Основными задачами, которые решает учитель, являются такие:
приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
развитие собственного достоинства и самоуважения;
воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.
Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, - это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику.
Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:
планировать учебный материал по своему предмету,
обеспечивать выполнение учебных программ,
участвовать в методической работе,
использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
проводить анализ успеваемости своих учеников,
обеспечивать соблюдение дисциплины,
формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.
Требования к профессии учитель
Для того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные качества:
профессиональное овладение методами обучения,
любовь к педагогической деятельности,
наличие специальных знаний по предмету,
высокоразвитые интеллектуальные способности,
любовь к детям, духовность,
широкая эрудиция,
педагогическая интуиция, наличие педагогических способностей,
высокая концентрация,
хорошая дикция,
умение переключать и распределять внимание,
выдержка,
чуткость,
самообладание,
доброжелательность,
такт,
сопереживание,
энергичность,
работоспособность,
умение заинтересовать своим предметом.
Плюсы и минусы профессии учитель
У профессии учитель плюсы и минусы неизбежны. К плюсам можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе, длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются: большая ответственность, невысокая заработная плата, психологическое давление и стрессовые ситуации.
Особенности педагогической профессии
- высокий уровень занятости
- творческий характер
- личность учителя
- большая социальная значимость (высокая общественная ответственность)
- взаимодействие между учителем и учеником
- направленность на других людей
Педагогические способности
1. Академические
2. Дидактические
3. Перцептивные
4. Речевые
5. Организаторские
6. Авторитарные
7. Коммуникативные
8. Прогностические
9. Способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности
10. Рецептивные
11. Суггестивные
12. Исследовательские
13. Научно-познавательные
14. Педагогические способности (талант, призвание, задатки)
Основная педагогическая функция – управление: не столько учить, сколько направлять учение, не столько воспитывать, сколько руководить процессами воспитания. Также учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
САМОКОНТРОЛЬ:
ВЫВОДЫ: Настоящим Учителем может быть только настоящий Человек.
№ п/п | Вопрос | ОК | ПК | «Да» |
Я знаю, что такое педагогическая профессия | 3.1 | |||
Я знаю, что относится к педагогической профессии | ||||
Я знаю основные задачи и обязанности профессиональной педагогической деятельности | ||||
Я знаю особенности профессиональной педагогической деятельности | ||||
Я знаю качества педагогического общения | ||||
Я знаю, что означает профессия педагога | 3.1 | |||
Я знаю, что такое педагогическая культура | ||||
Я знаю, к какому типу профессий относится профессия педагога | ||||
Я знаю, какие требования предъявляются к педагогу | 4,5,7 | |||
Я знаю, какими способностями должен обладать педагог | 4,5,7 |
Домашнее задание:
Найти стихотворение об Учителе и выучить
ЛЕКЦИЯ № 3.
Педагогика как наука
Студент должен иметь представления: О педагогике как науке
Студент должен знать: Основные отрасли педагогики
Студент должен уметь: разбираться в основных категориях педагогики
План изучения темы:
1. Педагогика как наука
2. Отрасли педагогики
3. Основные категории педагогики
1. Педагогика как наука
Педагогику определяют как систему наук о воспитании и обучении, т.е. образовании детей и взрослых.
Предмет педагогики – педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека. Педагогика как наука – система знаний для совершенствования педагогического процесса. В Педагогику взаимодействует с: психологией, философией, физиологией.
В систему педагогических наук входят педагогики:
- общая
-социальная
- возрастная
- военная
- спортивная
- дошкольная
- школьная
- профессиональная
2. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:
1) ясельная педагогика;
2) дошкольная педагогика;
3) педагогика школы;
4) педагогика среднего специального образования;
5) педагогика профессиональнотехнического образования;
6) педагогика среднего специального образования;
7) педагогика высшей школы;
8) производственная педагогика;
9) социальная педагогика;
10) сравнительная педагогика;
11) педагогика «третьего» возраста;
12) исправительно-трудовая педагогика;
13) специальные педагогические науки;
14) лечебная педагогика.
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность — взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной. Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.
Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.
Педагогика профессионально-технического образования — отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.
Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.
Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.
Производственная педагогика изучает:
1) закономерности обучения работающих;
2) переориентацию на новые средства производства;
3) повышение квалификации работающих;
4) переориентацию на новые профессии.
Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Специальные педагогические науки — сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика — разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательновоспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.
3. Основные категории педагогики
Педагогика
Воспитание Обучение Образование
ВОСПИТАНИЕ – процесс передачи исторического и культурного опыта от старшего поколения к младшему: знание о нормах, правилах поведения, установках. Формирование взглядов, убеждений, мировозрения, правил поведения, межличностных взаимоотношений. Участники: воспитатель (что делает? -> передает опыт) воспитанник (что делает? -> овладевает опытом)
ОБУЧЕНИЕ (деятельность педагога «об»+ деятельность ученика «учение»)– процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого происходит развитие ученика: ЗУН (знания о способах преобразования окружающей действительности). Передача социокультурного опыта через науку. Участники: учитель (что делает? -> преподает) ученик (что делает? -> учится)
ОБРАЗОВАНИЕ – результат обучения и воспитания человека.
Образование рассматривается на нескольких уровнях:
1. Как ценность на государственном (в 90-ых гг. невелировалось, потерян потенциал из ученых и учителей), общественном, личностном уровне
2.Как система
3. Как результат
4. Как процесс
Основная педагогическая функция – управление: не столько учить, сколько направлять учение, не столько воспитывать, сколько руководить процессами воспитания.
САМОКОНТРОЛЬ:
ВЫВОДЫ: 1. Педагогика – это наука о педагогическом процессе. 2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. 3. Педагогика – это отрасль (часть) гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к культурным ценностям.
№ п/п | Вопрос | ОК | ПК | «Да» |
Я знаю, что такое педагогика | 3.4 | |||
Я знаю предмет педагогики | ||||
Я знаю, с какими науками связана педагогика | ||||
Я знаю систему педагогических наук | ||||
Я знаю основные категории педагогики | ||||
Я знаю основную функцию учителя |
Дополнительная литература:
1. Подласый И.П. «Педагогика начальной школы » Глава 1. (Основные понятия педагогики, Система педагогических наук)