Целостность речевого движения
Всякое движение осуществляется почти всем телом. Крупные мышцы начинают его, а мелкие — доводят до конца, сообщая ему необходимую точность. Представьте, как вы пишете. Основное (базовое) движение принадлежит плечу (части руки между плечом и локтем), здесь находится как бы опора для более мелких и точных движений кисти. Попытайтесь писать только кистью, чтобы остальная рука не принимала в этом участия, и вы сразу почувствуете, как это неестественно. Если хорошенько вчувствоваться в процесс письма, можно обнаружить, что в нем участвует не только плечо, но и мышцы плечевого пояса и даже грудной клетки.
Говорим мы также с помощью очень большого числа мышц, а не одними только языком и губами. Мы говорим как бы всем туловищем, находящимся выше диафрагмы (это крупная мышца, отделяющая брюшную полость от грудной). Именно сокращения диафрагмы создают толчки воздуха, на фоне которых образуется речь. В производстве речи участвуют мышцы грудной клетки, плечевого пояса, шеи. С их помощью повышается и понижается, а также усиливается и ослабляется голос, возникают различные способы резонирования. В речи участвуют мимические мышцы лица и, наконец, органы артикуляции, которые завершают общую работу. Попробуйте-ка застыть совершенно неподвижно и говорить одним ртом (скорее всего, при этом вы даже утратите способность связно мыслить).
Когда у ребенка не сформировано целостное речевое движение, у него излишне напрягаются мышцы органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), а это препятствует нормальному развитию его речи (больше всего — произношению).
Речь и жестикуляция
Речь тесно связана с жестикуляцией, она является продолжением жеста, как бы «рождается» из него.
|
Жестикуляция присутствует на всем протяжении речи. Разговаривая, мы, сами того не замечая, разнообразными указательными жестами постоянно обращаемся к различным точкам пространства. Попробуйте представить, где находится «давно». Когда вы говорите: Это было давно — вы внутренним движением, которое может быть чуть заметно со стороны, качаете головой назад, как бы обращаясь к той точке пространства, где находится для вас это «давно». А теперь скажите: Это было недавно. Голова сама собой слегка наклоняется чуть назад и набок, как бы соотносясь с тем пространством, которое находится сразу за спиной или где-то рядышком — сбоку. А где находится «будущее»? (Легкий кивок головой вперед, не правда ли?)
Человек, свободно и раскованно жестикулирующий, всегда легче общается, быстрее находит нужные слова, его речь звучит свободно, естественно и убедительно, он также хорошо владеет аудиторией, в отличие от человека «замороженного». У последнего речь будет звучать скованно, невыразительно и даже, может быть, недостаточно громко и внятно, ему будет труднее выступать перед людьми и выражать свои мысли. Поэтому с раннего детства у ребенка нужно всячески развивать сопровождающую речь жестикуляцию.
Это нужно делать еще и по другой причине. Поскольку ребенок пока не может выражать свою мысль словесно, давая ему возможность выразить ее жестом, вы развиваете его мышление и навыки общения.
У ребенка нужно формировать:
□ Направленность к собеседнику и речевую позу.
|
□ Первоначальную способность к целостному речевому движению.
□ Жестикуляцию.
Это нужно делать, пока у ребенка не возникло разнообразных психологических наслоений, которые впоследствии будут этому препятствовать.
Упражнения можно выполнять с ребенком начиная примерно с шести месяцев. Но лучше всего ориентироваться на наличие у него двигательных навыков, необходимых для их выполнения (умение держать голову, тянуться к предмету, брать предмет в руку, бросать его и т. п.), а также на его способность понимать смысл заданий.
Формирование направленности к собеседнику и речевой позы
Сначала нужно формировать у ребенка умение направляться к предмету, совершать по отношению к нему целенаправленные движения.
♦ Когда ребенок начинает следить за движущимся предметом или за источником звука, он должен делать это, поворачиваясь к нему всем корпусом (когда это уже для него возможно). Разворачивайте его в сторону предмета. Объясняйте: Повернись посильнее, тебе так будет лучше видно (слышно).
♦ Когда ребенок тянется к предмету рукой, следите, чтобы он тянулся всем корпусом, наклоняйте его (когда он сидит), говорите: Наклонись, так легче достать.
♦ Потихоньку отодвигайте от ребенка предмет все дальше, чтобы он был вынужден наклоняться к нему и тянуться за ним.
♦ Ребенок должен бросать игрушку (например, мяч), размахиваясь посильней, насколько это возможно. Помогайте ему размахнуться всем корпусом.
♦ Пусть ребенок бросает мяч в разных направлениях. Показывайте рукой, куда нужно бросить.
♦ Пусть пытается попасть мячом в какой-нибудь предмет, который вы располагаете на разном расстоянии от него. Покажите, как нужно попадать в цель.
|
Постепенно присоединяйте упражнения, рассчитанные на формирование у ребенка умения без смущения и двигательных «зажимов» направляться к человеку.
♦ Пусть ребенок следит за перемещением обращающегося к нему человека, поворачиваясь всем корпусом. Говорите: Посмотри на меня {на тетю), повернись ко мне (к тете). Разворачивайте его туловище, чтобы показать, как это делать. Если он смотрит исподлобья, осторожно поднимите ему голову за подбородок.
♦ Ребенок должен бросать игрушку или мяч, пытаясь попасть в играющего с ним взрослого.
♦ Играйте в мяч. Когда бросаете мяч ребенку, наклоняйтесь к нему, говорите: на. Когда хотите получить мяч обратно, просите: дай (сопровождая просьбу жестом). Перед тем как вы бросите мяч ребенку, он должен попросить жестом: дай.
♦ Просите ребенка показать, где мама, папа, тетя, дядя и т.п. Пусть показывает рукой или пальцем, поворачиваясь к человеку всем корпусом и глядя прямо на него.
♦ Обучайте ребенка дотрагиваться до другого человека. Пусть покажет, где у вас рот, рука и т. п. Пусть покажет, где рот или рука у кого-нибудь еще.
♦ Пусть ребенок погладит вас по руке, по голове, погладит кого-нибудь другого.
Формирование первоначальной способности к целостному речевому движению
Любое движение начинается со взгляда на предмет, с которым будет совершено действие (так человек оценивает расстояние до предмета и мысленно планирует наиболее точную траекторию движения руки по отношению к нему). Поэтому всегда требуйте от ребенка, чтобы он сперва посмотрел на предмет, а уже потом взял его. Сначала показывайте ему игрушку и только потом давайте. Так вы отучите его от беспорядочных, хаотичных действий.
♦ Попросите ребенка посмотреть на игрушку, поводите ею у него перед глазами, пусть попытается поймать ее рукой, и только после этого позвольте ему взять ее. Упражнение можно назвать: «А ну-ка, отними!»
♦ Положите рядом с ребенком игрушку. Привлеките к ней его внимание — пусть, повернувшись, посмотрит на нее. Потом пусть возьмет ее. Затем покажите, в какое место он должен ее переложить (например, по другую сторону от себя).
♦ Прячьте игрушку на глазах у ребенка (например, под подушку, под одеяло), он должен достать ее оттуда. Поощряйте его «разыскивать» игрушку «всем телом» — пусть основательно залезает под одеяло, под подушку и т. п.
♦ Делайте своеобразную «гимнастику». Когда ребенок сидит, скажите: Упади! Ему нужно всем туловищем повалиться на кровать. Сначала покажите, как он должен падать, повалите его. Потом пусть падает в правую и левую стороны — поворачиваясь всем туловищем на бок. Слегка подталкивайте его.
Следующие упражнения нужно выполнять, когда ребенок начнет ползать.
♦ Пусть ползет по направлению к вам и одновременно катит мяч.
♦ Пусть обеими руками толкнет по направлению к вам лежащий на полу мяч. Покажите ему, как он должен совершить движение всем корпусом, объясните, что так удар получится сильней.
♦ Дайте ребенку игрушку и покажите, куда он должен спрятать ее. Ребенку нужно ползти и прятать игрушку в указанное место.
♦ Спрячьте игрушку тайком от ребенка, он должен ползать по комнате и искать ее. Когда он ползет в правильном направлении, поощряйте его (говорите: да-да). Когда он ползет не туда, останавливайте (говорите: нет-нет).
♦ Ребенку нужно повторять ваши движения. Говорите: Сделай как я! Совершайте как можно более размашистые движения. Широко, справа налево, машите рукой (а также обеими руками), раскачивайтесь туловищем вперед-назад и вправо-влево, кивайте или качайте головой вместе с туловищем. Если ребенок будет неправильно повторять движения, помогайте ему. Следите, чтобы у него работало все тело, а не одни только мышцы рук или головы.
♦ Учите ребенка дотягиваться до предмета палочкой, двигать предмет ею.
♦ Пусть ребенок ползет и катит палочкой мячик по направлению к вам.
♦ Встаньте сзади и окликните его, ему нужно развернуться к вам всем корпусом.
Когда ребенок начнет стоять, выполняйте следующие упражнения.
♦ Сначала пусть с размаху садится.
♦ Потом пусть падает вперед вам на руки. Потом — на бок и, наконец, на спину. Выполнять эти упражнения нужно на мягкой поверхности. На первых порах слегка подталкивайте ребенка.
Развитие жестикуляции
♦ Формирование указательного жеста. Спрашивайте у ребенка: Покажи, где Ляля? Где мяч? и т. п. Он должен показать на игрушку рукой. Можете показывать на предмет его рукой, чтобы он понял, что от него требуется. Пусть показывает на игрушку размашистым движением, вытягивая вперед всю руку, а не скромненько — один пальчик.
♦ Для формирования утвердительного и отрицательного жестов используйте упражнения, приведенные в главе: «Развитие понимания речи».
♦ Формирование жеста просьбы. Попросите у ребенка игрушку (например, мяч), дополняя свою просьбу жестом (сгибая к ладони пальцы). Покажите ребенку, что он должен дать вам игрушку. Повторите несколько раз. Затем скажите: А теперь ты попроси мяч. Протягивайте ему мяч, но не давайте, пока он не изобразит жест просьбы. Покажите ему, как нужно пригибать пальцы к ладони.
♦ Формирование жеста прощания. Когда уходят гости, просите ребенка сказать им «до свиданья» — машите рукой вместе с ним. Можете играть с ним — вы выходите за дверь, а он вам машет ручкой. При этом обязательно просите его сказать вам «до свиданья» (а не «помахать ручкой»).
♦ Формирование жеста «иди ко мне». Делайте обеими руками приглашающие жесты и говорите: Иди ко мне! Ребенок должен тянуться к вам на руки.
♦ Говорите: Позови меня! Показывайте — как. Пусть ребенок машет вам рукой, делая приглашающие жесты. Для начала изображайте жесты его руками. В дальнейшем он должен совершать жест сам, а вы подходите к нему и обнимайте.
С помощью жестов можно охарактеризовать некоторые качества предметов, например: большой — маленький.
♦ Возьмите два мяча — большой и маленький. Обнимите руками большой мяч, скажите: Это большой мяч. Возьмите в ладони маленький. Скажите: Это маленький мячик. Пусть ребенок по очереди обхватывает руками большой мяч и берет в ладони маленький, а вы изображайте руками размер того мяча, который он держит. После этого говорите ребенку, какой мяч он должен взять (показывая руками размер). Затем отложите мячи подальше и спросите: Покажи ручками, какой мяч тебе дать — вот такой или вот такой? (показывайте руками величину мяча). Ребенку нужно изобразить размер. В дальнейшем он должен показывать, какой мяч хочет получить, без вашего предварительного показа. Это же упражнение выполняйте с другими предметами.
Выражением лица можно показать некоторые душевные состояния: веселый — грустный.
♦ Когда ребенок смеется, широко улыбайтесь и говорите: Ваня смеется, Ваня веселый. Просите его показать, какой он веселый: Покажи, какой Ваня веселый, и улыбайтесь сами. Когда ребенок будет не в духе, повторите за ним его выражение лица (свесьте голову, вытяните вперед губы, печально посмотрите). Скажите: Ваня грустный. Когда он будет шалить, делать что-то не так, изобразите печальный вид, скажите: Мама огорчилась, мама грустная. В дальнейшем просите ребенка: Покажи, какой Ваня веселый. Покажи, какой Ваня грустный.
Правила общения с детьми
□ Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза. В возрасте до года у ребенка закладываются некоторые психологические комплексы, в том числе страх перед тактильным (через прикосновение) общением. Поэтому с раннего возраста ребенок не должен иметь барьеров для прикосновения. Не используйте запретительных слов на прикосновения.
□ Если ребенок сделал вам больно, скажите, что вам больно, но не говорите «нельзя». Если ребенок пытается обратить на себя внимание, а вам в этот момент не до него, хотя бы как-то откликнитесь на его обращение, погладьте по голове, скажите что-нибудь. Ребенок должен быть уверен, что его попытка контакта не будет отвергнута. Тогда он не будет бояться «направляться» к собеседнику.
□ Когда вы что-то сообщаете ребенку, сопровождайте это жестами — так ему легче понимать ваши слова, а заодно и запоминать их. Например: Я пошла — и движение локтями. Киса побежала — и очень быстрое движение локтями.
□ В раннем возрасте движение доставляет ребенку большое удовольствие, ведь это единственное, что он на самом деле может, поэтому с движением желательно совмещать вообще всю речь.
□ Всегда сначала предлагайте ребенку посмотреть на предмет, а уже потом что-то с ним сделать (так планируется и «выстраивается» будущее действие). Этот подход будет препятствовать формированию у ребенка привычки как попало, разболтанными, хаотическими движениями хвататься за предметы.
□ Если ребенок смотрит на людей исподлобья, это может сказаться на развитии его речи. Ведь при таком положении головы он будет пытаться и разговаривать, а это является «неречевой позой», то есть позой, несовместимой с речью. При опущенной голове органы артикуляции занимают заведомо неправильные положения — язык тяжелеет и упирается в зубы или высовывается между ними, губы выпячиваются вперед, а подвижность нижней челюсти ограничивается. При таких расположениях органов речи ребенок никогда не освоит правильного произношения звуков, кроме того, рискует начать заикаться. Так что, если заметите у ребенка взгляд исподлобья, предлагайте ему смотреть на человека прямо (осторожно приподнимайте ему голову за подбородок). Показывайте ему, как он смотрит (в шутливой форме), а также, как нужно смотреть.
□ Если у ребенка есть реакции «отшатывания» от людей, нужно постараться очень мягко преодолеть их. Если он отворачивается от кого-то, прячет лицо, не надо поворачивать его насильно — это вызовет только испуг и слезы. Сыграйте на его любопытстве. Пусть человек у него за спиной погремит игрушкой, можно весело посмеяться, пошутить — это может заставить ребенка обернуться. Если ребенок отказывается от контактов с людьми, не спешите выносить его из комнаты. Пусть сидит у вас на руках, даже уткнувшись лицом в плечо. Со временем его врожденная любознательность начнет брать верх, он будет отрываться от вашего плеча и поглядывать на гостей. Ни в коем случае не обращайте на это внимания, иначе ребенок снова начнет капризничать, хныкать и изображать реакции отказа от общения. К такому ребенку не нужно специально привлекать внимание окружающих (но если кто-то случайно обратил на него внимание, заговорил с ним, не спешите его «спасать» — это укрепит в ребенке чувство опасности). После того как он перестанет отворачиваться от какого-то человека, можно предпринять шаги к их дальнейшему сближению. Попросите ребенка что-то дать тете или дяде, взять что-нибудь у них из рук и т. п.
□ Не запрещайте ребенку использовать на людях указательные жесты, считающиеся «невежливыми». Этим вы затормозите его способность «направляться» к человеку, нарушите у него естественные отношения между словом и жестом. Когда ребенок станет старше (после трех лет), вы успеете отучить его от «невежливой» жестикуляции.
□ Никогда не переживайте по поводу неловкости, допущенной вашим ребенком. Он моментально это уловит и почувствует себя неуверенно. Отдавайте себе отчет: никто из окружающих не требует от вашего годовалого ребенка светских манер и безукоризненного поведения.
Голос, речевой выдох и подвижность органов речи
Очень важно, чтобы у ребенка как можно раньше сформировались правильный голос и речевой выдох. Это связано с тем, что изначально они у него нарушены.
Голос возникает из крика — бурного эмоционального проявления, потребности заявить о себе. Впоследствии из этой же эмоциональной потребности выразиться у ребенка формируется речь. Эмоциональное напряжение вызывает напряжения мышц грудной клетки, плеч и шеи, а это, в свою очередь, — нарушение голоса (он становится выше, чем нужно) и речевого выдоха (воздух частично уходит в нос). Формирование речи на фоне нарушенного голоса и речевого выдоха может спровоцировать у ребенка заикание и почти всегда приводит к дефектам произношения звуков.
Выполнять дальнейшие упражнения можно примерно после шести — семи месяцев, когда ребенок будет лепетать и сможет повторять за вами звуки и слоги. Возможно, к этим занятиям придется приступить позже — когда ребенку исполнится год (или чуть больше). Для определения сроков начала занятий ориентируйтесь на способность ребенка понимать смысл заданий.
Формирование голоса
♦ Покажите игрушечную мышь и медведя. Скажите: Мышь говорит тонким голосом — ПИ-ПИ-ПИ. Пусть ребенок повторит, как пищит мышь (не обязательно, чтобы вышло точное звукоподражание, главное, чтобы голос был тонким). Затем скажите: А Миша говорит низким голосом — БУ-БУ-БУ. Ребенку нужно повторить, как говорит медведь. Потом показывайте игрушки поочередно, ребенок должен подражать их голосу. В дальнейшем скажите ему, чтобы он всегда говорил, как медведь (потому что Миша — сильный, смелый, хороший и т. МП.). Когда услышите, что ребенок говорит высоким голосом, напоминайте, что он пищит, как мышь. Для мыши придумайте какое-нибудь имя, так как слова мышь и Миша очень близки по звучанию и ребенок будет их путать.
♦ Поставьте перед ребенком две одинаковые игрушки разного размера. Выбирайте игрушки, изображающие зверей, «речи» которых легко подражать, — это значит, что звукоподражания должны быть простыми и включать в себя только гласные звуки и согласные, способ произношения которых хорошо виден со стороны: [М], [Б], [Н], |Д], [В], [Т], [П] (например: кукла говорит — А-А-А, кошка — МЯУ, коза — МЕ-Е-Е, овца — БЕ-Е-Е, собака — АВ). Можно использовать и другие игрушки (например: самолет — У-У-У, машина — БИ-БИ, дудочка — ДУ-ДУ, колокольчик - ДИНЬ, поезд - ТУ-ТУ, барабан - БУМ). Для начала покажите ребенку маленькую корову, изобразите, как она мычит: МУ-МУ-МУ. Мычите нормальным по высоте голосом. Пусть ребенок повторит. Покажите большую корову, скажите, что она мычит низким голосом, покажите — как. Ребенок должен повторить. Затем показывайте сначала одну, потом другую корову, а он пусть попеременно мычит голосом повыше и пониже. Имейте в виду, от ребенка не надо добиваться высокого голоса, а только нормального и низкого.
♦ Пусть ребенок повторяет за вами гласные звуки разной громкости (звуки произносите низким голосом, но не неестественным басом). Усиливая голос, ребенок не должен его повышать. Первое время произносите звуки с ним вместе. Для упражнения используйте игрушки разной величины: маленькие (устами ребенка) будут издавать тихий звук, большие — громкий.
Формирование речевого выдоха
При выполнении упражнений следите, чтобы ребенок не напрягался, не дул изо всех сил. Нужно дуть потихоньку, но длительно. Показывайте, как это делать.
♦ Когда ребенок начинает двигаться, он падает и ушибается. Если это произошло, дуйте ему на ушибленное место, пусть дует вместе с вами, скажите, что будет не так больно.
♦ Если вы помазали ему йодом царапину, дуйте вместе с ним на ранку.
♦ Пусть ребенок дует в дудочку.
♦ Когда вы купаете его, пусть дует на воду, создавая «волны».
♦ Пусть дует на ватку, пытаясь загнать ее, например, вам в ладонь.
♦ Пусть ребенок надует щеки, как воздушный шар (покажите — как). Можете зажимать пальцами ему губы, чтобы воздух не выходил раньше времени. Потом тихонько хлопните его по щекам, чтобы воздушный шар «лопнул».
Развитие подвижности органов речи
♦ Вслед за вами ребенок должен улыбнуться, потом вытянуть губы в трубочку.
♦ Пусть широко откроет рот, потом закроет его.
♦ Ребенок должен высовывать язык изо рта и прятать его обратно.
♦ Пусть ребенок «пошлепает» губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. Покажите ему, как это сделать.
♦ Если упражнения у ребенка не получаются, помогайте ему руками.
Правила общения с детьми
□ Говорите с ребенком спокойным низким голосом, не копируйте его нарушенный, задавленный «детский» голос. Поощряйте его копировать низкие звуки.
□ Когда повторяете за ним, повторяйте пониже.
□ Не позволяйте ребенку говорить сразу после того, как он плакал. Он будет говорить на нарушенном голосе и дыхании. Запрещайте ребенку говорить, когда он плачет, тем более плачет истерически, из каприза: Вот сначала перестань плакать, а потом скажешь, что хочешь, а сейчас я слушать не буду.
□ Когда ребенок «гудит» низким голосом или дует на ватку, следите, чтобы он не прижимал к груди подбородок, эта поза «зажимает» голос и нарушает речевой выдох. Приподнимайте ему голову за подбородок.
□ Когда ребенок высоко, визгливо смеется да еще и пытается в это время что-то сказать, просите его смеяться, как мишка, низким голосом, показывайте — как.
□ Существуют различные мнения по поводу пользы для детей длительного грудного вскармливания. Вы, конечно, можете кормить ребенка грудью сколько угодно (если считаете это правильным), но только в том случае, если его речь развивается своевременно. Если же ребенок не говорит, его нужно вовремя отлучить от груди (в год или чуть позже). Длительное грудное вскармливание (особенно частое) отрицательно сказывается на развитии речевых органов детей, так как они приучаются совершать одни и те же стереотипные движения.
□ Ребенка полезно прикармливать из ложки (по возрасту), учить пить из чашки. В этих случаях его органы речи вынуждены совершать разнообразные и разноплановые движения, что улучшает их подвижность.
□ Никогда не давайте ребенку «пустышку». Постоянно зажатая во рту соска препятствует формированию нормального прикуса, а у ребенка с нарушенным прикусом в обязательном порядке будут возникать дефекты произношения звуков. Кроме того, «пустышка» (с бесконечными сосательными движениями, которые она вызывает) мешает формированию подвижности органов речи, замедляет речевое развитие ребенка и отрицательно сказывается на его общем развитии.
Речь ребенка после года до трех лет
При нормально протекающем речевом развитии к началу второго года жизни ребенок должен достаточно хорошо понимать речь, которая касается знакомых ему вещей и не выходит за рамки повседневной ситуации. Он должен уметь показать и дать вам предмет или игрушку, выполнить простое действие (встать, лечь, сесть, пойти и т.п.). Он должен понимать значение часто повторяющихся фраз (Пошли кушать. Идем гулять. Будем играть. Иди ко мне и т. п.).
В плане собственной речи у ребенка должны появиться некоторые слова (хотя бы несколько: мама, папа, тетя, дядя, баба и т.п., названия любимых игрушек). Он должен уметь отвечать: да и нет, а также владеть хотя бы двумя глаголами: дай и на (на — это, разумеется, не глагол, но это слово выполняет глагольную функцию). Слова ребенок может произносить очень несовершенно, твердые звуки заменять мягкими парами (например: вместо дай — дяй, вместо на — ня и т. п.).
Но далеко не все дети вовремя достигают надлежащего уровня речевого развития. Часто приходится наблюдать, что первые слова у ребенка появляются в полтора, а то и в два года. Соответственно этому запаздывает и весь дальнейший ход речевого развития. Но к трем — трем с половиной годам ребенок должен нагнать упущенное. Если к этому времени его речь не достигнет нормальных показателей (характеристика речи трехлетних детей дается в следующем разделе), можно с большой вероятностью говорить о наличии у него общего недоразвития речи, или алалии (о том, как заниматься с такими детьми, описывается в последнем разделе книги).
Однако бывают случаи, когда речь у ребенка внезапно появляется примерно в три года, причем он сразу начинает говорить полной, развернутой, грамотно оформленной фразой. Понимание речи у таких детей с самого начала бывает сформировано полностью. Такой тип развития встречается практически у одних только мальчиков и считается вариантом нормы.
Описывая дальнейшее формирование речевых навыков мы намеренно не выделяем те или иные возрастные периоды (от года — до полутора, от полутора — до двух и т.д.). Это связано с неравномерностью речевого развития у детей. Ведь иной двухлетний ребенок может говорить, как годовалый, а трехлетний — как двухлетний. Поэтому, занимаясь с ребенком, ориентируйтесь не на его возраст, а на наличное состояние его речи.
Если ребенок продолжает оставаться на стадии лепета, работайте с ним, как это предлагалось в материале предыдущих глав. Одновременно формируйте у него пассивный словарь (то есть понимание речи), поскольку пассивный запас слов является базой для возникновения внешней активной речи.
Развитие понимания речи
Работать над пониманием речи нужно в двух направлениях:
□ Необходимо пополнить словарь ребенка.
□ Нужно научить его как можно лучше понимать фразовую речь.
Пассивный словарь
Пассивный запас слов — это те слова, значение которых ребенок устойчиво понимает вне зависимости от конкретной ситуации или контекста общения.
Если раньше вы развивали у ребенка понимание речи в целом, то теперь нужно заняться целенаправленным наращиванием у него полноценного пассивного словаря, включающего все основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и т. п.
Прежде чем приступить к этой работе, выясните, какие слова ребенок уже понимает (чтобы лишний раз не повторяться во время занятий).
□ Чтобы определить, какие имена существительные знает ребенок, спрашивайте у него про знакомый предмет, находящийся в поле его зрения: Где Ляля? Где стол? (или: Дай кису. Дай мячик). Ребенок должен находить нужный предмет. Обязательное условие: сами не смотрите на этот предмет и никаким образом не давайте ребенку понять, про что вы у него спрашиваете.
□ Для выяснения глаголов, смысл которых ребенок понимает, просите его совершать соответствующие действия: иди, сядь, ляг. Покажи, как Ваня кушает, как Ваня спит и т. п. Избегайте жестов, которые могут помочь ребенку угадать, какое действие вы имеете в виду.
□ Знает ли ребенок какие-нибудь имена прилагательные, можно специально не выяснять; если он и понимает значения некоторых прилагательных, то этих слов очень немного (например: большой — маленький, и, пожалуй, все).
Разумеется, на занятиях вы не сможете охватить весь огромный словарь русского языка. Такой цели и нет. Занятия должны дать ребенку только толчок для развития понимания слов в определенных направлениях (по частям речи), как бы создать те «стержни», на которые впоследствии будет «нанизываться» новая лексика.
Слова-предметы
Вводить существительные в словарь ребенка лучше смысловыми блоками (игрушки, посуда, мебель и т. п.). Тогда, заодно с пониманием значения конкретных слов, у него формируются еще и обобщающие понятия, что чрезвычайно полезно для развития мышления. В первую очередь знакомьте ребенка со словами, обозначающими предметы ближайшего окружения.
♦ Используйте для формирования словаря любую повседневную ситуацию. За обедом выставите на стол сразу несколько предметов посуды (тарелку, ложку, чашку). Скажите: Это — посуда, из нее Ваня будет кушать. Назовите каждый предмет. Наливая суп, объясните, что наливаете его в тарелку. Давая ребенку ложку, скажите, что это ложка, и т. п. В дальнейшем, прежде чем налить суп, просите ребенка пододвинуть к вам тарелку, говорите, чтобы он взял ложку, чашку и т.п. Аналогичным образом действуйте, когда одеваете ребенка. Сначала выложите всю одежду, которую собираетесь на него надеть. Скажите: Это — одежда, сейчас мы оденем Ваню. Называйте каждый предмет. В дальнейшем просите ребенка подавать вам одежду.
♦ Играйте в игру: «Найди игрушку». Разложите на видных местах игрушки. Скажите: Я спрятала игрушки, а ты их ищи. Я буду называть игрушку, а ты — давать ее мне. Если ребенок приносит не ту игрушку, говорите, что это не та, которую вы хотели, называйте ее и просите отнести на прежнее место. Через короткое время предлагайте ребенку дать вам именно эту игрушку, которую вы недавно назвали.
♦ В эту же игру играйте с предметами мебели. Скажите ребенку, что ему нужно находить мебель. Мебель — это то, что стоит в комнате, на чем люди сидят, лежат, за чем они едят. Затем просите его подойти к столу, стулу, дивану и т. п.