Организационный момент. Проверка домашнего задания




Ход урока

Организационный момент

Создание психологической готовности учащихся к уроку, условий для активного взаимодействия.

Проверка домашнего задания

Тестовый контроль

1. Составные части слухового анализатора — это:

1) наружное, среднее и внутреннее ухо;

2) ушная раковина и наружный слуховой проход;


3) орган слуха, слуховой нерв, слуховая зона в височной доле коры больших полушарий;

4) улитка, полукружные каналы и кортиев орган.

2. К наружному уху не относится:

1) ушная раковина;

2) наружный слуховой проход;

3) барабанная полость;

4) нет правильного ответа.

3. Барабанная перепонка расположена на границе между:

1) наружным и средним ухом;

2) средним и внутренним ухом;

3) наружным слуховым проходом и барабанной полостью;

4) барабанной полостью и костным лабиринтом;

5) верно 1 и 3;

6) верно 1 и 4.

4. К барабанной перепонке со стороны среднего уха примыкает:

1) молоточек; 3) стремечко;

2) наковальня; 4) мембрана овального окна.

5. К слуховым косточкам относится:

1) молоточек; 3) стремечко;

2) наковальня; 4) все ответы верны.

6. Слуховые косточки среднего уха обеспечивают:

1) защиту внутреннего уха;

2) укрепление барабанной перепонки;

3) соединяют среднее ухо с носоглоткой;

4) увеличивают давление слуховой волны.

7. Слуховая труба обеспечивает:

1) выравнивание давления в барабанной полости и носоглотке;

2) усиление колебаний барабанной перепонки;

3) движение слуховых косточек;

4) определение направления звука.

8. Рецепторный аппарат уха — это:

1) улитка;

2) преддверие;

3) волосковые клетки кортиева органа;

4) основная мембрана.

 

9. Для внутреннего уха характерны:

1) фоторецепторы; 3) терморецепторы;

2) механорецепторы; 4) хеморецепторы.

10. К ухудшению слуха могут привести:

1) чрезмерный шум;

2) скопление грязи и ушной серы в наружном слуховом проходе;

3) повреждение барабанной перепонки острыми предметами;

4) воспаление среднего уха;

5) все перечисленные причины. Самопроверка (ответы выведены на экран).

6)

Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

Ознакомление с темой урока. Постановка учебных задач.

Изучение нового материала

4.1. Создание учебно-проблемной ситуации:

— Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному? (Можно предложить конкретную ситуацию из жизни класса.)

4.2. Беседа о доминантном очаге возбуждения.

4.3. Актуализация знаний о поведении животных, основанном на рефлексах. Просмотр флеш-анимации с комментариями учителя и па- раллельным заполнением учащимися таблицы на с. 106 рабочей тетради (задание 2).

4.4. Рассказ учителя о выработке условных рефлексов в лаборатории И. П. Павлова или просмотр видеоролика «Механизм образования ус- ловных рефлексов» с последующей беседой по вопросам:

· Какое основное условие необходимо для выработки условного рефлекса? (Неоднократное сочетание безразличного раздражи- теля с безусловным рефлексом.)

· Что может выступать в роли условного раздражителя?

· Что происходит в коре головного мозга при выработке условного рефлекса? (Устанавливается временная связь между двумя оча- гами возбуждения.)

· От чего зависит прочность временной связи? (Чем чаще одновре- менно возбуждаются участки коры головного мозга, тем прочнее временная связь.)

Составление опорной схемы осуществления условного рефлекса: включение лампочки → фоторецепторы → зрительная зона → времен-

ная связь → центр вкуса коры больших полушарий → продолговатый мозг (центр слюноотделения) → слюнные железы → выработка слюны.


4.5. Рассказ учителя о торможении условных рефлексов. Прием «Ак- тивное слушание»: учащиеся внимательно слушают и по ходу объясне- ния заполняют таблицу на с. 106 рабочей тетради (задание 3).

Беседа о роли торможения в поведении человека.

4.6. Работа в парах. Учащиеся читают материал о рефлекторном характере психики, вкладе Р. Декарта, И. М. Сеченова, И. П. Павлова в изучение психической деятельности человека (§ 59 учебного пособия).

Афиширование результатов.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Фронтальная беседа по вопросам:

· Каково основное условие образования условного рефлекса?

· Каков механизм образования условных рефлексов?

· Объясните с точки зрения рефлекторной теории случаи поведения животных и человека:

1) кошка, лакающая молоко, при появлении собаки поднимает шерсть, выгибает спину и прекращает еду;

2) человек, чтобы не вскрикнуть от боли, стискивает зубы;

3) у человека при виде разрезанного лимона появляется слюна;

4) лошадь всегда поворачивала в определенном месте дороги к ко- нюшне. После переноса конюшни лошадь сначала пыталась повернуть в том же месте, потом перестала;

5) человек отдергивает руку при внезапном уколе.

· Почему И. П. Павлов проводил свои опыты в «башне молчания»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: