даже если оно касается толкования и применения статутного права, если вынесение такого постановления необходимо и будет в интересах справедливости.

27. На основании статьи 56 Закона о Конституционном суде 21 августа Конституционный Суд постановил удовлетворить жалобу прокурора, приказал Высокому суду Камбрильды «воздержаться от передачи любых преюдициальных запросов о толковании в любой иной суд, кроме Конституционного суда» и принял постановление по существу дела. В своем решении по существу, руководствуясь статьей 56 Закона о Конституционном Суде, Конституционный Суд повторил свои доводы решения от 1 августа, но пошел еще дальше и вынес решение по просьбе районного суда Вереноя, отказав в исполнении европейского ордера на арест на том основании, что согласно иллиберанийскому законодательству преступления подстрекательства к насилию на почве расовой ненависти ограничиваются насилием в отношении граждан Иллиберании и/или граждан других государств-членов ЕС.

28. Конституционный Суд передал свое решение в Высокий суд Камбрильды, постановив прекратить производство по делу и передать решение от 21 августа в районный суд Вереноя в кратчайшие сроки.

29. 31 августа 2018 года уголовная палата Высокого суда Камбрильды вынесла постановление о направлении преюдициального запроса в Суд ЕС на основании статьи 267 ДФЕС со следующими вопросами:

1. Следует ли толковать статью 267 ДФЕС таким образом, что Конституционный Суд в ходе апелляции в интересах Конституции вправе распорядиться, чтобы суд низшей инстанции воздержался от направления преюдициального запроса в соответствии со статьей 267 ДФЕС, когда Конституционный Суд обладает полномочиями и использует их для вынесения решения по существу дела и для вынесения окончательного решения, которое исключает дальнейшие решения нижестоящего суда?

2. Следует ли толковать статью 2 (2) Рамочного решения 2002/584/JHA о европейском ордере на арест и процедурах передачи между государствами-членами таким образом, что исполняющие государства-члены не могут применить тест «двойной криминализации» к преступлениям, перечисленным в указанном положении, даже если национальным законом состав преступления в исполняющем государстве был изменен и в тот момент, когда имели место фактические обстоятельства дела, оно уже не охватывает все правонарушения, основанные на ксенофобии и расизме, и, кроме того, имеются сомнения относительно его (национального закона) соответствия Рамочному решению 2008/913/JHA от 28 ноября 2008 года о борьбе с определенными формами и проявлениями расизма и ксенофобии посредством уголовного права?

30. Сразу после того, как преюдициальный запрос был направлен, прокуратура подала еще одну апелляцию в интересах Конституции в Конституционный Суд с просьбой об отмене преюдициального запроса.

31. В тот же день прокуратура предъявила официальное обвинение Петру Хюберену, председателю уголовной палаты Высокого суда Камбрильды, Игорю Спецюру и Коринне Галаш, членам палаты, в Верховный Суд Иллиберании. Прокурор утверждал, что председатель совершил преступление в нарушение статьи 189ter Уголовного кодекса Иллиберании. По словам Прокурора, председатель уголовной палаты и два его члена, игнорируя Постановление Конституционного Суда от 21 августа 2018 года, «прямо подорвали конституционную целостность Иллиберании». Отказываясь выполнять обязательные решения Конституционного Суда, они якобы нарушили свою обязанность соблюдать Конституцию. По словам Прокурора, Иллиберания – это государство, где господствует верховенство закона, и любое отклонение от Конституции ставит под угрозу целостность государства.

32. 1 сентября 2019 года в контексте рассматриваемой им апелляции в интересах Конституции Конституционный Суд Иллиберании направил преюдициальный запрос в Суд ЕС, поддержав все доводы прокурора, и поставил следующий вопрос:

Считается ли национальный суд «независимым» с точки зрения прецедентного права Суда в соответствии со статьей 267 ДФЕС, когда суд, выносящий постановление о направлении преюдициального запроса, открыто игнорирует решения вышестоящего суда, в том числе приказ не передавать вопрос в рамках преюдициального запроса, поскольку дело было эффективно разрешено вышестоящим судом, что нарушает Конституцию государства-члена, которое провозглашает верховенство права в качестве существенной ценности государства, и, в то же время, статью 2 ДЕС?

33. Преюдициальные запросы были получены Секретарем Суда, который присвоил им соответственно номера дел M-180/19 и M-181/19. В соответствии со статьей 23 Статута Суда Секретарь уведомил стороны и предложил им представить письменные позиции в Суд до 11 ноября 2019 года.

34. Председатель Суда распорядился объединить оба запроса на основании статьи 54 Регламента Суда.

35. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Статута Суда прокуратура, выступающая в качестве стороны как при рассмотрении дела в Высоком суде Камбрильды, так и в Конституционном Суде, участвует в разбирательстве. В соответствии с пунктом 2 статьей Регламента Суда, правительство Республики Фридония также вступило в процесс.

36. Адвокат г-на Галли проинформировал Суд о решении своего клиента воздержаться от представления письменных замечаний и участия в устном слушании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: