Ни одно предшествующее столетие в культуре не отличалось такой пестротой, обилием противоречий, сложностью взаимоотношения различных по своей направленности тенденций, как XVIII и начало XIX веков. Новые веяния постепенно расшатывали устои старого религиозного мировоззрения, проникая в различные области культуры. Не осталось в стороне от борьбы направлений и церковно-певческое искусство, в котором утверждается стиль партесного многоголосия, постепенно оттеснявший старое одноголосное исполнение. Первые опыты многоголосного исполнения церковных песнопений возникли еще до середины XVII века в рамках знаменного распева, получив наименование строчного пения, многоголосные распевы плотно вошли в вокально-хоровое пение уже в начале XVIII столетия.
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (partes- голоса) – стиль хоровой многоголосной хоровой музыки XVII- XVIII ст.
Светская музыка развивалась в городах и в крупных помещичьих усадьбах. Богатые помещики содержали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы. При некоторых усадебных капеллах действовали школы, готовившие музыкантов различных профилей, певцов и артистов балета. Так появилась крепостная интеллигенция.
КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ – прослойка людей творческого труда – учёные, художники, музыканты, актёры, писатели, вышедшие из среды крепостных крестьян.
Появление крепостной интеллигенции свидетельствовало о творческой энергии народных масс, которая не угасала даже в условиях тяжёлого социального и национального гнёта. Лишь незначительной части крепостной интеллигенции удавалось освободиться от крепостной зависимости, получить надлежащее образование и достичь вершин мастерства.
Наряду с традиционными видами песенного фольклора возникли новые жанры. Определились основные темы, сюжеты, образы. С народной музыкой и другими видами народного музыкального искусства тесно связан танец, зародившийся в обрядовых действах и постепенно развившийся в самостоятельный вид искусства. В 18-19 веках сформировались национальные особенности народной хореографии, определились типичные танцевальные движения. В народных танцах отражены трудовые процессы, героизм, мужество, семейные взаимоотношения.
Народные праздники и обряды способствовали развитию устного народного творчества, духовному обогащению широких слоев населения. К концу XIX в. особое место в Донбассе приобретает ярмарочная торговля. Ярмарки имели ярко выраженный сельскохозяйственный характер, однако ярмарки всегда сопровождались выступлениями артистов. Только в Бахмуте ежегодно проводилось три ярмарки, в уезде 63. Центрами ярмарок были Камышеваха, Скотоватая, Гришино, Калиновка, Верхнее.
Пёстрая и шумная ярмарка - это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же. Объединившись в группы и используя подготовленный текст, расскажите о хороводах, плясках и скоморохах происходивших на ярмарочных гуляньях.
«Хороводы»
Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.
«Пляски»
О пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.
«Скоморохи».
Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи танцевали, пели, занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви.