Основные принципы психологии. Развитие психики в процессе эволюции.




ЛЕКЦИЯ 2

Тема 1.2. Общие положения о психических явлениях.

Основные принципы психологии. Развитие психики в процессе эволюции.

 

Психика -отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их значения и смысла.

Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика – это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы многомерны – они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предместное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты возможного развития действительности.

Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Поэтому в практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образыинформационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и всеобщим законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.

Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно – исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно – историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сфер его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между субъектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.

Научная трактовка сущности психики сводится к следующим положениям:

-психика возникла на определенной стадии развития материи и является отражательно – регуляционным механизмом приспособленного поведения живых организмов. По мере их эволюционного развития развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты→индивидуальное научение;

-психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения;

-психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психический образ в регулируемое им действие;

-психика опосредствована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – обусловлена социокультурными факторами;

-психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Классификация психических явлений.

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

-психические процессы;

-психические состояния;

-психические свойства личности.

Психические процессы – активное взаимодействие субъектом с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на:

-познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память);

-волевые;

-эмоциональные.

Психическая деятельность человека – совокупность его познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние – текущая модификация психической деятельности человека, представляющая собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психические состояния подразделяются на:

- мотивационные – основанные на потребностях (установки, желания, интересы, влечения, страсти);

- состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

- эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

- волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствами личности относятся:

-темперамент;

-направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);

-характер;

-способности.

 

Сознание как высшая форма психики. Сознание и деятельность.

 

Сама природа человеческого труда требовала развития интеллектуальных и психомоторных качеств человека, совершенствовалась его чувствительность, расширялся объем отражаемых им явлений.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала:

-осознание человеком значений совершаемых им трудовых действий;

-появления знакового обозначения этих значений – слова;

-социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации – речи.

Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели, с развитием таких специфических человеческих психологических свойств, как целеполагание и целедостижение. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала и механизмом единения людей, стимулятором их социальной коммуникации.

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта. Психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности:

1. Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые предоставляют собой концентрированный опыт человечества, предаваемый посредством слова.

2. Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности. Сознание – это отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей.

3. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.

4. Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием. Различаются четыре формы, или сферы, общественного сознания:

- наука – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентаций;

- соционормативная сфера общественного знания – система нравственных, идеологических, политических, правовых ценностей – система социальных норм данного общества;

- искусство – духовно-практическое освоение действительности образными средствами, образное моделирование типичных сторон действительности;

- религия, вера – культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора ведущих людей.

5. Сознание связано с самосознанием, субъективной особенностью индивидуального сознания, системой ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру.

Сознание является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: формы чувственного отражения мира, рациональное познание, эмоционально-волевую сферу психической саморегуляци.

Сознаниеприсущий человеку высший уровень психического отражения действительности в социально выработанных формах – понятиях и оценочных суждениях.

Существуют некоторые критерии минимально необходимого уровня сознания для психического взаимодействия индивида со средой. Нарушение этих критериев означает нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью.

Нормой для личности является отражение мира в объективных взаимосвязях и смысловых значениях. Сознательное поведение личности – концептуально организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с понятийной сферой индивида.

Самосознание личности, личностные, социально соотнесенные образования являются ядром сознательной саморегуляци человека.

Психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями, с социально понятийным отражением действительности.

 

 

Развитие психики в процессе эволюции

Все живые организмы должны для своего выживания взаимодействовать со средой: добывать питательные вещества, избегать вредных воздействий. Для этого необходимо отражать, ошущать внешнюю среду, ее жизненно значимые компоненты.

Отражение в широком смысле слова - это взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого.

Возникновение живой материи представляет собой новый способ су­ществования материи. Для существования живых организмов необходим постоянный обмен веществ - взаимодействие со средой. Любая форма существования жизни связана с ассимиляцией (усвоением веществ из внешней среды) и диссимиляцией (выделением продуктов распада во внешнюю среду).

Возникновение живого связано с появлением особого типа отражения -раздражимости.

Раздражимость - свойство живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия; это биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реаги­ровать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение, В отличие от растений, животный организм активно ищет пишу или уходит от' вредных явлений, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам.

Форма отражения действительности, при которой биологически индифферентные раздражители начинают отражаться, если они сигнализируют о жизненно важных явлениях, называется чувствительностью.

Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по отдельным их свойствам). По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган

чувствительности - центральная нервная система,

В процессе эволюции животные становятся все более и более приспособленными к изменению условий среды, у них вырабатываются новые, наиболее целесообразные формы поведения, совершенствуется психическое отражение действительности, развивается центральная нервная система (головной мозг).


Первичным механизмом регуляции поведения животных, находящихся на низших ступенях эволюционного развития, являются инстинкты (от лат. instinctus- побуждение) - наследственно закрепленные формы поведения.

Инстинктивные формы поведения вызываются не в результате сложного анализа окружающей обстановки, а относительно простыми, но биологически кочевыми сигналами, которые служат толчком к реализации сложной системы врожденных реакций. Физиологической основой инстинктов являются врожденные безусловные рефлексы.

Такое индивидуально-изменчивое поведение осуществляется сложным нервным механизмом - головным мозгом. Физиологическим механизмом индивидуально-изменчивого поведения являются условные рефлексы, формирующиеся в коре мозга.

Первичной формой психики являются инстинкты

ответ организма на отдельные биологически значимые элементы внешней среды системой врожденных приспособительных реакций (элементарный анализ действительности), Нейрофизиологической основой инстинктов являются безусловные (врожденные) рефлексы

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность научения - способность отражения устойчивых связей между элементами привычной ситуации; на основе этого вырабатывается индивидуализированная форма поведения - навыки, формируется система условных рефлексов.

Возникновение и развитие человека.

Начало хождения на ногах открыло широкие возможности для мани­пулирования объектами посредством передних конечностей, началось интенсивное развитие двигательно-манипулятивных возможностей человеческой руки, орудийных действий, а затем изготовление орудий труда и их коллективное использование. Возникла социальная, общественная взаимозависимость людей. Социальный фактор стал фактором выживания.

На стадии "формирующихся людей" в связи с усовершенствованием строения кисти руки в элементарных трудовых процессах резко расширились возможности машшулятивных действий.

Расширение взаимодействия с действительностью сопровождалось увели­чением объема мозга.

У человека в процессе антропогенеза сформировалась принципиально новая система информационной связи - произносимое слово постепенно приобрело обобщенное значение: вобрав в себя многовековой опыт человечества, оно стало обозначать существенные взаимосвязи событий общие устойчивые признаки явлений.


Постепенно в человеческом обществе формировалось и укреплялось социальное содружество.

Процесс человекообразования завершился только в эпоху верхнего па­леолита (приблизительно 40 тыс. лет назад), когда сформировался современный тип человека - Homo sapiens - человек разумный (кроманьонец).

Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума
обусловил качественно новое развитие психики человека.
Изготовление
простейшего орудия труда связано с мысленным предвосхищением его
предназначения, структурных ифункциональных особенностей, общественного
разделения процесса его изготовления. Все это стимулировало развитие
аналитической и синтетической деятельности, развитие;

человеческого интеллекта, Развивалось и орудие интеллекта - человеческая понятийная речь.

Отдельные трудовые действия человека приобретали смысл только в контексте деятельности других людей - возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели действия, связанные с мышлением и волей человека. На основе внешних трудовых действий формируется система внутренних, психических, умственных действий, Человек переходит к действию с психическими образами - к действию в уме. У него возникает способность моделировать различные отношения вещей, прогнозировать их изменение; на этой основе совершенствовалась творческая деятельность человека.

Сознание как высшая форма психики.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала:

осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий; появления знакового обозначения этих значений - слова; социального взаимодействия людей, развитая социальной коммуникации и

основного средства этой коммуникации -речи, В процессе антропогенеза сформировался социальный фактор детерминации человеческой психики: поведение человека стало регулироваться; не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями. Слово, речь, язык становятся знаковой системе! социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями. Поведение индивида подвергается социальной стереотипизации.


Сознание - присущий человеку высший уровень психического отражениям действительности в социально выработанных формах - понятиях и оценочных суждениях.

Существуют некоторые критерии минимально необходимого уровня
сознания для психического взаимодействия индивида со средой. Нарушение
этих критериев означает нарушенность сознания, утрату взаимодействия

субъекта с действительностью.

Нормой для личности является отражение мира в объективных взаи­мосвязях и смысловых значениях. Сознательное поведение личности -концептуально организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с понятийной сферой индивида.

Самосознание личности, личностные, социально соотнесенные обра­зования являются ядром сознательной саморегуляции человека. Психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями, с социально понятийным отражением действительности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: