1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | |
График платежей по внешнему долгу, млрд долл. США | 20,2 | 20,2 | 18,1 |
Фактическое погашение внешнего долга, млрд долл. США | 4,6 | 7,1 | 7,1 |
Экспорт товаров и нефакторных услуг, млрд долл. США | 75,3 | 91,6 | 99,1 |
Коэффициент обслуживания внешнего долга, проц. | 26,8 | 22,1 | 18,3 |
Коэффициент фактического обслуживания внешнего долга, проц. | 6,1 | 7,8 | 7,2 |
Достигнутые ныне соглашения о реструктуризации на 25 лет
внешнего долга в рамках Парижского и Лондонского клубов на
время уменьшают в определенной мере нагрузку на государственный бюджет, связанную с обслуживанием этого долга. Тем не менее ежегодные процентные выплаты по обслуживанию внешней задолженности возрастут до 10 млрд. долл., что составит около 10% федерального бюджета.
Концепции и модели регулирования платежного баланса. Проблемы платежного баланса занимают видное место в экономической литературе Запада. Целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов
Теория автоматического саморегулирования платежного баланса господствовала почти в течение 200 лет до 30-х гг. XX в. Ее разработали в XVIII в. Д. Юм и Д. Рикардо. Согласно этой теории, при пассивном платежном балансе, например Франции по отношению к Англии, в результате оттока золота в Англию уменьшалось количество золотых денег в обращении и снижались цены во Франции, что способствовало повышению конкурентоспособности французских товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса Англии. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что, по мнению сторонников количественной теории денег, приводило к росту цен и стимулировало импорт более Дешевых иностранных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.
|
Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Дж.М. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.
Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним — устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники данной концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия при помощи экономических моделей.
Инструментарно-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции Дж. Мид, Я. Тинберген и др. предполагали разрабатывать эконометрические модели регулирования платежного баланса путем условного деления показателей на инструменты и цели государственной экономической политики. Они ограничили анализ поиском причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования. Обнаруженная при этом взаимосвязь рассматривается ими как причинно-следственная.
|
Инструментарно-целевой метод анализа платежного баланса вступает в противоречие с другими мерами государственного регулирования экономики, что сужает возможности его практического применения. Например, меры по стимулированию экономического роста обычно отрицательно воздействуют на платежный баланс, использование политики «дорогих денег», в частности, повышение учетной ставки для улучшения состояния платежного баланса отрицательно влияет на внутреннее производство и занятость при прочих равных условиях.
Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическим, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.
Теория нормативного регулирования платежного баланса, представителями которой являются Дж. Вильяме, Р. Миллер и др., предполагает следующее: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияния на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.
Монетаристские теории регулирования платежного баланса получили развитие в 70—80-е гг. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат диспропорций всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Его стабилизация рассматривается как кратковременный процесс, направленный на выравнивание неравновесий в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса — «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.
|
Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, были использованы в проектах реформы мировой валютной системы, разработанных в годы Второй мировой войны Дж. Кейнсом и Г. Уайтом. В них большое значение придается коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. В рамках Бреттон-Вудской системы.был предусмотрен принцип симметричного (сбалансированного) регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также на курс национальной валюты.
Ямайская валютная реформа возрождает принцип симметричного выравнивания платежного баланса странами как с пассивным, так и с активным сальдо и намечает принципы его межгосударственного регулирования. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания, регулирование платежного баланса санкции против нарушений международного соглашения.
В соответствии с господствующими монетаристскими концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. С 70-х гг. «стабилизационные» программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, рекомендуемых МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР. Новый подход МВФ к регулированию платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, которые видят в этом гарантию укрепления платежеспособности развивающихся стран-должников и снижение риска их кредитования.
Обновленные «стабилизационные» программы МВФ свидетельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регулирования платежного баланса.