Ход урока
Организационный момент
Создание психологической готовности учащихся к уроку, условий для активного взаимодействия.
Проверка домашнего задания
Тестовый контроль
1. Составные части слухового анализатора — это:
1) наружное, среднее и внутреннее ухо;
2) ушная раковина и наружный слуховой проход;
3) орган слуха, слуховой нерв, слуховая зона в височной доле коры больших полушарий;
4) улитка, полукружные каналы и кортиев орган.
2. К наружному уху не относится:
1) ушная раковина;
2) наружный слуховой проход;
3) барабанная полость;
4) нет правильного ответа.
3. Барабанная перепонка расположена на границе между:
1) наружным и средним ухом;
2) средним и внутренним ухом;
3) наружным слуховым проходом и барабанной полостью;
4) барабанной полостью и костным лабиринтом;
5) верно 1 и 3;
6) верно 1 и 4.
4. К барабанной перепонке со стороны среднего уха примыкает:
1) молоточек; 3) стремечко;
2) наковальня; 4) мембрана овального окна.
5. К слуховым косточкам относится:
1) молоточек; 3) стремечко;
2) наковальня; 4) все ответы верны.
6. Слуховые косточки среднего уха обеспечивают:
1) защиту внутреннего уха;
2) укрепление барабанной перепонки;
3) соединяют среднее ухо с носоглоткой;
4) увеличивают давление слуховой волны.
7. Слуховая труба обеспечивает:
1) выравнивание давления в барабанной полости и носоглотке;
2) усиление колебаний барабанной перепонки;
3) движение слуховых косточек;
4) определение направления звука.
8. Рецепторный аппарат уха — это:
1) улитка;
2) преддверие;
3) волосковые клетки кортиева органа;
4) основная мембрана.
9. Для внутреннего уха характерны:
1) фоторецепторы; 3) терморецепторы;
|
2) механорецепторы; 4) хеморецепторы.
10. К ухудшению слуха могут привести:
1) чрезмерный шум;
2) скопление грязи и ушной серы в наружном слуховом проходе;
3) повреждение барабанной перепонки острыми предметами;
4) воспаление среднего уха;
5) все перечисленные причины. Самопроверка (ответы выведены на экран).
6)
Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
Ознакомление с темой урока. Постановка учебных задач.
Изучение нового материала
4.1. Создание учебно-проблемной ситуации:
— Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному? (Можно предложить конкретную ситуацию из жизни класса.)
4.2. Беседа о доминантном очаге возбуждения.
4.3. Актуализация знаний о поведении животных, основанном на рефлексах. Просмотр флеш-анимации с комментариями учителя и па- раллельным заполнением учащимися таблицы на с. 106 рабочей тетради (задание 2).
4.4. Рассказ учителя о выработке условных рефлексов в лаборатории И. П. Павлова или просмотр видеоролика «Механизм образования ус- ловных рефлексов» с последующей беседой по вопросам:
· Какое основное условие необходимо для выработки условного рефлекса? (Неоднократное сочетание безразличного раздражи- теля с безусловным рефлексом.)
· Что может выступать в роли условного раздражителя?
· Что происходит в коре головного мозга при выработке условного рефлекса? (Устанавливается временная связь между двумя оча- гами возбуждения.)
· От чего зависит прочность временной связи? (Чем чаще одновре- менно возбуждаются участки коры головного мозга, тем прочнее временная связь.)
|
Составление опорной схемы осуществления условного рефлекса: включение лампочки → фоторецепторы → зрительная зона → времен-
ная связь → центр вкуса коры больших полушарий → продолговатый мозг (центр слюноотделения) → слюнные железы → выработка слюны.
4.5. Рассказ учителя о торможении условных рефлексов. Прием «Ак- тивное слушание»: учащиеся внимательно слушают и по ходу объясне- ния заполняют таблицу на с. 106 рабочей тетради (задание 3).
Беседа о роли торможения в поведении человека.
4.6. Работа в парах. Учащиеся читают материал о рефлекторном характере психики, вкладе Р. Декарта, И. М. Сеченова, И. П. Павлова в изучение психической деятельности человека (§ 59 учебного пособия).
Афиширование результатов.
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Фронтальная беседа по вопросам:
· Каково основное условие образования условного рефлекса?
· Каков механизм образования условных рефлексов?
· Объясните с точки зрения рефлекторной теории случаи поведения животных и человека:
1) кошка, лакающая молоко, при появлении собаки поднимает шерсть, выгибает спину и прекращает еду;
2) человек, чтобы не вскрикнуть от боли, стискивает зубы;
3) у человека при виде разрезанного лимона появляется слюна;
4) лошадь всегда поворачивала в определенном месте дороги к ко- нюшне. После переноса конюшни лошадь сначала пыталась повернуть в том же месте, потом перестала;
5) человек отдергивает руку при внезапном уколе.
· Почему И. П. Павлов проводил свои опыты в «башне молчания»?