Частица не может употребляться с именами прилагательными. Часто она пишется с ними слитно, но тем не менее, произнося ее, отчетливо выделяйте голосом.
♦ Показывайте предметные картинки. Объясняйте, что на них нарисовано, используя слова-признаки: Здесь нарисован утюг. Утюг горячий. Затем спрашивайте, как сказать про предмет наоборот: Утюг горячий, а как сказать про него наоборот? Отвечайте сами: Утюг не горячий. Если ребенок догадается употребить слово-антоним (холодный), похвалите его, скажите, что так назвать утюг тоже правильно, но про него можно еще сказать не горячий.
♦ Называйте словосочетания: существительное + прилагательное — и предлагайте ребенку сказать, как будет наоборот. Объясните, что нужно присоединять к слову частицу не. Например: Собака злая. А как сказать про нее наоборот, добавив не? Собака не злая.
♦ Поменяйтесь ролями. Сами произносите отрицательные высказывания, которые ребенку нужно «превратить» в утвердительные: Кот не пушистый. Нет, кот пушистый. Подчеркивайте голосом частицу не.
Примерный речевой материал: домик большой (небольшой), девочка худая (не худая), башенка высокая (невысокая), трава густая (негустая), кустик колючий (не колючий), птичка маленькая (не маленькая), рисунок красивый (некрасивый), картинка цветная (не цветная), сумка тяжелая (не тяжелая), каша соленая (несоленая), яблоко сладкое (несладкое), суп вкусный (невкусный), дорога длинная (не длинная), ветер сильный (не сильный), вода холодная (не холодная), куртка теплая (не теплая), кофта шерстяная (не шерстяная).
Предлоги
В речи детей предлоги появляются достаточно поздно и употребляются неправильно. Чаще всего дети пропускают их вовсе. Формировать активный словарь предлогов у ребенка нужно начать в возрасте примерно около двух с половиной лет.
|
Это важно сделать по двум причинам:
□ Чтобы речь ребенка приобрела завершенность и грамотность (от того, употребляет ребенок тот или иной предлог, зависит его способность усваивать падежные окончания имен существительных, а вместе с ними и прилагательных).
□ Использование в речи предлогов (и других «мелких» слов: частицы не, союзов, местоимений) развивает внимание к языку, улучшает речевой слух. У ребенка формируется способность выделять из речевого потока эти «мелкие» слова как отдельные речевые единицы, а не как части слов (каковыми являются приставки, суффиксы и окончания). Научившись выделять в речи предлоги, ребенок в дальнейшем будет легче выделять и отдельные звуки, что очень важно для овладения полноценным произношением. Этот навык важен и для последующего обучения грамоте. Ведь типичные ошибки первоклассника — это слитное написание предлогов, союзов, местоимений с другими словами. Именно на то, что предлоги — это отдельные короткие слова, нужно обращать внимание ребенка.
□ Ребенок должен освоить предлоги: в, на, над, к, под, из, за, около, по.
♦ Объясните, что есть очень короткие слова, такие короткие, что их сразу можно и не заметить. Назовите перечисленные предлоги (кроме к и по). Затем возьмите мелкую игрушку (например, кубик) и с ее помощью объясните значение этих предлогов. Кладите кубик в стол, под стол, доставайте его из стола и т.п. Комментируйте действия, тщательно выделяя предлоги голосом. Всегда просите ребенка повторить, где лежит кубик или откуда вы его достали. Следите, чтобы, он произносил предлог отдельно от идущего за ним слова. Значение предлогов объясняйте примерно так.
|
Кладите кубик в стол, в шкаф. Говорите: Кубик лежит в столе, в шкафу. Слово в обозначает, что кубик спрятан в какой-нибудь другой вещи, внутри нее. Переспрашивайте: Где лежит кубик? В дальнейшем делайте это всегда. Положите кубик на стол, на пол. Объясняйте: Кубик лежит на столе, на полу. Слово на говорит о том, что кубик находится на чем-то, на каком-нибудь другом предмете.
Держите кубик над столом, над головой. Говорите: Кубик висит над столом, над головой. Слово над обозначает, что кубик поднят над другой вещью и не касается ее.
Прячьте кубик под стол, под ковер. Комментируйте: Кубик лежит под столом, под ковром. Слово под обозначает, что кубик лежит под чем-то, под каким-то предметом.
Положите кубик около кресла, около дивана. Скажите: Кубик лежит около кресла, около дивана. Слово около значит, что кубик находится около какой-то другой вещи.
Спрячьте кубик за штору, за зеркало. Скажите: Кубик лежит за шторой, за зеркалом. Слово за говорит о том, что кубик спрятан за чем-то, за каким- нибудь другим предметом, так, что его не видно.
Доставайте кубик из ящика, из шкафа. Объясняйте: Я вытащила кубик из шкафа, из ящика. Слово из обозначает, что я вынула кубик из какой-нибудь вещи, внутри которой он лежал до этого.
♦ Значение предлогов к и по объясняйте иначе.
Подойдите сначала к столу, потом к окну. Комментируйте свои действия: Я иду к столу, к окну. Коротенькое слово к обозначает, что я приближаюсь к какой-нибудь вещи, иду к ней. Пусть ребенок повторит ваши действия и скажет, куда он идет.
|
Шагайте сначала по полу, потом по ковру. Говорите: Я шагаю по полу, по ковру. Слово по обозначает, что я иду по чему-то. Я могу идти еще по траве, по дороге. Пусть ребенок повторит ваши действия. Спрашивайте: По чему ты идешь?
♦ Кладите игрушку в разные места: в стол, под стол, держите над столом и т.п. Спрашивайте: Где мячик? Ребенок должен отвечать, внятно выговаривая нужный предлог, отделяя его от последующего слова.
♦ Спрашивайте: Куда мне спрятать мячик? Ребенок должен подсказывать вам подходящие места.
♦ Играйте в такую игру. Спрячьте игрушки в разных местах, чтобы ребенок не видел этого. Пусть угадывает, куда вы их положили, употребляя предлоги: Ты положила мяч в шкаф? Ты спрятала мяч за штору? Ты засунула мяч под диван?
♦ Задавайте вопросы по поводу действий, которые собираетесь совершить: Откуда я сейчас достану одежду? Из шкафа. К чему я сейчас подойду? (направляясь к дивану). К дивану.
♦ Спрашивайте: Где? По чему плавает пароход? По воде. Где? По чему летают птички? По воздуху. Где? По чему ходят люди? По земле. Где? По чему лазают обезьяны? По деревьям.
♦ Пусть ребенок составляет предложения по простым сюжетным картинкам. Задавайте наводящие вопросы: Куда идет мальчик? К чему он идет? Мальчик идет к дому. Где? По чему едет машина? Машина едет по дороге и т. п.
Правила занятий с детьми
□ Когда знакомите ребенка с окончаниями множественного числа существительных, выбирайте сначала такие (мужского рода), которые имеют в единственном числе нулевые окончания (не имеют их вовсе: кот, кубик). Только потом предлагайте ребенку существительные с окончаниями (рука, муха).
□ При выполнении упражнений на словоизменения не используйте слов, в которых от изменения окончания меняется предшествующий согласный (ухо — уши) или даже целиком перестраивается корень (пёс — псы, ушел — ушла). Это будет путать ребенка. В русском языке используется очень много различных окончаний и суффиксов одного и того же значения. Окончание множественного числа существительных может звучать, как -а или -я (дома, леса, листья, стулья). Уменьшительные суффиксы тоже все разные. Кроме суффиксов -ик, -чик, -очк- и -ечк-, употребляются суффиксы -к- (рыба — рыбка, нога — ножка), -ок и -ек (дубок, огонек), -ц- (деревце) и несколько других.
□ Познакомить ребенка со всеми возможными способами словоизменения невозможно, он будет осваивать их по мере развития речи. Первое время он будет пытаться использовать уже знакомые способы изменения слов не совсем удачно (вместо дома говорить домы, вместо дубок — дубик или дубчик). Для его возраста это нормально. Такое словоупотребление говорит о том, что он понял принцип образования той или иной грамматической категории и пытается воплотить его в речь. Хвалите его и осторожно поправляйте: Здесь нужно сказать дома, нужно сказать дубок и т. п.
□ Когда употребляете ту или иную глагольную приставку, по возможности объясняйте ребенку ее смысл. Например: Передвинь стул. Передвинь — это значит: переставь его в другое место. Отодвинь стул. Отодвинь — это значит: отставь его от чего-то (от стола). Придвинь стул. Придвинь — это значит: приставь его вплотную, очень близко к чему-то (к столу).
□ Если ребенок не по назначению употребляет возвратные глаголы (пол помылся, стол протерся), спрашивайте: Разве пол может помыть сам себя? Разве стол может протереть сам себя? Ребенок может догадаться ответить: Он помылся тобой. Возразите: Что, взял меня, как тряпочку, и сам помылся (протерся)?
□ К двум с половиной годам (иногда — позже) ребенок должен начать называть себя я. Тогда у него целиком сложится словарь личных местоимений и появится возможность для формирования отдельных грамматических категорий (спряжения глаголов). После двух с половиной лет не используйте по отношению к ребенку «детских» обращений (Ваня пойдет гулять? Ваня покушал?). Всегда обращайтесь к нему, используя местоимение ты (Ты пойдешь гулять? Ты поел?). В этом случае он быстрее начнет называть себя я.
□ И предлоги,, и отрицательную частицу произносите внятно и раздельно от последующего слова. Если ребенок будет «проглатывать» их, просите повторить, что он сказал.
□ Ребенок не запомнит все предлоги сразу и не начнет тотчас же употреблять их в речи. Время от времени выполняйте с ним описанные здесь упражнения.
□ Во время прогулки очень удобно задавать ребенку вопросы по поводу направления движения: Куда? К чему мы идем? А также вопрос: Где? По чему мы идем?
Когда формируете отрицательную частицу не перед глаголами, используйте только форму глаголов третьего лица (Он пойдет — он не пойдет). Не давайте ребенку заданий на употребление таких глаголов в первом лице (Я не хочу. Я не пойду. Я не встану). Это может поощрить у него реакции негативизма.
Речь ребенка между тремя и четырьмя годами
При нормальном развитии дети, достигшие трех лет, должны говорить грамотно, правильно построенными, развернутыми предложениями, лочти как взрослые. Их словарь должен включать в себя различные части речи и быть достаточным, чтобы легко и свободно объясняться на любую бытовую (не выходящую за рамки повседневности) тему.
Речь посторонних людей трехлетние дети должны понимать полностью (когда взрослые говорят об известных и доступных им вещах). В речи детей могут встречаться нарушения звукопроизношения, которые, однако, не делают ее непонятной. Полноценное произношение всех звуков должно сложиться у ребенка примерно к пяти годам.
Когда ребенок начинает говорить позже положенного времени, описанная картина речи может сформироваться у него ближе к четырем годам. Это нестрашно, если только понимание речи у него соответствует возрасту и он говорит достаточно понятно (пусть даже и не совсем правильно). Под понятной речью имеется в виду, что ребенка может понять любой человек, а не только домашние.
Если речь ребенка соответствует норме, ее дальнейшее развитие может не вызывать особенного беспокойства. Она своим чередом будет развиваться и дальше. Правда, к пяти годам может выясниться, что ребенок так и не научился нормативно выговаривать все звуки языка. Сейчас это обычное явление. Дефекты звукопроизношения легко выправляются, нужно только вовремя обратиться к логопеду (когда ребенку исполнится пять лет или немного раньше).
Мы описали ситуацию благополучного и своевременного развития ребенка, однако в возрасте между тремя и четырьмя годами в речи у него могут появиться особенности, которые должны вас насторожить.
□ После трех лет вы можете заметить, что речевое развитие прежде хорошо говорившего ребенка приостановилось или даже дает заметный регресс. Например, он может прекратить пользоваться фразой, вообще отказываться от речевого общения, у него могут обнаружиться и другие речевые «странности». В этом случае нужно обратиться к детскому психоневрологу, поскольку подобная картина может свидетельствовать о некоторых психических нарушениях.
□ Нужно обратить внимание на речь ребенка, если он говорит неразборчиво. Его речевое развитие в целом может соответствовать возрасту. Он пользуется грамотной фразой, знает много слов, но тем не менее звуки произносит нечленораздельно (и даже неряшливо). У такого ребенка можно предположить дизартрию. Это речевое нарушение возникает в результате параличей и парезов (частичных параличей) мышц речевых органов, из-за которых ребенок плохо управляет речевым аппаратом. О том, что делать с такими детьми, читайте в главе, посвященной дизартрии.
□ Между тремя и четырьмя годами у ребенка может сформироваться заикание. Оно выражается в судорожных «запинках» и «застреваниях» на гласных и согласных звуках, а также повторении слогов. Заикание может возникнуть внезапно или развиваться постепенно. Особенно предрасположены к нему дети, в роду у которых есть соответствующая наследственность. Важно вовремя заметить начальные признаки этого расстройства, поскольку его легче всего преодолеть в самый момент формирования (или чуть позже). В дальнейшем заикание поддается коррекции очень тяжело (или не поддается совсем). Читайте о заикании в соответствующей главе книги.
□ После трех лет у ребенка может выявляться существенная задержка всего речевого развития (алалия). Он не говорит вовсе или говорит крайне недостаточно — произносит отдельные слова, больше напоминающие звукоподражания или малопонятные обрывки слов. Фразовая речь отсутствует полностью. Нарушено бывает и понимание речи (вплоть до полного непонимания). Что делать с такими детьми, описывается в последнем разделе книги.
Стимулирование речи при нормальном варианте развития
Как бы хорошо ни обстояли дела с речью ребенка, желательно все же не пускать ее развитие на «самотек», а аккуратно направлять его. С нормально развивающимися детьми не обязательно как-то специально заниматься пополнением словаря, так же как и намеренным формированием грамматической стороны речи. Словарь будет накапливаться сам собой вместе с расширением жизненного опыта. Грамматическая структура также будет уточняться самостоятельно по мере усложнения фразовой речи. Нужно только вовремя исправлять появляющиеся у ребенка ошибки.
Повлиять на речь хорошо развивающегося ребенка можно в трех направлениях:
□ Уточнить речевой слух.
□ Подтолкнуть формирование правильного произношения звуков.
□ Способствовать развитию связной речи.
Речевой слух
Над развитием речевого слуха желательно специально работать, чтобы предотвратить закрепление в речи ребенка неправильного произношения звуков, а в дальнейшем предупредить возможность возникновения нарушений чтения и письма.
У ребенка должны сложиться следующие навыки:
□ Умение различать между собой гласные звуки: [А], | О], [У], [Ы], |И|, [Э].
□ Способность различать согласные звуки, произносящиеся правильно.
□ Способность различать неправильно произносящиеся согласные звуки.
□ Умение выполнять первоначальный звуковой анализ слогов и простых слов.
Различение гласных звуков
Для этих и последующих занятий понадобится зеркало, в котором ребенок мог бы видеть свое лицо целиком.
♦ Пусть ребенок несколько раз на слух повторит за вами гласные звуки. Называйте их в разном порядке, четко артикулируя (изображая ртом их произношение).
♦ Произносите звуки, объясняя и показывая ребенку, как это делается. Пусть он повторяет за вами, наблюдая свое произношение в зеркале, а вы пальцами показывайте, как у него открыт рот, каким образом вытянуты губы.
[А] — рот широко открыт, губы имеют форму большого круга; [О] — губы вытянуты вперед в виде кружка; [У] — губы вытянуты в узенькую трубочку; [Ы] — рот почти закрыт, губы расширены и оттянуты в стороны, так что видны верхние и нижние зубы; [И] — рот почти закрыт, а губы тоненько вытянуты в стороны, так что едва видны верхние зубы; [Э] — рот открыт, а губы имеют форму вытянутого в стороны круга.
♦ Произносите вперемешку гласные. Когда ребенок будет слышать звук [А], пусть хлопает в ладоши. Звуки произносите медленно, чтобы он успевал среагировать.
♦ Это же упражнение выполняйте с другими гласными звуками. Ребенок должен хлопать в ладоши на звук [О], [У] и т.д.
♦ Играйте в игру «Какой звук я загадала?». Произносите звуки беззвучно, просто артикулируйте их ртом. Ребенку нужно угадать, какой звук вы произносите. Пусть повторяет ваши артикуляции (широко открывает рот, вытягивает губы в трубочку и т. п.) и пытается вслух произнести звуки, которые от этого получаются. Затем пусть называет звуки, которые вы загадали.
Различение согласных звуков, которые ребенок произносит правильно
Дети всегда правильно произносят согласные звуки: [Б], [Д], [М], [Н], [П], [Т|. Обычно они полноценно выговаривают звуки: [К], [Г], [X], но изредка их произношение нарушается. [К| и [Г] заменяются на [Т] и (Д); звук [X] может заменяться на [Ф] или звучать как простой выдох. Дети
могут нормативно выговаривать звуки [Ф] и [В], но часто они произносят их одними губами. Правильно может произноситься звук [Й]. Произношение же шипящих, свистящих звуков, а также звуков [Р] и [Л], как правило, в этом возрасте бывает несформированным. Все согласные звуки или некоторые из них ребенок может произносить с небольшим смягчением.
Чтобы определить, выговаривает ли ребенок тот или иной звук, предложите ему несколько раз повторить этот звук за вами. Пусть также повторит три-четыре простых слова, начинающихся с этого звука (следите, чтобы звук в словах звучал твердо: ватка, а не Вятка). Звуки выговаривайте внятно, но без нажима.
У ребенка может быть три вида нарушений произношения звуков:
□ Звук может пропускаться вовсе, то есть никак не произноситься. Вместо согласного слышится просто выдох или призвук гласного звука. Например, (В) может напоминать [У] (ваза — уаза)\ [Й] — быть похожим на нечто среднее между (И) и [Э] (майка — маэика).
□ Ребенок может заменять звук на какой-то другой.
□ Ребенок может нечетко произносить звук.
Если ребенок правильно выговаривает звуки из групп шипящих, свистящих, а также [Р] и [Л], обязательно включайте их в материал занятий.
Все звуки произносите четко, без призвука гласного звука: [П], а не [ПЭ], [М|, а не [МЭ]. Звук нельзя называть так же, как обозначающую его букву: вместо [М] говорить [ЭМ], вместо [Ф] — [ЭФ].
♦ Сначала разберите с ребенком произношение каждого согласного звука (как вы это делали с гласными). Пользуйтесь зеркалом.
(Б) — губы соприкасаются между собой; [Д] — язык прижимается к зубам верхним и нижним одновременно, ребенок может пощупать его пальцем, слегка разомкнув зубы; [М] — губы очень плотно соприкасаются друг с другом; [Н] — язык прижимается к верхним зубам, ребенок может приоткрыть рот и посмотреть на свой язык в зеркало; |П) — произносится губами; [Т| — язык прижимается к верхним и нижним зубам; [К], [Г], [X] — произносятся языком в горле, ребенок может открыть рот и увидеть, что его язык находится глубоко во рту; |В| и |Ф| — верхние зубы прикасаются к нижней губе.
♦ Пусть ребенок повторяет за вами согласные звуки, которые вы произносите вперемешку: [М-Т-Б-В-М-К-Д] и т.д.
♦ Произносите вперемешку согласные звуки. Когда ребенок будет слышать звук [Б], пусть хлопает в ладоши. Перед этим несколько раз произнесите звук [Б].
♦ Это же упражнение выполняйте с другими согласными звуками.
♦ Выберите пару непохожих по звучанию звуков, которые совсем по-разному артикулируются, например: (M-T). Произносите их в произвольном порядке ([М-Т-Т-М-М-Т]), очень внятно и медленно.
♦ Сначала пусть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук [М]. Потом пусть хлопает, когда слышит [Т].
♦ Это же упражнение выполняйте с другими, далекими по произношению, звуками. Например: [Й-Ф], [Н-К], [М-К], [Б-Т], [Т-Х].
♦ Медленно произносите звуки [Б] и [П] ([Б-Б-П-Б-П-П-П-Б]). Когда ребенок будет слышать звук [Б], пусть хлопает в ладоши. Звук [Б] — звонкий, произносите его густо, с голосом, [П] — глухой, произносите его почти шепотом, чтобы ребенку было легче уловить разницу между ними.
♦ В дальнейшем пусть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук (П).
♦ Подобные упражнения выполняйте со звуками [Т-Д], |Г-К], [В-Ф], которые также отличаются друг от друга наличием или отсутствием голоса.
♦ Аналогичные задания делайте со звуками, которые артикулируются похожим образом: |М-Б], [М-П] (произносятся губами), [Н-Д]. [Н-Т] (произносятся передней частью языка, который прислоняется к зубам), |К-Х], [Г-Х] (произносятся задней частью языка).
♦ Произносите пары близких по звучанию согласных, меняя их местами: [Т-Д], [Д-Т], [Д-Т], [Т-Д]. Ребенок должен повторять за вами. То же самое делайте со звуками [Г-К] и [В-Ф].
♦ Это же упражнение выполняйте со звуками, близкими по артикуляции: [М-Б], [М-П], [Н-Д], [Н-Т], [К-Х), [Г-Х].
Различение согласных звуков, которые ребенок произносит неправильно
Ребенок обычно неправильно выговаривает следующие звуки: свистящие - [С], [3], [Ц]; шипящие - [III], [Ж], [Ч], [Щ]; а также звуки - [Р] ■ [Л]. Основное правило при выполнении заданий с этими звуками такое: ребёнок не должен произносить их сам, он может различать их только на в вашем произношении. Если ребенок не выговаривает звуки [К], (T), [X], [В], [Ф] и [И], также включайте их в приводящиеся здесь упражнения.
♦ Несколько раз повторите звук [Р]. Затем медленно произносите звуки, среди которых встречается [Р|: [Р-Т-М-С-Р-Р-Ш-Ф). Ребенку нужно хлопать в ладоши на каждый звук [Р|. Ряд не должен включать в себя звуков [Л] и [Й]. Они близки к [Р] по произношению, и часто именно на них звук [Р| и заменяется.
♦ Подобное задание выполняйте со звуком [Л] (в звуковом ряду не должно быть согласных [Р] и |Й|).
♦ Аналогичное упражнение выполняйте с согласными [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. В ряду звуков не должно присутствовать никаких других свистящих и шипящих звуков, кроме того, над узнаванием которого вы работаете. Свистящие и шипящие звуки близки между собой по произношению и часто заменяются друг на друга. Например, звуков (С) ребенок должен узнавать среди далеких от него по произношению звуков ([М], [Н], [Р], [К], [Л] и т.д.)
♦ Произносите звуковой ряд из двух согласных, например: [З-Р-Р-З-З-Р-З]. Сначала ребенок хлопает в ладоши, когда услышит [3], потом — [Р].
♦ Это же упражнение выполняйте с другими согласными. В паре используйте только далекие по звучанию звуки, например: [С-Р], [Ш-Л], [Ж-Й] и т.д.
Звуковой анализ слогов и слов
Для всех упражнений используйте только те согласные звуки, которые ребенок выговаривает правильно. Не используйте мягких согласных звуков.
♦ Произносите комбинации из двух гласных звуков: АУ, УА, УО и т.п. Пусть ребенок повторяет их за вами.
♦ Произнесите звукосочетание: АУ. Тяните в нем (А). Спросите у ребенка, какой звук слышится первым. Повторите несколько раз, если он сразу не сообразит.
♦ Это же упражнение выполняйте с другими сочетаниями гласных звуков.
♦ Произносите закрытые слоги (гласный звук + согласный). Например: AM, УМ, ОН, ИТ и т. п. Пусть ребенок повторяет их.
♦ Произносите закрытые слоги и тяните в них первый гласный звук. Ребенку нужно назвать его. Пусть повторяет слог и слушает, какой звук идет первым.
♦ Произносите открытые слоги (согласный звук + гласный). Например: МА, НУ, КО. Ребенку нужно повторять их и определять, какой гласный слышится на конце. Гласный звук произносите протяжно.
♦ Произносите слова из трех звуков: мак, ток. Тяните гласный звук. Ребенку нужно определить, какой звук тянется в слове. Пусть повторяет слова и слушает, какой звук он произносит протяжно.
♦ Называйте ребенку открытые слоги (МЫ, НА). Используйте согласные звуки, которые можно тянуть: [М], [Н], [X], |Ф], [В|. Ребенок должен сказать, какой звук слышится первым.
♦ Аналогичное упражнение выполняйте с закрытыми слогами (УФ, ИН). Ребенку нужно сказать, какой звук слышен на конце.
♦ Последние два упражнения делайте со звонкими согласными звуками: [Д], |Б], [Г], потом — с глухими: [Т], [П], [К]. Эти звуки нельзя тянуть, поэтому произносите их очень внятно, но не отрывая искусственно от идущего следом гласного.
♦ Произносите слова из трех звуков (бак, мох). Ребенок должен назвать первый звук в слове. Выделяйте его голосом. Пусть ребенок повторяет за вами слово.
♦ По очереди придумывайте с ребенком слова, начинающиеся со звуков [А], [О], |У], [И|. Предварительно назовите два-три слова на нужный звук.
Примерный речевой материал: мак, мох, мах, дом, дым, дуб, кот, ток, бык, тын, ход, бок, хан, гам, маг, май, вой, бой, бук, кум, йод, ком, док, куб, кеб, код, фон, пуф, гон, том.
Правила занятий с детьми
□ Отнеситесь внимательно к упражнениям, рассчитанным на показ артикуляции звуков. Ребенок должен не только научиться их слышать, но и воспринимать «на ощупь». Это будет развивать у него кинестетическое (мышечное) чувство, благодаря которому формируется правильное произношение звуков.
□ Мягкие и твердые согласные звуки ([М-М'], [Н-Н'] и т.д.) — это совершенно разные звуки языка. Поэтому в заданиях, которые вы предлагаете ребенку, не используйте мягких звуков. Это будет путать его.
Произношение звуков
Сейчас большинство детей не могут самостоятельно и своевременно освоить правильное произношение звуков, а при позднем формировании произношения (ближе к школе) у них возникает риск появления очень распространенных сейчас дислексий и дисграфий (нарушений чтения и письма). С помощью приведенных здесь упражнений вы сможете поставить ребенку произношение некоторых звуков, а также дать толчок к дальнейшему овладению звуками языка.
Знакомство с органами речи
♦ Разберите с ребенком, как устроен его речевой аппарат. Пусть он рассматривает в зеркале органы речи, которые хорошо видны, остальные можно ощупывать пальцем. Объясните, что некоторые звуки ([А], [0|, [У|, [М], |Б|) мы выговариваем с помощью губ. Покажите, где верхняя губа, где нижняя. Чтобы произносить другие звуки, человеку нужны зубы. Например, чтобы выговорить звуки [Т) и [Д], нужно прижать язык к зубам. Чтобы сказать звук [Н], нужно прислонить язык к верхним зубам. Пусть ребенок покажет, где у него верхние и нижние зубы. Но самую главную роль в произношении играет язык. Одни звуки произносятся его кончиком ([Т], [Д], [Н]), другие — серединой ([Й]). Пусть ребенок пальцем нащупает, где у него середина языка. Есть звуки ([К], [Г], [X]), произносящиеся задней частью языка (ее даже невозможно достать пальцем). Во рту, за верхними зубами, есть шероховатые бугорки (альвеолы), к которым прислоняется язык при произнесении звуков [Ш] и [Р]. Пусть ребенок ощупает их пальцем, а затем поводит по ним языком. Перед этим сами найдите альвеолы у себя во рту, а потом во рту у ребенка.
♦ Просите ребенка показать пальцем, где у него верхняя губа, нижняя; верхние и нижние зубы; кончик языка и его середина; бугорки.
Улучшение подвижности речевых органов
Цель этих упражнений — научить ребенка совершать движения, необходимые для произнесения звуков. Все упражнения нужно выполнять по пять-шесть раз, глядя в зеркало. Предварительно показывайте ребенку движения.
♦ Ребенку нужно поочередно растягивать губы в улыбку и вытягивать в трубочку. Зубы при этом сомкнуты.
♦ Пусть ребенок, приоткрыв рот на ширину, необходимую для произнесения звука [Э], достает кончиком языка до верхних и нижних зубов и ощупывает их.
♦ Точно так же пусть достает до альвеол, ощупывает их и после этого
♦ опускает кончик языка за нижние зубы. Пусть щелкает языком, «присасывая» его к альвеолам и нёбу.
♦ Нужно водить языком по альвеолам вперед-назад, произнося серию звуков [Д] ([Д-Д-Д]). Когда упражнение выполняется правильно, слышится звук, напоминающий [Р] или [ДР]. Задание сложное, сразу может не получиться. Перед выполнением упражнения покажите ребенку пальцем (поводив им по альвеолам), как он должен двигать языком. Сначала можно шевелить языком беззвучно.
♦ Это же упражнение нужно выполнять, просто дуя на язык (не произнося никаких звуков). Будет получаться звук, напоминающий [Ш]. Сильно дуть не нужно.
Постановка некоторых звуков
Перед началом занятий выясните, какие звуки ребенок не выговаривает. Прежде чем ставить звуки, попытайтесь вызвать их «по подражанию». Произносите их внятно, показывая ребенку, где у вас находится язык, и просите повторить.
♦ Звук [Ф]. Пусть ребенок поставит верхние зубы на нижнюю губу (можно слегка прикусить ее) и «выдувает» сквозь зубы воздух. Послышится звук [Ф].
♦ Для того чтобы получился звук [В], нужно подключить голос, сказать звучно. Покажите, как это сделать.
После того как ребенок освоит звуки, нужно ослабить контакт между зубами и нижней губой (прикасаться к ней не так плотно).
♦ Звук [К]. Вам понадобится деревянный шпатель (или плоский предмет, он не должен быть скользким). Вначале сообщите ребенку, чем вы будете заниматься. Скажите, что ему нужно говорить [ТА-ТА-ТА], а вы в это время будете продвигать его язык шпателем вглубь рта. Предупредите, чтобы он не мешал вам этого делать, скажите, что звук будет меняться, предложите проверить, какой в итоге выйдет звук.