Основные задачи и основные обязанности профессии учитель




Основными задачами, которые решает учитель, являются такие:

приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;

формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;

развитие собственного достоинства и самоуважения;

воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;

развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.

Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, - это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику.

Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:

планировать учебный материал по своему предмету,

обеспечивать выполнение учебных программ,

участвовать в методической работе,

использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,

проводить анализ успеваемости своих учеников,

обеспечивать соблюдение дисциплины,

формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,

стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,

добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.

Требования к профессии учитель

Для того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные качества:

профессиональное овладение методами обучения,

любовь к педагогической деятельности,

наличие специальных знаний по предмету,

высокоразвитые интеллектуальные способности,

любовь к детям, духовность,

широкая эрудиция,

педагогическая интуиция, наличие педагогических способностей,

высокая концентрация,

хорошая дикция,

умение переключать и распределять внимание,

выдержка,

чуткость,

самообладание,

доброжелательность,

такт,

сопереживание,

энергичность,

работоспособность,

умение заинтересовать своим предметом.

Плюсы и минусы профессии учитель

У профессии учитель плюсы и минусы неизбежны. К плюсам можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе, длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются: большая ответственность, невысокая заработная плата, психологическое давление и стрессовые ситуации.

Особенности педагогической профессии

- высокий уровень занятости

- творческий характер

- личность учителя

- большая социальная значимость (высокая общественная ответственность)

- взаимодействие между учителем и учеником

- направленность на других людей

 

Педагогические способности

 

1. Академические

2. Дидактические

3. Перцептивные

4. Речевые

5. Организаторские

6. Авторитарные

7. Коммуникативные

8. Прогностические

9. Способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности

10. Рецептивные

11. Суггестивные

12. Исследовательские

13. Научно-познавательные

14. Педагогические способности (талант, призвание, задатки)

 

Основная педагогическая функция – управление: не столько учить, сколько направлять учение, не столько воспитывать, сколько руководить процессами воспитания. Также учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

 

САМОКОНТРОЛЬ:

ВЫВОДЫ: Настоящим Учителем может быть только настоящий Человек.

 

№ п/п Вопрос ОК ПК «Да»
  Я знаю, что такое педагогическая профессия   3.1  
  Я знаю, что относится к педагогической профессии    
  Я знаю основные задачи и обязанности профессиональной педагогической деятельности    
  Я знаю особенности профессиональной педагогической деятельности    
  Я знаю качества педагогического общения    
  Я знаю, что означает профессия педагога   3.1  
  Я знаю, что такое педагогическая культура    
  Я знаю, к какому типу профессий относится профессия педагога    
  Я знаю, какие требования предъявляются к педагогу 4,5,7  
  Я знаю, какими способностями должен обладать педагог 4,5,7  

Домашнее задание:

Найти стихотворение об Учителе и выучить

ЛЕКЦИЯ № 3.

Педагогика как наука

Студент должен иметь представления: О педагогике как науке

Студент должен знать: Основные отрасли педагогики

Студент должен уметь: разбираться в основных категориях педагогики

План изучения темы:

1. Педагогика как наука

2. Отрасли педагогики

3. Основные категории педагогики

1. Педагогика как наука

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и обучении, т.е. образовании детей и взрослых.

Предмет педагогики – педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека. Педагогика как наука – система знаний для совершенствования педагогического процесса. В Педагогику взаимодействует с: психологией, философией, физиологией.

В систему педагогических наук входят педагогики:

- общая

-социальная

- возрастная

- военная

- спортивная

- дошкольная

- школьная

- профессиональная

 

2. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:

 

1) ясельная педагогика;

2) дошкольная педагогика;

3) педагогика школы;

4) педагогика среднего специального образования;

5) педагогика профессиональнотехнического образования;

6) педагогика среднего специального образования;

7) педагогика высшей школы;

8) производственная педагогика;

9) социальная педагогика;

10) сравнительная педагогика;

11) педагогика «третьего» возраста;

12) исправительно-трудовая педагогика;

13) специальные педагогические науки;

14) лечебная педагогика.

 

Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность — взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной. Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

Педагогика профессионально-технического образования — отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.

Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.

Производственная педагогика изучает:

1) закономерности обучения работающих;

2) переориентацию на новые средства производства;

3) повышение квалификации работающих;

4) переориентацию на новые профессии.

 

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Специальные педагогические науки — сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика — разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательновоспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.

3. Основные категории педагогики

Педагогика

 

Воспитание Обучение Образование

 

ВОСПИТАНИЕ – процесс передачи исторического и культурного опыта от старшего поколения к младшему: знание о нормах, правилах поведения, установках. Формирование взглядов, убеждений, мировозрения, правил поведения, межличностных взаимоотношений. Участники: воспитатель (что делает? -> передает опыт) воспитанник (что делает? -> овладевает опытом)

ОБУЧЕНИЕ (деятельность педагога «об»+ деятельность ученика «учение»)– процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого происходит развитие ученика: ЗУН (знания о способах преобразования окружающей действительности). Передача социокультурного опыта через науку. Участники: учитель (что делает? -> преподает) ученик (что делает? -> учится)

ОБРАЗОВАНИЕ – результат обучения и воспитания человека.

Образование рассматривается на нескольких уровнях:

1. Как ценность на государственном (в 90-ых гг. невелировалось, потерян потенциал из ученых и учителей), общественном, личностном уровне

2.Как система

3. Как результат

4. Как процесс

Основная педагогическая функция – управление: не столько учить, сколько направлять учение, не столько воспитывать, сколько руководить процессами воспитания.

 

САМОКОНТРОЛЬ:

ВЫВОДЫ: 1. Педагогика – это наука о педагогическом процессе. 2. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. 3. Педагогика – это отрасль (часть) гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к культурным ценностям.

№ п/п Вопрос ОК ПК «Да»
  Я знаю, что такое педагогика   3.4    
  Я знаю предмет педагогики    
  Я знаю, с какими науками связана педагогика    
  Я знаю систему педагогических наук    
  Я знаю основные категории педагогики    
  Я знаю основную функцию учителя    

Дополнительная литература:

1. Подласый И.П. «Педагогика начальной школы » Глава 1. (Основные понятия педагогики, Система педагогических наук)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: