В региональных программах социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот в постинтернатный период рекомендуется предусматривать следующие основные направления работы:
совершенствование регионального законодательства в области обеспечения социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;
создание системы управления процессом социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая:
организацию на региональном уровне системы учета численности выпускников учреждений для детей-сирот, потребности в создании условий для получения ими образования, обеспечения их занятости, социальных услугах, наличия этих условий, создание и ведение соответствующих банков данных;
определение структуры, ответственной за организацию работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, координацию межведомственного взаимодействия в этой области;
развитие инфраструктуры постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая создание дифференцированной сети организаций, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников учреждений для детей-сирот;
проведение мониторинга и оценки эффективности работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот на основе системы соответствующих показателей и индикаторов;[13]
обеспечение защиты прав выпускников учреждений для детей-сирот, включая создание механизмов подачи ими жалоб на нарушение их прав и законных интересов;[14]
реализация в учреждениях для детей-сирот программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска;
обеспечение выпускникам учреждений для детей-сирот возможности продолжить образование в любом образовательном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, включая систему их социально-педагогического и психологического сопровождения в условиях образовательного процесса;
|
разработка и внедрение инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании института наставников/кураторов, индивидуального подхода к организации постинтернатного сопровождения;
обучение детей-сирот конкурентоспособным на региональном рынке труда профессиям и их последующее трудоустройство с перспективой на дальнейший профессиональный рост;
предоставление выпускникам учреждений для детей-сирот жилых помещений;
организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различных органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;
активное использование ресурсов самих выпускников учреждений для детей-сирот в решении вопросов их социальной адаптации (создание ассоциаций, клубов поддержки выпускников учреждений для детей-сирот);
организация межведомственного взаимодействия, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными структурами, включая общественные и религиозные объединения, некоммерческие организации, волонтеров, бизнес-сообщество, в решении проблем социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;
обеспечение информационной поддержки программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот с помощью средств массовой информации, формирование положительных установок в обществе по отношению к выпускникам учреждений для детей-сирот.
|
Директор Департамента воспитания и социализации детей | А.А. Левитская |
Приложение
к Рекомендациям по разработке
и реализации региональной программы
социальной адаптации выпускников учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
Примерное положение
о центре социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Общие положения
1.1. Настоящее примерное положение регулирует деятельность государственного или муниципального учреждения "Центр социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Центр), создаваемого для организации и обеспечения социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
На основе настоящего примерного положения государственные или муниципальные учреждения, создаваемые в указанных целях на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, разрабатывают свои уставы, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (правовыми актами муниципальных образований).
|
1.2. Центр создается в целях организации и обеспечения социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им социальных услуг, помощи в реализации их законных прав и интересов.
1.3. Центр предоставляет услуги в стационарных и нестационарных условиях.
Правовой статус Центра
2.1. Центр является юридическим лицом.
2.2. Центр находится в ведении субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Учредитель осуществляет следующие функции:
утверждает учредительные документы по согласованию с органом, осуществляющим управление имуществом;
назначает на должность и освобождает от должности руководителя Центра в соответствии с действующим законодательством;
осуществляет контроль за деятельностью Центра, оказывает организационную и методическую помощь.
2.3. Центр является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (правовыми актами муниципального образования) и учредительными документами Центра.
2.4. Для оказания помощи в деятельности Центра может быть создан попечительский совет.[15]
3. Предмет, задачи и направления деятельности Центра [16]
3.1. Предметом деятельности Центра является предоставление государственных (муниципальных) услуг по социальной (постинтернатной) адаптации лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Примерного положения, в возрасте, как правило, до 23 лет. В исключительных случаях услуги могут предоставляться лицам указанной категории в возрасте 23 лет и старше.
Количество обслуживаемых Центром лиц устанавливается учредителем.
3.2. Основными задачами Центра являются:
оказание комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и правовой помощи, осуществление индивидуальной и групповой реабилитации и социальной адаптации обслуживаемых лиц;
обеспечение проживания обслуживаемых лиц в стационарном отделении Центра;
определение и периодическое предоставление конкретных видов социально- экономических, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг обслуживаемым лицам;
поддержка обслуживаемых лиц в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации.
3.3. Направлениями деятельности Центра являются:
оказание социальной, психологической, педагогической, правовой, консультативной и иной помощи обслуживаемым лицам в преодолении трудной жизненной ситуации;
предоставление временного или на разовой основе проживания обслуживаемым лицам;
разработка и реализация индивидуальных программ социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации;
участие в работе по профессиональной ориентации и устройстве на работу выпускников организаций для детей-сирот совместно с органами службы занятости;
оказание содействия в обеспечении защиты прав и законных интересов выпускников организаций для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов и организаций (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости и других), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и координация их деятельности в этом направлении;
3.4. Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от потребности обслуживаемых категорий лиц на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования в конкретных видах социальной поддержки.