Продолжительность – 6 часов.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ

 

Утверждаю

Зав.кафедрой,

д.м.н., проф. М.М.Туйгунов

 

«31 » 08 2015г.

.

­­­­­­­­­­­­­­

­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­ Методические указания

Для студентов

По практическим занятиям «Инфекция. Биологический метод исследования(продолжение)»

 

Дисциплина микробиология, вирусология

Специальность: 060103, «педиатрия»

курс 2-3

Семестр 4-5

 

 

Уфа – 2015г.

Тема: «Инфекция. Биологический метод исследования (продолжение)»

 

На основании рабочей программы учебной дисциплины: микробиология, вирусология, утвержденной «» 20 г

 

Рецензенты:

1. Проф. Мавзютов А.Р.

2. Проф. Мурзабаева Р. Т.

Автор: проф. Ахтариева А. А.

 

Утверждение на заседание № 33 кафедры микробиологии, вирусологии от 31.08 2015 г.

 

Тема: Инфекция. Биологический метод исследования (продолжение)»

1. Актуальность (мотивировка)

Раздел "Инфекция" включает сложные процессы взаимодействия микроба-паразита с организмом хозяина, характер которых опре­деляется биологическими свойствами возбудителя, состоянием и реактивностью микроорганизма и той средой, в которой происходит контакт между ними.

2. Цель: изучение биологических методов исследования

2.1.Уметь - заразить белую мышь внутрибрюшинно суточ­ной культурой стафилококка;

- посеять культуру стафилококка на среды для изучения факторов патогенности;

-произвести бактериологическое исследование

трупов белых мышей, павших после заражения;

-сделать заключение о форме инфекции и возможных причинах гибели животного.

2.2. Для формирования умения необходимо знать:

-методы экспериментального заражения животных;

-факторы патогенности микробов;

- формы инфекции по локализации возбудителя

Вид занятия- практическое занятие

Продолжительность – 6 часов.

 

5. Оснащение: Диапозитивы. Таблицы. Культуры стафилококка. Ла­бораторные

Животные для заражения: белые мыши. Наборы инструментов

Для заражения и вскрытия.

 

6.Самостоятельная внеаудиторная подготовка студентов к занятию

6.1.Вопросы для контроля базисных знаний из курсов нормальной анатомии, нормальной физиологии и биологии:

 

1. Анатомо-физиологические особенности органов грудной полости

2. Анатомо-физиологические особенности органов брюшной полости

3. Техника заражения белых мышей

6.2. Контрольное вопросы для самоподготовки:

1. Понятие "инфекция","инфекционный процесс", “инфекционная бо­лезнь”.Условия возникновения инфекционной болезни.

2. Роль микроба-возбудителя в инфекции. Патогенность и вирулент­ность.

3. Пути проникновения микроба в организм.Распространение бактерий, вирусов и токсинов в организме больного.

4. Динамика развития инфекционной болезни. Периоды.

5. Формы инфекции: экзогенная,эндогенная,очаговая и генерализованная, моно- и смешанная,вторичная инфекция,реинфекция,суперинфекция.

 

6. Понятие о раневых,респираторных,кишечных, кожно-венерических инфекциях,антропонозных и зоонозных

7. Токсины бактерий, природа и свойства

8. Инфекционные свойства вирусов

9. Механизмы фазирования персистентной инфекции

10. Биологический метод исследования

6.3.Практические рекомендации по изучению отдельных разделов темы

Экспериментальное заражение животных.

При внутрибрюшинном заражении мышь фиксируют головой вниз, чтобы кишечник переместился к диафрагме. В левой нижней части трети живота делают прокол кожи, держа иглу под острым углом, затем переводят шприц в положение, перпендикулярное брюшной стенке, толч­кообразным движением прокалывают брюшину и вводят содержимое шприца.

Бактериологическое исследование трупов белых мышей

Цель исследования:1. Установить вид инфекции по происхождению и по локализации

Возбудителя у подопытного животного.

2. Определить вирулентность взятого в опыт стафилококка.

План исследования:

1. Макроскопическое исследование. Отметить состояние подкожной клетчатки и лимфатических узлов. Осмотреть органы грудной полости. Осмотреть органы брюшной полости, характер экссудата, величину, цвет и консистенцию печени и селезенки

2. Микроскопическое исследование: приготовить следующие мазки:

а) мазок из крови сердца;

б) мазок-отпечаток легкого;

в) мазок из асцитической жидкости;

г) мазок - отпечаток печени;

д) мазок-отпечаток селезенки.

3. Бактериологическое исследование

Параллельно с приготовлением мазков сделать посевы из тех же органов на питательнее среды. Результаты посевов учитывают на следующий день после инкубации в термостате. Данные вскрытия трупа протоколируются. Труп животного после вскрытия подлежит уничтожению.

 

7. Самостоятельная работа студентов под руководство преподавателя

7.1. Ориентировочная основа действия студентов

 

№ПП Последовательность Методические указания к деятельности цель Ориентировочные признаки
1. Проверка культуры стафилококка на чистоту   Приготовление мазка и окраска по Граму    
2. Приготовление смыва культуры, соответствующего оптическому стандарту мутности (в 1мл – 1 млрдмкр. тел)   Соблюдать осторожность и осторожность в работе
3. Произвести внутрибрюшинное заражение белой мыши в дозе 500 млн.м.е.
4.   Бактериологическое исследование трупов белых мышей: а)макроскопическое исследование   б) микроскопическое исследование     в)бактериологическое исследование-1 этап   г)бактериологическое исследование-2 этап   Обратить внимание на состояние подкожной клетчатки, органов грудной и брюшной полости   Приготовить мазки и окрасить их методом Грама: а) мазок из крови сердца; б)мазок-отпечаток легкого; в) мазок из асцитической жидкости; г)мазок-отпечаток печени; д)мазок-отпечаток селезенки Сделать 5 соответствующих посевов в пробирки с МПБ   Учесть результата посевов на питательных средах. Сделать заключение     По результатам микроскопии мазков поставить предварительный диагноз     По результатам бактериологического исследования поставить окончательный диагноз  

 

 

7.2. Контрольное задания для проверки усвоения изученного материала:

1. При бактериологическом исследовании трупа белой мыши, пав­шей после заражения, стафилококки обнаружены в асцитической жид­кости и крови. Сделать заключение о форме инфекции и возможных причинах гибели животного.

2. В бактериологии существует понятие " ферменты патогенности". В чем его смысл? Объяснить значение бактериальных ферментов в развитии инфекционного процесса (инвазия, деструкция тканей).

3. Объяснить механизмы генерализации инфекционного процесса. Что такое бактериемия, вирусемия, сепсис, септицемия, септикопиемия?

4. Объяснить диалектику воспалительной реакции в ходе инфекционного процесса. Что такое пиогеннные бактерии?

5. Перечислить и охарактеризовать периоды инфекционного процесса.

 

 

8. Тесты I типа

Для каждого вопроса выберите один наиболее правильный ответ:

1. Скрытый период болезни:

а) бактерионосительство

б) продром

в) рекоивалесцвнцкя

г) инкубационный ко диод

д) суперинфекция Ответ: г

 

2. К бактериальным экзотоксинам относится:

а) гемолизин

б) рибонуклеаза

в) пептидогликан

г) бактериофаг

д) пермеаза Ответ: а)

 

3. Механизм передачи кишечных инфекций:

а) фекально-оральный

б) трансплацентарный

в) трансмиссивный

г) контактный

д) воздушно-капельный Ответ: а)

 

4. При антропонозных инфекциях источникам являются:

а) животные

б) почва

в) воздух

г) предметы обихода

д) человек Ответ: д)

 

5. Вирулентность -это:

а) генотипический признак

б) фенотипический признак

в) многофакторный признак

г) идентичен понятию "токсигенность"

д) резистентность макроорганизма Ответ: б)

 

Тест типа II: вопросы с подбором/

А. На соответствие. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один соответствующий ответ, обозначенный буквенным индексом.Один и тот же ответ может быть использован один или несколько раз.

1. I. Подберите термины, эквивалентные данным понятиям:

 

А. Повторное заражение тем же микробом после выздоровления В. Циркуляция токсинов в крови С. Возврат симптомов болезни Д. Циркуляция микробов в кровеносном русле Е. Длительное нахождение вируса в организме  

I. Рецидив

2. Реинфекция

3. Бактериемия

4. Токсинемия

5. Персистенция

6. Вирусемия

 

Ответы: 1-С,2-А, 3-Д, 4-В, 5-Е, 6-Д.

2. Методы микробиологической диагностики:

 

1. Биологический метод А. Изучает морфологические и

тинкториальные свойства

2. Аллергический метод Б. Метод изучения сывороток

3. Микроскопический метод С. Метод посевов

4. Серологический метод Д. Заражение восприимчивых лабораторных животных

5. Бактериологический метод Е. Основан на повышенной чувствительности

6. Иммунологический анализ организма к микробам и продуктам

их жизнедеятельности.

 

Ответы: 1-Д, 2-Е. 3-А, 4-В, 5-С, 6-В

 

3. Механизмы заражения бывают:

 

1. Фекально-оральный механизм A. Через плаценту

2. Воздушно-капельный механизм B. Через кровососущих насекомых

3. Внутриутробный механизм C. Через воздух

4. Трансмиссивный механизм Д. Через предмета обихода

5. Контактный механизм Е. Через пищу, воду

6. Воздушно-пылевой механизм

 

Ответы:1-Е, 2-С, 3-А, 4-3, 5-Д, 6- С

 

В. Hа сопоставление:

Для каждого вопроса выберите соответствующий ответ:

А- если вопрос связан только с А

В - если вопрос связан только с В

С - если вопрос связан с В,С и Д

Д - если вопрос не связан ни с А, ни с В, ни с Д.

 

4. Отметить токсины, продуцируемые данными бактериями:

1. Пиогенный стрептококк А. Эктеротоксин

2. Холерный вибрион В. Стрептолизин

3. Клостридии столбняка С. Эритрогенный токсин

4. Пиогенный стафилококк Д. Тетаноспазмин

5. Возбудитель скарлатины Е. Гемолизин

 

 

Ответа: I- В, С,Е, 2-А, З-Д,Е, 4-А.Е, 5-С

Тесты III типа

Для каждого вопроса один или несколько ответов являются правильными.

Выберете ответ: А- если правильная комбинация 1,2,3

В- если правильная комбинация I и 3

С- правильно сочетание 2 и 4

Д- верно только 4

Е- если все ответы правильны

 

1. Инфекционный процесс зависит от:

1. Патогенного микроорганизма

2. Восприимчивости макроорганизма

3. Условий внешней среды

4. Колонизации слизистых оболочек

5. Величины инфицирующей дозы Ответ: Е

 

2. Ферменты агрессии микроба:

1. Гиалуронидаза

2. Гемолизин

3. Нейраминидаза

4. Липаза

5. Гидралаза Ответ: А

 

3. Экзотоксины:

1. Белки

2. Обладают тропизмом

3. Термолабильны

4. Участвуют в развитии вирусных инфекций

5. Не обладают антигенными свойствами Ответ- А

 

4. Единица измерения вирулентности:

1. Единицы связывания

2. Миллилитры

3. Международные единицы

4. Минимальная смертельная доза

5. Антигенные единицы Ответ: Д

 

5. Фактор бактериальной инвазии:

1. Эндотоксин

2. Гиалуронидаза

3. Медиатор

4. Нейраминидаза

5. Плазмида Ответ: С

 

 

Тесты 1V типа. Определить

1. Верно или неверно каждое из приведенных утверждений

2. Если верны оба утверждения, имеется ли между ними причинная зависимость.

Выберите ответ, используя приведенную ниже схему:

Ответ Утверждение 1 Утверждение 2 Связь
А верно верно верно
В верно верно неверно
С верно неверно неверно
Д неверно верно неверно
Е неверно неверно неверно

 

1.Ассоциированная инфекция - это заболевание, обусловленное двумя или несколькими микроорганизмами.

Ответ: С

2.Токсинемия- это вид локализованной инфекции, обусловленной действием эндотоксина.

Ответ: С

3.Эндотоксин - это липополисахарид клеточной степени грамотрицательных бактерий,используемый для приготовления анатоксина.

Ответ: Б

4.Бактериемия - это разновидность генерализованной инфекции, так как возбудители локализуются в кровеносном русле.

Ответ: А.

5.При вертикальном пути передачи инфекций заражение происходит внутриутробно, так как возбудители проникают в плод через плаценту.

Ответ: А.

Основная и дополнительная литература.

 

ОСНОВНАЯ

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Учебник для студентов медицинских вузов./ Под ред. В.В.зверев. – Москва, 2010г.

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Учебник для студентов медицинских вузов./ Под ред. А.А.Воробьева. – Москва, 2006г

Поздеева О.К. «Медицинская микробиология» М., 2006г.

Борисов Л.Б., Козьмин – Соколов Б.Н., Фрейдлин И.С «Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии», М., 1993г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

Борисов Л.Б. и Смирнов А.М. «Медицинская микробиология, вирусология и иммунология». М., 1994 г.

Покровский В.И. «Инфекционные болезни» М.,1996г.

Хоулта Д. «Определитель бактерий Бреги». М.,2001г.

Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / под ред. акад. РАМН О.В. Бухарина. М., 2002г.

Атлас по микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. А.А.Воробьева, А.С.Быкова. – Москва,2003г

Медицинская и санитарная микробиология. А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. – Москва, 2003г.

Петров Р.В. «Иммунология» учебник для мединститутов М.,1987г

А.А.Воробьева, А.С.Быкова. «Иммунология и аллергология», Атлас. М.,2006г.

Хаитов Р.М., Игнатьев Г.А., Сидорович И.Г., «Иммунология». Электронная библиотека. М., 2000г

Хаитов Р.М., «Иммунология» учебник второе издание. М.,2011г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: