Яблоко — яблочко — яблочки, груша — грушка — грушки, лимон — лимончик — лимончики, апельсин — апельсинчик — апельсинчики, мандарин — мандаринчик — мандаринчики, абрикос — абрикосик — абрикосики, вишня — вишенка — вишенки, банан — бананчик — бананчики, дерево — деревце — деревца, сад — садик — садики, ветка — веточка — веточки. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
Яблоко — яблоки — яблок, груша — груши — груш,
слива — сливы — слив, персик — персики — персиков,
абрикос — абрикосы — абрикосов, хурма — хурма — много хурмы,
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен), фрукт — фрукты — фруктов,
апельсин — апельсины — апельсинов, лимон — лимоны — лимонов,
сад — сады — садов, косточка — косточки — косточек,
дерево — деревья — деревьев, ветка — ветки — веток,
семя (семечко) — семена — много семян, пальма — пальмы — пальм,
сок — соки — много соков, много сока.
Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай фрукты»
Одно яблоко — два яблока — пять яблок,
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
одна груша — две груши — пять груш,
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,
один банан — два банана — пять бананов,
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?»
Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,... грушами — грушевое — груша,
... сливами — сливовое — слива,... персиками — персиковое — персик,... абрикосами — абрикосовое — абрикос; пальма с бананами — банановая.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
Сок из яблок — яблочный,... груш — грушевый,... слив — сливовый,... вишни — вишневый,... лимонов — лимонный,... абрикосов — абрикосовый,... апельсинов — апельсиновый,... персиков — персиковый,... фруктов — фруктовый,... мандаринов — мандариновый.
Лексический строй речи
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос маленький; у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;
апельсин круглый, а банан длинный; лимон кислый, а персик сладкий;
апельсин больше, а мандарин меньше.
ТЕМА ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Гусь — гогочет, утка — крякает, курица — кудахчет, петух— кукарекает, Цыпленок — пищит, индюк — балаболит.
Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»
У цыпленка - курица, петух; у индюшонка - индюшка, индюк; у утенка - утка, селезень; у гусенка - гусыня, гусак.
Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»
Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
Грамматический строй речи
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
Гусь — гуси -— много гусей, утка — утки — уток, петух — петухи — петухов, курица — куры — кур, селезень — селезни — селезней, гусенок — гусята — гусят, гусыня — гусыни — гусынь, утенок — утята — утят, индюк — индюки — индюков, индюшка — индюшки —- индюшек, индюшонок — индюшата — индюшат.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки, зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки, цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки, гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки, утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки, индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички, крыло — крылышко — крылышки.
Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее,мягкий — мягче, твердый — тверже, длинный — длиннее, короткий — короче, добрый — добрее, злой — злее, сильный — сильнее, слабый — слабее, высокий — выше, низкий — ниже, толстый — толще, тонкий — тоньше.
ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Белка — белочка, обезьяна — обезьянка, медведь — медведушка, бегемот — бегемотик, еж — ежик, слон — слоник, заяц — зайчик, лев — левушка, лось — лосик, леопард — леопардик, тюлень — тюленюшка, морж — моржонок.
Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого — кто?»
У белки — бельчонок, бельчата, у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята, у слонихи — слоненок, слонята,
у лисы — лисенок, лисята, у волчихи — волчонок, волчата,
у моржихи — моржонок, моржата, у тигрицы — тигренок, тигрята,
у тюленихи — тюлененок, тюленята, у львицы — львенок, львята,
у медведицы — медвежонок, медвежата.