Тема 1.2. Феномен художественной культуры и его педагогическая интерпретация




Тема 1.1. Мировая художественная культура как учебный предмет (4 часа)

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Место и значение дисциплины «Мировая художественная культура» в системе современного образования. Цели и задачи курса.

2. История становления курса «Мировой художественной культуры» как учебной дисциплины. Вклад Л.М. Предтеченской

3. Проект «Школа диалога культуры» В.С. Библера

4. Проблемы и перспективы преподавания мировой художественной культуры в средней школе

 

 

Занятие 2.

Вопросы для обсуждения:

I. Анализ учебников, учебных пособий и программ по курсу «Мировая художественная культура» по вопросам:

1. Авторская концепция преподавания мировой художественной культуры

2. Характеристика содержания учебника, пособия и программы (разделы, темы)

3. Характеристика методического аппарата учебника (наличие иллюстративного материала, вопросов и заданий для учащихся, характер вопросов и заданий, шрифт)

II. Анализ методических пособий для учителя: концепция, структура, соответствие школьным учебникам, достоинства и недостатки

 

 

Основная литература:

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя. М.: Владос, 2002. // https://studfiles.net/preview/4391787/

Рапацкая Л.А. Методическое пособие и программа к учебнику «Мировая художественная культура» для 10 класса общеобразовательной школы. М.: Владос, 2017.

Фурсенко Т.Ф. Теория и методика преподавания мировой художественной культуры и искусства. СПб.: «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019.

 

Учебники для средней школы:

Данилова Г.И. Искусство. Базовый уровень. 10 класс. М.: Дрофа, 2019

Данилова Г.И. Искусство. Базовый уровень. 11 класс. М.: Дрофа, 2019

Емохонова Л.Г. Мироваяхудожественная культура (базовый уровень). 10 класс. М.: «Академия», 2020

Емохонова Л.Г. Мироваяхудожественная культура (базовый уровень). 11 класс. М.: «Академия», 2020

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (в 2 частях). 10 класс. М.: Владос, 2016

Рапацкая Л.А.. Мировая художественная культура (в 2 частях). 11 класс. М.: Владос, 2016

Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 10 класс. М.: Просвещение, 2017 https://catalog.prosv.ru/item/15681

Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 11 класс. М.: Просвещение, 2017

Дополнительная литература:

Бабияк В.В., Мосолова Л.М. Мировая художественная культура в российском образовании (от периода «оттепели» до современности) / Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) / 2015 // https://cyberleninka.ru/article/n/mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-v-rossiyskom-obrazovanii-ot-perioda-ottepeli-do-sovremennosti

Библер и вокруг // https://www.bibler.ru/shdkom_bi_os.php

Бобровцева Т.М., Рябова Г.Н. Нравственный потенциал курса «Мировая художественная культура» / Духовно-нравственное воспитание: Образование. Культура. Искусство. Пенза, 2014.

Гольдман И.Л. «Мировая художественная культура» как компонент гуманитарно-художественного развития учащихся в образовательном учреждении / Вопросы культурологии, 2008. № 2. С. 44 – 46.

Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Лихачёв Д.С. Письма о добром (Письмо 32. Понимать искусство). Пенза, 1996.;

Минасян Н.Г. Эстетико-воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры / Наука и школа, 2017. // https://cyberleninka.ru/article/n/estetiko-vospitatelnyy-potentsial-urokov-mirovoy-hudozhestvennoy-kultury

Никифорова Л.В. Проблема концептуальных оснований дисциплины «Мировая художественная культура» // Труды Санкт-Петербургского института культуры, 2008. // https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kontseptualnyh-osnovaniy-distsipliny-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura

Олесина Е.П. Актуальность предмета «Мировая художественная культура» для современного образования / Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Сб. науч. статей по материалам Общероссийской конференции. М., 2016. С. 87 – 93 // https://www.art-education.ru/sites/default/files/u40/sbornik_iskusstvo_2016.pdf

Предтеченская Л.М. Метод художественно-педагогической драматургии

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 – 2024 гг., утверждённой на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.

Русаков А. Эпоха великих открытий в школе 90-х. Школа диалога культуры и ребёнка // https://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/3/1

 

 

Тема 1.2. Феномен художественной культуры и его педагогическая интерпретация

(2 часа)

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «художественная культура», «художественная картина мира», «художественное сознание».

2. Морфология и типология художественной культуры

3. Ценностные ориентиры в художественной культуре

4. Основные направления в изучении художественной культуры: методологическое, праксиологическое, культуроведческое, педагогическое.

5. Уровни интерпретации художественной культуры.

 

Основная литература:

Крохина Н.П. Эстетические основы мировой художественной культуры. Учебное пособие. Шуя, 2010.

Рапацкая Л.А. Методическое пособие и программа к учебнику «Мировая художественная культура» для 10 класса общеобразовательной школы. М.: Владос, 2017.

Тарасенко Е.Н. Преподавание мировой художественной культуры.

Фурсенко Т.Ф. Теория и методика преподавания мировой художественной культуры и искусства. СПб.: «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019.

 

Дополнительная литература:

Бетехтин А.В. Художественная культура в проблематике социогуманитарных исследований // Челябинский гуманитарий, 2011. // https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-kultura-v-problematike-sotsiogumanitarnyh-issledovaniy/viewer

Кошаев В.Б. Типология художественной культуры: научно-методическая перспектива изучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2008. // https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-hudozhestvennoy-kultury-nauchno-metodicheskaya-perspektiva-izucheniya

Мусат Р.П. Художественная картина мира: единство в многообразии Политематический журнал научных публикации «Дискуссия» // https://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1071

Рапацкая Л.А. Проблема исторической типологии русской художественной культуры в содержании отечественного гуманитарного образования // Ценности и смыслы, 2014. // https://cyberleninka.ru/article/n/problema-istoricheskoy-tipologii-russkoy-hudozhestvennoy-kultury-v-soderzhanii-otechestvennogo-gumanitarnogo-obrazovaniya

Хартикова А.И. Художественная картина мира автора и текста / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013 // https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-kartina-mira-avtora-i-teksta

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: