Где спряталась матрешка?




РАСТЕНИЯ

Ансамбль.

Цель. Классификация овощей по различным признакам, закрепление словаря, обозначающего эти признаки.

Оборудование. Картинки с изображением различных овощей.

Ход игры. Детям раздают картинки. Ведущий (в начале игры эту роль берет на себя учитель) говорит, что у него помидор, он сочный. Помидор собирает ансамбль. В него могут войти все овощи с таким же признаком. Каждый выходящий представляет свой овощ и говорит: «У меня огурец. Он тоже сочный» и т.д.

Игру можно повторить с другим ведущим, который выберет (с помощью учителя) новый признак, например: «едят сырым», «красный по цвету», «горький по вкусу», «продолговатый по форме» и т.д.

Поварята. (Ролевая игра.)

Цель. Закрепление названии овощей, их назначения, умения комментировать действия.

Оборудование. Предметные картинки с изображением посуды, овощей; три (два) наборных полотна; фартучки и колпачки.

Ход игры. Каждый ряд назначает своего поваренка. Каж­дому из них учитель дает задание приготовить к обеду борщ, винегрет, салат или щи. Поварята должны выбрать овощи, необходимые для данного блюда, и соответствующую посуду. Все отоб­ранные картинки размещаются на наборном полотне—сначала по­суда, а затем овощи. После выполнения задания каждый ряд комментирует действия своего поваренка. Выявляется ряд победитель.

Что растет в огороде (саду)?

Цель. Классификация овощей по месту их произрастания, правильное использование простого предложения.

Ход игры. Учитель говорит, что он будет задавать во­просы, а учащиеся должны ответить.

Например: «Морковь растет в огороде?».— «Да, морковь растет в огороде». Если это растение не огородное, в ответе должно быть употреблено слово «нет» («Нет, груши растут в саду»).

Угадай, что в руке.

Цель. Развитие умений отгадывать овощ или фрукт на ощупь, по запаху, называть его признаки, правильно пользоваться мес­тоимениями.

Оборудование. Натуральные предметы — овощи, фрукты.

Ход игры. Одному из учеников предлагается закрыть гла­за, взять из корзины любой фрукт или овощ, определить, что это, и назвать признаки предмета. Например: «Это яблоко. Оно глад­кое, круглое, хорошо пахнет». Или: «Это огурец. Он овальный, шероховатый (с пупырышками)». Учитель, если надо, помогает вопросами.

Угадай, какой формы.

Цель. Соотнесение формы овощей и фруктов с геометричес­кими фигурами, закрепление названий геометрических фигур и рас­тений, правильное употребление местоимений.

Оборудование. Вырезанные из картона геометрические фигуры (овал, круг, треугольник), картинки с изображением ово­щей или фруктов (либо того и другого вместе).

Ход игры. Учащиеся получают по одной картинке, а на доску прикрепляются геометрические фигуры. Поочередно, по одному от каждого ряда ученики называют нарисованный предмет и определяют, какой он формы. Например: «У меня яблоко. Оно круглое», «У меня морковка. Она похожа на треугольник (про­долговатая)».

Магазин «Овощи-фрукты». (Ролевая игра.)

Цель. Закрепление названий овощей и фруктов, отработка умения загадывать загадки, давая описание предмета.

Оборудование. Вывеска с названием магазина, изображение прилавков, двух корзин с овощами и фруктами (или набор картинок с овощами и фруктами), белый халат для продавца.

Ход игры. На доску прикрепляются вывеска магазина, изоб­ражение прилавка, корзины с овощами и фруктами, картинки овощей, фруктов (натуральные предметы размещаются на столе). Выбранный продавец надевает халат. Чтобы купить фрукт или овощ, покупатели должны составить и загадать загадку о нем. Учитель, первым войдя «в магазин» за покупкой, дает образец загадки-описания. Например: «Мне нужен овощ. Он круглый, с хвостиком из корней, желтый, горьковатый, когда его режешь, можешь заплакать». Продавец выдает отгаданный овощ. Если он ошибается, класс выбирает другого продавца. По неточному описанию покупка не выдается до его уточнения (с помощью учи теля).

Петрушка отгадывает.

Цель. Закрепление названий признаков овощей и фруктов, обучение описанию предмета.

Оборудование. Кукла Петрушка, картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры. Учитель надевает на руку Петрушку и спраши­вает его, хочет ли он послушать, как дети умеют загадывать загадки, и показать, как он. Петрушка, может их отгадывать. Петрушка, «соглашаясь», кивает головой. Желающий описывает предмет. Если описание неудачное, учитель «выслушивает» Пет­рушку и сообщает детям, что Петрушка не понял сказанного и просил рассказать подробнее. Другие ученики добавляют еще не­сколько признаков, также не называя предмета. Удовлетворившись описанием. Петрушка «выбирает» картинку и «объявляет» от­гадку.

Живые картинки.

Цель. Закрепление названий различных видов работ в саду, в огороде, обучение правильному использованию простого пред­ложения.

Ход игры. Группа учеников, выбранных ведущими, догова­ривается о действиях, которые они будут показывать. Перед на­чалом работы вся группа проговаривает двустишие:

Где мы были, вам не скажем,

А что делали, покажем.

Каждый ведущий имитирует действие работ в саду или огоро­де, например: сбор яблок, прополка моркови, посадка деревьев, выкапывание картофеля, срезание капусты, выдергивание морко­ви (редиски), сбор огурцов, помидоров и т.д.

Остальные дети должны отгадать, что делает тот или иной ведущий, и сказать: «Лена рвет яблоки» или «Лена работает в саду. Она рвет яблоки» (по договоренности).

Загадки.

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель.)

Желтая, а не репа,

Круглая, а не солнце,

С семечками, а не подсолнух. (Тыква.)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки. (Горох.)

Дом зеленый тесноват —

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (Горох.)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые прядки. (Морковь.)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена —

Вся на солнышке она. (Редиска.)

Хотя и сахарный зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я... (свекла).

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок.

К земле прирос он крепко.

Что это?... (репка).

Сарафан на сарафане,

Платьице на платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук.)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук.)

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи — меня ищи. (Капуста.)

Летом в огороде — свежие, зеленые.

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?... (огурцы).

Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец.)

На бахче у нас растет.

Как разрежешь — сок течет

Свеж и сладок он на вкус,

Называется... (арбуз).

На сучках растут шары —

Посинели от жары.

Что это? (Слива.)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки —

Собираем огоньки. (Земляника.)

Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу:

«Кушай, мамочка», - скажу. (Яблоко.)

Низок да колюч,

Сладок, а не пахуч.

Ягоду сорвешь –

Всю руку обдерешь. (Крыжовник.)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Смородина.)

 

Да — нет.

Цель. Закрепление названий овощей, фруктов, ягод, их клас­сификация по родовым группам; формирование умения задавать вопросы.

Оборудование. Набор картинок с изображением овощей, фруктов, ягод (желтые яблоко, лимон; желтые крыжовник, слива, репа, лук; красные яблоко, клюква, калина, редиска, помидор).

Ход игры. Учащиеся рассматривают картинки, называют изображенные на них предметы. Потом ведущий собирает кар­тинки, выбирает одну, не показывая ее, остальные кладет стоп­кой на стол.

Учащиеся задают ведущему вопросы, для того чтобы отгадать, какое растение он выбрал. Вопросы ставятся так, чтобы ответ состоял из слова «да» или «нет». Для облегчения задачи план формулирования вопросов может быть записан на доске в следу­ющем виде:

1. Овощ, фрукт, ягода.

2. Цвет.

3. Форма.

4. Вкус.

Например, ведущий выбрал картинку с изображением калины. Вопросы должны ставиться так: «Это овощ?» — «Нет».— «Это яго да?» — «Да».— «Она желтая?» — «Нет».— «Она красная?» — «Да».— «Она горькая?» — «Да».

Отгадавший становится ведущим, и игра повторяется.

Комментарий для учителя. Эту игру можно прово­дить на дифференциацию только фруктов и овощей. При этом чем моложе класс, тем меньше должен быть набор предметов.

Чей букет больше?

Цель. Закрепление названий цветов, их классификация по месту произрастания.

Оборудование. Открытки с изображением луговых, садовых и комнатных цветов; таблички с надписями: «луговые», «садовые», «комнатные».

Ход игры. Учитель объявляет, что школьники будут соби­рать букеты из разных цветов, которые растут в комнате, в саду, на лугу. Участники игры договариваются, какие цветы будет собирать каждый ряд. Все открытки с цветами располагаются на учительском столе. К доске прикрепляются таблички с назва­ниями мест их произрастания. По команде учителя по одному с каждого ряда выходят ученики и, выбрав себе открытку с цвет­ком, встают к доске под соответствующей табличкой.

Игра прекращается, как только один из рядов закончит сбор букета. Каждый называет свой цветок, остальные контролируют правильность его названия и место произрастания. Если цветок выбран или назван неверно, ученик отправляется на место.

Таким образом анализируется букет каждого ряда. Победителем оказывается ряд, который собрал самый большой букет.

Примерный материал. Бегония, герань, фиалка, как­тус, фикус; ромашка, колокольчик, одуванчик, клевер, незабудка; ноготок, роза, тюльпан, бархатец, астра.

Вертолина.

Цель. Закрепление названий цветов и их окраски, обучение правильному согласованию прилагательного с существительным.

Оборудование. Вертолина, картинки с изображением цве­тов.

Ход игры. Ведущий запускает вертолину и объявляет цвет, который она показывает. Учащиеся по вызову ведущего называют цветы, имеющие такую же окраску. Например: вертолина показала красный цвет, ученики могут назвать красную розу, красную ге­рань, красный клевер. Когда названы все цветы этой окраски, другой ведущий снова запускает вертолину и объявляет новый цвет.

Где спряталась матрешка?

Цель. Закрепление названий комнатных цветов, обучение описанию предмета.

Оборудование. Комнатные цветы на окне, маленькая мат­решка.

Ход игры. Первую игру проводит учитель, затем ведущими становятся дети. Ведущий предлагает ученикам закрыть глаза, прячет матрешку за цветок на окне и возвращается к столу. Де­ти открывают глаза и слушают описание цветка, за которым спряталась матрешка. Первый, кто по описанию правильно на­звал цветок и нашел матрешку, становится ведущим.

Цветочный магазин. (Ролевая игра.)

Цель. Закрепление названий цветов, развитие связной речи.

Оборудование. Нарисованные на доске полочки для цве­тов, открытки с изображением цветов, кокошник для продавца.

Ход игры. Такой же, как при игре в магазин игрушек.

Конкурс.

Цель. Закрепление названий различных растений, отгадывание предмета по его признакам, правильное формулирование от­светов на вопросы.

Ход игры. Учитель объявляет конкурс на лучшего знатока растений, затем задает вопросы, предупреждая, что ответы на них должны быть полными. Каждый правильный ответ награждается фишкой. В конце игры выявляется победитель, кому и присва­ивается звание лучшего знатока растений.

Примерный материал.

У какого дерева белый ствол?

На каком дереве растут желуди?

У какого цветка на стебле острые шипы?

У каких овощных растений стебли стелются по земле?

Какое время года благоприятно для растений?

Какие грибы растут на пеньках?

Как по-другому называется белый гриб?

У каких растений красный плод?

Какая ягода после мороза становится сладкой?

Что получилось?

Цель. Обучение отгадыванию загадок и умению объяснять отгадки.

Оборудование. Фигурки растений и животных леса.

Ход игры. Учитель загадывает загадки, а учащиеся нахо­дят предмет-отгадку и объясняют, что помогло им отгадать. По мере отгадывания они вставляют выбранную фигурку в ящик с песком либо в отверстия специально подготовленной плоскости. В конце игры учащиеся называют, что получилось, и рассказы­вают, что еще растет в лесу и кто еще там живет.

Примерный материал

Зимой и летом одним цветом. (Елка.)

На лесной опушке

Стояли две подружки:

Платьица белены,

Шапочки зелены. (Березки.)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпах разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это … (сыроежки).

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту.

Зовусь я … (подосиновик).

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает. (Земляника.)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж.)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой —

Все равно он будет мой. (Дятел.)

Загадки.

У занесенных снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник.)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него —

И не будет ничего. (Одуванчик.)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка:

Был цветок—и нет цветка. (Одуванчик.)

Белые горошки

на зеленой ножке. (Ландыши.)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)

Эх, звоночки,

Синий цвет,—

С язычком,

А звону нет. (Колокольчик.)

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза.)

Кого один раз в год наряжают. (Елка.)

Что за дерево

И лето, и зиму зелено? (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна.)

Нет грибов дружней, чем эти,—

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята.)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички —

Золотистые... (лисички).

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб.)

Что за гриб стоит на кочке

В красном бархатном платочке? (Подосиновик.)

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой. (Белый гриб.)

Лета первая примета:

Под березой, в холодке —

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (Подберезовик.)

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может... (муравей).

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка. (Кузнечик.)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар.)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук.)

Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)

В ярком платье модница —

Полетать охотница,

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает. (Бабочка.)

Я на ветке сижу,

Букву ж все твержу.

Знаю твердо букву эту —

Я жужжу зимой и летом. (Жук.)

Не птица, а с крыльями,

Над цветком летает,

Медок собирает. (Пчела.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вволю нажужжусь. (Жук.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: