Ярына Александра Анатольевна,




аспирант, *****@***ru,

ФГОУВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Некоммерческий сектор стал ассоциироваться с социальной помощью, способной кардинально менять свои цели и методы деятельности и достаточно эффективно участвовать в реализации социальной политики. Необходимо сформировать и внедрить в практику такой вид помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как профессиональная подготовка по заранее выбранным воспитанниками детских домов специальностям и их дальнейшее трудоустройство внутри организации, оказывающей благотворительную помощь.

Предлагаемый тип межведомственного взаимодействия детских сиротских учреждений с благотворительными организациями, заключается в том, что благотворительные организации сначала предоставляют необходимое профессиональное обучение, прохождение практики, а затем трудоустраивают воспитанников детских домов.

Ключевые слова: благотворительная общественная организация, благотворительный общественный фонд, благотворительные учреждения, инновационные формы межведомственного взаимодействия, социальная ответственность

За последние пятнадцать лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и превысило 700 тыс. человек. Основа сиротства как социального явления — социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности ребенка, ценности семьи). Основная часть детей-сирот воспитывается в детских учреждениях интернатного профиля.[27]

Выходя из стен детского дома во взрослую жизнь, юноша или девушка сталкивается с множеством проблем – у кого-то нет жилья, кто-то до конца не решил, чем он будет заниматься, стоит перед решением проблемы, какую профессию выбрать и как выжить. Для решения всех этих проблем в детских домах России разработано множество методик помощи, созданы государственные программы поддержки, выпускникам помогают решить вопросы социальной адаптации, определиться с учебой и работой. Педагоги и психологи детских домов и образовательных учреждений делают все возможное в главном – помочь юному человеку, попавшему в тяжелые жизненные условия понять, кто он в этом мире, определить себя как личность, устроиться в жизни и понять ее ценность и многогранность.

Во многих учреждениях интернатного типа с будущими выпускниками проводится работа по профессиональному ориентированию. Однако найти работу по специальности, которая нравится молодым людям, удается не всегда. Таким образом, проблема трудоустройства является наиболее актуальной. Острой проблемой является даже не сам поиск работы, а закрепление на рабочем месте. Обычно таких молодых людей направляют в профессиональные училища, в которых есть места для проживания. Выпускникам часто [28]предлагают низкооплачиваемые и бесперспективные должности. Как правило, это сопровождается их нежеланием трудиться. Вследствие этого, большинство выпускников детских домов не видят пути решения проблемы собственной социализации, начинают употреблять алкогольные напитки, вести девиантный образ жизни и в итоге попадают в пенитенциарные учреждения. Администрация учреждений и предприятий старается не брать выпускников из-за необходимости обеспечения их социальными гарантиями и отсутствия налоговых льгот. Таким образом, возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.

В сложившихся современных социальных условиях особую актуальность приобретает исследование социальной работы, проводимой общественными и благотворительными организациями с детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.

Деятельность общественных и благотвори­тельных организаций — это проявление социальных инициатив раз­личных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии социально-экономической ситуации в стране, со­стояния системы социальной защиты населения и ее проблемы, стремление оказать помощь людям, оказавшимся в трудной жиз­ненной ситуации.

В документах, регу­лирующих деятельность благотворительных и общественных организаций, — Законе РФ от 01.01.01 года «О благотворительной дея­тельности и благотворительных организациях»; Законе РФ от 01.01.01 года «Об общественных объеди­нениях»; Законе РФ от 01.01.01 года «О некоммерческих органи­зациях» и др. — определены конкретные формы деятельности общественных организаций, сформулированы их цели и задачи в области социальной защиты населения.

Для того чтобы рассмотреть деятельность благотворительных и общественных организаций по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо обратиться к анализу проблеме развития третьего сектора[1] экономики на территории Российской Федерации. К организациям третьего некоммерческого сектора относятся благотворительные общественные организации; благотворительные общественные фонды; благотворительные учреждения. В последние годы количество организаций некоммерческого сектора увеличилось, вместе с тем существуют серьезные препятствия для улучшения качества оказываемой ими помощи.

Направления деятельности некоммерческого сектора по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в данной работе, рассматриваются на примере оказания социальной помощи общественными и благотворительными фондами. Каждый фонд имеет программу с четким построением целей и задачей.

Организации негосударственного сектора не только поддерживают существующие формы устройства детей-сирот, но и создают новые негосударственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ деятельности благотворительных и общественных организаций позволил сделать заключения о том, что детские негосударственные образовательные учреждения (детские деревни, детские дома при промышленных предприятиях и приюты при общественных организациях), основанные при содействии третьего сектора экономики в России, оказывают значительную помощь детям-сиротам и часто добиваются лучшего результата в работе с воспитанниками, способствуют лучшей их социализации и интеграции в современное общество. Их деятельность затрудняется в связи с недостаточным развитием новых технологий межведомственного взаимодействия.

Российский опыт взаимодействия детских сиротских учреждений с благотворительными организациями позволяет сделать заключение о том, что основным направлением их деятельности в системе социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является социализация воспитанников детских домов и интернатов, интеграция детей в современное общество.

Изучение работы некоторых общественных и благотворительных фондов позволило определить, что их деятельность в сфере социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, основывается на осуществлении следующих схожих программ: оказание материальной помощи; оказание медицинской благотворительной помощи; правозащитная программа; культурная программа.

Программы благотворительных и общественных фондов затрагивают проблему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На их основе предлагаются преимущественно новые формы специализированных негосударственных учреждений для детей, лишенных родительского попечения.

Следует сделать вывод, что деятельность благотворительных и общественных фондов по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, может существенно поправить положение детей в нашей стране. Программы, предлагаемые организациями некоммерческого сектора, затрагивают все имеющиеся проблемы в сфере социальной защиты детей. Недостатком для осуществления всех направлений деятельности благотворительных и общественных фондов являются трудности, связанные с финансированием, недостаточной нормативно-правовой базой, отсутствием скоординированных действий, основанных на взаимодействии с государственными структурами.

Некоммерческий сектор стал ассоциироваться с социальной помощью, он кардинально поменял цели и методы деятельности и эффективно участвует в реализации социальной политики [6. C. 7].

Ни одно правительство не может в любой период времени обеспечивать все потребности народа [5. С. 7]. Несмотря на существование соответствующих нормативных актов и методов социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, государство не может в полной мере оказать поддержку детям. В особенное значение приобретает работа некоммерческого сектора (благотворительные и общественные организации), направленная на решение проблем, связанных с детьми, лишенными родительского попечения.

Однако при всех плюсах участия третьего сектора экономики социальная политика в интересах детей реализуется лишь по отдельным направлениям. Одной из самых актуальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их трудоустройство.[29]

Поскольку трудоустройство детей-сирот осложнено низкой профессиональной подготовкой, отсутствием у них мотивации к труду, не заинтересованностью руководителей предприятий в трудоустройстве выпускника детского дома, представляется необходимым сформировать и внедрить в практику такой вид помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как профессиональная подготовка по заранее выбранным воспитанниками детских домов специальностям и их дальнейшее трудоустройство внутри организации, оказывающей благотворительную помощь.

Названный тип межведомственного взаимодействия детских сиротских учреждений с благотворительными организациями, заключается в том, что благотворительные организации сначала предоставляют необходимое профессиональное обучение, прохождение практики, а затем и трудоустраивают воспитанников детских домов. Подготовка будущих кадров должна исходить из специфики деятельности каждой конкретной благотворительной структуры.

Для внедрения в практику данного типа межведомственного взаимодействия, было проведено качественное социологическое исследование — экспертный опрос сотрудников детских сиротских учреждений, целью которого было изучить мнение экспертов о роли благотворительных организаций в деле их межведомственного взаимодействия с детскими сиротскими учреждениями.

Основываясь на результатах проделанной исследовательской работы, были сформулированы следующие рекомендации:

· внедрить в практику такой вид помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как профессиональная подготовка по заранее выбранным специальностям воспитанников детских домов и их дальнейшее трудоустройство внутри организации, оказывающей благотворительную помощь;

· реализовывать широкий спектр социальных технологий работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;

· осуществлять совершенствование законодательной базы, строгий кон­троль за исполнением нормативных актов, привлечение средств благотвори­телей для реализации программ межведомственного взаимодействия;

· осуществлять совместные действия учреждениям различных ведомств на всех этапах работы с несовершеннолетними;

· преодолеть существующую межведомственную разобщенность, нескоординированность и несистемность взаимодействия организаций третьего сектора экономики с детскими сиротскими учреждениями;

· разработать и реализовать эффективную программу, способную решать проблему трудоустройства воспитанников детских домов совместно с благотворительными и общественными организациями.

Решение проблемы трудового обучения, профессиональной подготовки и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем инновационных методов крайне важна, поскольку реализация эффективной инновационной программы, способна решить проблему трудоустройства воспитанников детских домов совместно с благотворительными и общественными организациями. А это, в свою очередь, не допустит профессиональную и социальную неустроенность молодых людей, асоциальное поведение, вторичное социальное сиротство (отказ от воспитания собственных детей), низкий социальный статус, девиантный и деликвентный образ жизни.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что в России вполне достаточно нормативно-правовых документов, касающихся социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Единственное, что мешает улучшению положения детей-сирот и решению их проблем, — это отсутствие дополнения законодательной базы законами, касающимися деятельности некоммерческого сектора, для повышения качества осуществляемой ими поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.[30]


 

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также льготы для детей этой категории установлены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. [31]

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети, потерявшие одного или обоих родителей, имеют право на получение трудовой или социальной пенсии. Трудовую пенсию получают дети-сироты, умершие родители которых имели страховой стаж. Такая пенсия состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой в твердом размере, и страховой, которая рассчитывается исходя из стажа и заработка умершего кормильца. Если умерший кормилец не имел страхового стажа, то детям назначается социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

Согласно Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" дети-сироты получают социальную пенсию по случаю потери кормильца до 18 лет, выплата пенсии детям-сиротам продлевается при условии их обучения по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (кроме учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также льготы для детей этой категории установлены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Федеральный закон N 159‑ФЗ), который был принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года, одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17‑ФЗ, от 07.08.2000 N 122‑ФЗ, от 08.04.2002 N 34‑ФЗ, от 10.01.2003 N 8‑ФЗ, от 22.08.2004 N 122‑ФЗ, от 17.12.2009 N 315‑ФЗ).

В соответствии с этим законом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии – до того момента, пока они не окончат образовательное учреждение (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ).

Получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

При выпуске, эта категория детей обеспечивается этим же образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Помимо полного государственного обеспечения, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как предусмотрено в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии для других обучающихся. Также им выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер такого пособия составляет трехмесячную стипендию (п.6 ст.6 Федерального закона N 159-ФЗ). Пособие выплачивается в течение 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

При выпуске из этих образовательных учреждений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются сезонной одеждой и обувью. Также им выплачивается пособие в размере не менее 200 рублей. Об этом сказано в пункте 4 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

В соответствии со статьей 8 данного закона, выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.[32]

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Таким детям предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При трудоустройстве в организации (даже коммерческие) выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются за счет средств этого образовательного учреждения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием. Нормы такого обеспечения утверждены постановлением правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По желанию выпускников им может быть выдана или перечислена на сберкнижку денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Также выпускникам выплачивается единовременное денежное пособие в размере не менее 500 руб. Так прописано в пункте 8 статьи 6 Федерального закона N 159‑ФЗ.

В соответствии со ст.9 ФЗ №159, органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с ними и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Лицам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Этим лицам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников [33]

 


[1] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/8233a9b02fa9792a70af5f9dbc9dddfefaf71fd7/

 

[2] https://studbooks.net/598684/sotsiologiya/osnovnye_aspekty_trudoustroystva_zanyatosti_detey_sirot_detey_ostavshihsya_popecheniya_roditeley

 

[4] https://studbooks.net/598684/sotsiologiya/osnovnye_aspekty_trudoustroystva_zanyatosti_detey_sirot_detey_ostavshihsya_popecheniya_roditeley

 

[5] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

[6] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

[7]

[8] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

[9] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

[10] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

[11] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

 

[13] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

 

[15] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

 

[17] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

 

[19] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6649167/

 

[20] https://sociosphera.com/publication/conference/2014/221/socialnopedagogicheskaya_podderzhka_trudoustrojstva_detejsirot_v_postinternatnyj_period/

 

[21] https://sociosphera.com/publication/conference/2014/221/socialnopedagogicheskaya_podderzhka_trudoustrojstva_detejsirot_v_postinternatnyj_period/

 

[22] https://sociosphera.com/publication/conference/2014/221/socialnopedagogicheskaya_podderzhka_trudoustrojstva_detejsirot_v_postinternatnyj_period/

 

[23] https://sociosphera.com/publication/conference/2014/221/socialnopedagogicheskaya_podderzhka_trudoustrojstva_detejsirot_v_postinternatnyj_period/

 

[24] https://old.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=16039&type=26

 

[25] https://old.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=16039&type=26

 

[26] https://old.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=16039&type=26

 

 

[27] https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-mezhvedomstvennogo-vzaimodeystviya-detskih-sirotskih-uchrezhdeniy-i-blagotvoritelnyh-organizatsiy-trudoustroystvo

 

[28] https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-mezhvedomstvennogo-vzaimodeystviya-detskih-sirotskih-uchrezhdeniy-i-blagotvoritelnyh-organizatsiy-trudoustroystvo

 

[29] https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-mezhvedomstvennogo-vzaimodeystviya-detskih-sirotskih-uchrezhdeniy-i-blagotvoritelnyh-organizatsiy-trudoustroystvo

 

[30] https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-mezhvedomstvennogo-vzaimodeystviya-detskih-sirotskih-uchrezhdeniy-i-blagotvoritelnyh-organizatsiy-trudoustroystvo

 

[31] https://ria.ru/spravka/20100909/274037949.html

 

[32] https://ria.ru/spravka/20100909/274037949.html

 

[33] https://ria.ru/spravka/20100909/274037949.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: