Методы организации инструментально-исполнительской деятельности на уроках музыки в школе




Содержание и организация игры детей на музыкальных инструментах многом определяются условиями, в которых работает учитель. Прежде все это тот набор музыкальных инструментов, которыми он располагает, и те возрастные особенности детей, с которыми проводятся музыкальные занятия, и их предшествующий опыт игры на музыкальных инструментах.

Включение в занятия игры на музыкальных инструментах отвечает возрастным особенностям прежде всего младших школьников, так как вносит в урок игровое начало, способствует созданию атмосферы увлеченности на уроке; для подростков игра на музыкальных инструментах – это, прежде всего, удовлетворение их потребности в художественном выражении, интереса к музыкальным занятиям.

Задачи и содержание обучения игре на музыкальных инструментах

В педагогической практике учитель музыки обращается к инструментальному исполнительству для решения самых разных задач:

- развития музыкальных способностей учащихся;

- приобщения их к народным инструментальным традициям;

- овладения различными теоретическими знаниями;

- закрепления знаний о пройденных музыкальных произведениях.

В соответствии с поставленными задачами определяется содержание инструментальной деятельности.

Введение инструментального музицирования в процесс музыкальных занятий способствует развитию всех без исключения сторон музыкального слуха: высотного, мелодического, ладового, тембрового, динамического, гармонического, полифонического и т.п.). Игра на музыкальных инструментах создает благоприятные условия для освоения учащимися нотной записи.

В начальнойшколе осуществляется накопление учащимися опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании (в основном на элементарных музыкальных инструментах). Такой опыт приобретается: в процессе исполнения специально написанных учителем оркестровых партитур; в процессе выполнения детьми заданий импровизационного плана; при сочинении учащимися под руководством учителя ритмического аккомпанемента к разучиваемым песням или произведениям, с которыми они знакомятся в слушательской деятельности; при сочинении учащимися под руководством учителя инструментальных композиций.

Следуетподчеркнуть, что в настоящее время возможности введения в содержание занятий игры на музыкальных инструментах в условиях общеобразовательных учебных заведений весьма ограничены. Как правило, учителя имеют в распоряжении лишь самые простые, преимущественно ударные музыкальные инструменты: бубен, барабан, треугольник, маракасы, трещотки, реже имеется возможность использования на уроках металлофонов и ксилофонов, а также некоторых народных музыкальных инструментов (дудки, ложки и др.).

В то же время необходимо иметь в виду, что игра даже на таких инструментах расширяет круг знаний учащихся о музыкальных инструментах, способы игры на них, требует целенаправленной работы по формированию навыков звукоизвлечения и звуковедения, координации движений, различения тембровых и динамических особенностей звучания. Приобретение таких навыков направлено прежде всего на формирование умений проникать в художественный образ произведения и способности творчески воссоздавать его в процессе исполнения. Особое значение имеет формирование навыков слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания в игре на инструментах, умений следовать дирижерским указаниям. В основной школе предусматривается расширение опыта творческой деятельности учащихся в музицировании на элементарных инструментах.

Содержание учебных задач направлено прежде всего на постижение учащимися процесса исполнения музыки как искусства интерпретации. В соответствии с этим большое внимание придается формированию у подростков умений и навыков, связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых инструментальных композиций, как, например:

- предлагать свой вариант их исполнительской трактовки;

- сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

(Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. С. 103—104)

Большое значение придается вовлечению учащихся в процесс музыкально-композиционного инструментального творчества. С этой целью в содержание музыкальных занятий вводятся инструментальные импровизации, а также создание инструментальных или вокально-инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений. Выполнение такого рода заданий способствует формированию у учащихся соответствующих умений и навыков.

Государственными нормативными документами предусматривается та возможность использования на музыкальных занятиях информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений; приобретение опыта творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах.

Поэтому, продумывая содержание и организацию обучения детей игре на музыкальных инструментах, следует учитывать, что в ряде школ имеются синтезаторы. Как показывает опыт, ребят, особенно мальчиков в подростковом и юношеском возрастах, привлекает игра на этом инструменте, что повышает их интерес к музыкальным занятиям. Однако в настоящее время введение содержание занятий обучения игре на синтезаторе возможно главным образом в системе дополнительного образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: