культуры на современном этапе




Философско-эстетические тенденции художественной

Несмотря на объективные сложности, связанные с мировым экономическим кризисом, который существенно подорвал основы жизнедеятельности как современной мировой цивилизации в целом, так и уровень жизни россиян, однако, проблемы гуманитарной, культурной и художественной сфер являются по-прежнему в русле государственных, общественных и научных интересов. Одним из центральных вопросов – это вопрос - в какой культурной и художественной ситуации мы находимся сейчас (сегодня)? Например, модернизме, постмодернизме…, или еще в какой-то?... На взгляд исследователя-философа, теоретика и историка культуры, в частности, это вопрос вопросов, тем более, что воззрения на данной проблематике самые разнообразные. Ответы на некоторые из затронутых вопросов дать невозможно, да и наверное не стоит. Но попробуем все же поразмышлять на эти темы.

Начнем с того ключевого момента, что с середины ХIХ века (особенно с его второй половины) и сегодня мы живем в эпоху существования двух культур. Культуры как таковой (т.е. с прописной буквы, например, классической) и Пост- культуры. Именно, так называемое Новейшее время (ХIХ – ХХ вв.) и Современность (вторая половина ХХ начало ХХI веков) включает в себя две художественные эпохи: авангардизм и реализм [1, 15]. В чем суть этих художественных эпох и в чем специфика их функционирования? Начнем с Авангарда.

Основные авангардистские художественные течения – это предмодернизм,модернизм, неомодернизм, акмеизм, символизм, натурализм, эклектизм, импрессионизм, футуризм, примитивизм, суперматизм, абстракционизм, лучизм, дадаизм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм, конструктивизм, экзистенциализм, постмодернизм (включающий такие художественные направления как - поп-арт, сонористика, алеаторика, музыкальный пуантилизм, гипперреализм, хеппинг) и др.

Параллельно с авангардизмом развиваются реалистические направления - критический реализм Х1Х в., социалистический реализм, крестьянский реализм, неореализм,деревенская проза, волшебный реализм, психологический реализм, магический реализм,интеллектуальный реализм и ряд других.

Особенность этих эпох (Культуры с прописной буквы и Пост – культуры) состоят в том, что они развиваются не последовательно (как в предшествующие периоды истории), а исторически параллельно, - это первое, и второе, в параллельном развитии авангардизма и реализма (как эпох) проявляется общее ускорение, движение истории. Прежде чем прояснить суть и специфику этих художественных феноменов, возникает закономерный вопрос – о ситуации и причинах возникновения этих двух направлений? Оказывается ответ на этот вопрос можно получить в эпистемологическом поле таких не очень сегодня популярных областей знания как эстетика и теория искусств.

Например, возникновение авангарда объясняется ситуацией в художественной культуре, когда эстетика и теория искусств в их взаимоотношениях в истории постоянно изменяются. Но известны эпохи, когда эстетика развивалась вне искусствоведческой рефлексии. Однако, в периоды «…когда слишком радикальные изменения в искусстве делали существующую эстетику устаревшей, неконструктивной, положение изменялось. В таких случаях функции эстетики переходили к искусствознанию. Это была эстетика в формах теории, а в большей степени практики «новых» форм искусства. Именно такая ситуация складывается на рубеже ХIХ – ХХ вв. в связи с возникновением радикального художественного движения – модернизма и более революционного его проявления – а в а н г а р д а /разрядка наша – В.В./». Эстетика, какой она сформировалась еще в середине ХVIII веке (А. Баумгартен), оказалась в растерянности перед новым художественным опытом. Отношение между эстетикой и искусством принимает форму острого противоречия. Существующая эстетика фактически оказывается связанной лишь с университетскими кафедрами (вплоть до сегодняшнего дня, да и то во многих вузах даже гуманитарного профиля она упразднена), но не с сознанием ведущих художников (поэтов, писателей, композиторов и т.п.) и критиков. Тем более не с сознанием, возникшей в связи с процессами демократизации, массовой публики. «Отныне искусство все больше определяет не художник или критик, а его величество т о л п а, делающая существующие эстетические критерии относительными» [2, 20].

В результате вышеизложенного речь идет о кризисе культуры в целом, а точнее (или как бы мягче сказать) о переходной эпохе, временном кризисе, которые начавшись на рубеже ХIХ-ХХ вв. растягивается более чем на целое столетие. В ситуации кризиса новый способ воспринимать действительность разрушил сформулированные в ХVIII в. эстетические представления, а вместе с ними нормы и правила, которыми художник в своем творчестве руководствовался. И здесь возникает еще один вопрос. Может быть анализ этих тенденций вести не в русле соотношения эстетики и теории искусств? A в каком то другом направлении? В связи с этим, В. Дильтею представлялось, что речь можно вести действительно о временном кризисе и, более того, он предлагал восстановить утраченные отношения между эстетикой и практикой искусства. Однако последующая практика и её связь с логикой развития искусства, свидетельствуют, вплоть до сегодняшнего времени, что это недостижимо. Таким образом, мы может сделать вывод, что начиная со второй половины ХIХ начала ХХI веков в художественной культуре современности в реальности сложилась ситуация: модернизм (ниже мы вернемся к этому вопросу) c ее крайним проявлением – авангардизмом. В чем же его основные особенности (помимо вышеупомянутых)?

Одно из главных положений художественной концепции авангардистских направлений: хаос, беспорядок – закон современной жизни человеческого общества. Искусство становится хаосологией, изучающей законы мирового беспорядка.

Более того, все авангардистские направления свертывают сознательное и увеличивают бессознательное начало и в творческом и в рецепционном процессе [ См: там же]. Эти направления большое внимание уделяют масс-искусству и проблемам формирования сознания личности с учетом своих возможностей и специфических особенностей. Невольно возникает вопрос. А каковы они?

Особенности, объединяющие авангардистские художественные направления следующие - это новый взгляд на положение и предназначение человека во вселенной, отказ от ранее установившихся правил и норм, от традиций и условностей, эксперименты в области формы и стиля, поиски новых художественных средств и приемов.

Кратко проследим содержательную часть некоторых направлений художественного авангарда. Причем данный анализ проделаем с философских и художественно-эстетических воззрений (автор в данном случае частично использует материалы М.Н. Афасижева [1], а также Е.Н. Каменской) [3].

Перейдем к конкретным определениям специфики различных авангардистских интенций, подходов и интерпретаций.

Авангардизм:

Предмодернизм – первый (начальный) период художественного развития эпохи авангардизма; группа художественных направлений в культуре второй половины ХIХ в., открывших в свою очередь несколько «направлений» новейшего художественного развития «утраченных иллюзий».

Натурализм – художественное направление, инвариантом концепции которого стало утверждение человека в вещно-материальном мире; человек, даже взятый лишь как высокоорганизованная биологическая особь, заслуживает внимания в каждом своем проявлении; при всем своем несовершенстве мир устойчив, и все подробности о нем общеинтересны. В художественной концепции натурализма уравновешены желания и возможности, идеалы и реальность, ощущается известное самодовольство общества, его удовлетворенность своим положением и нежеланием что-либо менять в мире. Натурализм утверждает, что весь видимый мир – часть природы и может быть объяснен ее законами, а не сверхестественными, или паранормальными причинами. Натурализм родился из абсолютизации реализма и под влиянием дарвинских биологических теорий, научных методов изучения общества и детерминистских идей Тэна и других позитивистов.

Импрессионизм – художественное направление (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.), инвариантом концепции которого стало утверждение утонченной, лирически отзывчивой, впечатлительной личности, восторгающейся красотой мира. Импрессинизм открыл новый тип восприятия реальности. В отличие от реализма, сосредоточенного на передаче типического, импрессионизм сосредоточен на особенном, единичном и их субъективном видении художником. Импрессионизм – мастерское владение цветом, светотенью, умение передать пестроту, многокрасочность жизни, радость бытия, зафиксировать мимолетные моменты освещенности и общего состояния окружающего изменчивого мира, передать пленер – игру света и теней, необычных звуков вокруг человека и вещей. Воздушную среду, естественное освещение, придающее эстетический вид изображаемому предмету. Его представители – в живописи (А.Сислей, В. Ван Гог, П.Гоген, А. Матисс, имя? Утрилло, К. Коровин), в музыке (К.Дебюсси, М. Равель, А. Скрябин), в литературе (отчасти Г.Мопассан, К.Гамсун, Г. Келлерман, А.Шницлер, О.Уайльд, А.Саймоне).

Эклектизм – художественное направление (проявившее себя главным образом в архитектуре), предполагающее при создании произведений любые сочетания любых форм прошлого, любых национальных традиций, откровенный декоративизм, взаимозаменяемость и равнозначность элементов в произведении, нарушение иерархии в художественной системе и ослабление системности и целостности.

Эклектизму свойственны: 1) переизбыток украшений; 2) равная значимость различных элементов, всех стилевых форм; 3) утрата различия между массовым и уникальным сооружением в городском ансамбле или произведениями литературного процесса; 4) отсутствие единства: фасад – отрывается от тела здания, деталь – от целого, стиль фасада – от стиля интерьера, стили различных пространств интерьера – друг от друга; 5) необязательность симметрично-осевой композиции (отход от правила нечетного числа окон на фасаде), однородность фасада; 6) принцип «non-finito» (незаконченность произведения, открытость композиции); 7) усиление ассоциативности мышления автора (художника, писателя, архитектора) и зрителя, читателя; 8) освобождение от античной традиции и опора на культуры разных эпох и разных народов; 9) многостилье; 10) нерегламентированность личности (в отличие от классицизма), субъективизм, свободное проявление личностной стихии; 11) демократизм; тенденции к созданию универсального, внесословного типа городского жилья.

Функционально эклектизм в литературе, архитектуре и других искусствах направлен на обслуживание «третьего сословия». Ключевое строение барокко – церковь или дворец, ключевое строение классицизма – государственное здание, ключевое строение эклектизма доходный дом («для всех»). Декоративизм эклектики – рыночный фактор, возникший ради привлечения, широкой клиентуры в доходный дом, где квартиры сдаются вгаем. Доходный дом – массовый тип жилья.

Модернизм – художественная эпоха, объединяющая направления, концепция которых отражает ускорение истории и усиление давления на человека (символизм, лучизм, фовизм, примитивизм, коллаж, кубизм, акмеизм, футуризм); период наиболее полного воплощения авангардизма. В период модернизма развитие и смена художественных направлений происходило стремительно.

Модернистские художественные направления строятся путем деконструкции типологической структуры классического произведения – те или иные его элементы становятся объектами художественных экспериментов. В классическом искусстве эти элементы сбалансированы. Модернизм нарушил это равновесие, усилив одни элементы и ослабив другие.

Как и всякое сложное общественное явление, модернистское искусство было неоднородно и рождало и преодолевало множество конфликтов и внешних противоречий, составляющих альтернативы его эволюции и развития. В направлениях модернистского искусства можно выделить две противоборствующие тенденции: первая связана с различными формами протеста и романтического бунта против буржуазного строя, вторая – с попытками использовать науку и технические достижения для нетрадиционного развития искусства. Обе эти тенденции едины в одном – они отвергают традиционные формы искусства как устаревшие, не соответствующие духу времени и современным потребностям человека Модернистское искусство в лице его видных представителей попыталось выразить то в современной действительности, что средствами традиционного искусства выразить не удавалось [1, 6].

Корень «модерн» от латинского слова modo, означающего «только что», современный. Когда же мы стали современными? Как ни странно, уже давно, что проиллюстрирует следующий пример.

Около 1127 г. Сюжер взялся за реконструкцию базилики аббатства Сен-Дени в Париже. Он воплотил в жизнь совершенно новые архитектурные идеи никто ничего подобного еще не видел, это был «новый взгляд», не похожий ни на греческий, ни на римский классицизм, ни на романский стиль. Не зная, как назвать это течение, Сюжер обратился к латинскому языку и придумал термин «opus modernum» - современное творение. Этим Сюжер способствовал становлению чрезвычайно влиятельного архитектурного стиля, вошедшего в историю как готика.

Cимволизм – художественное направление эпохи модернизма, утверждающее концепцию: мечта поэта – рыцарство и прекрасная дама. Мечты о рыцарстве, поклонение прекрасной даме наполняют поэзию символизма. Символизм возник во Франции. Его мэтрами стали Бодлер, Малларме, Верлен и Рембо.

Акмеизм – художественное направление русской литературы начала ХХ в., возникшее в «серебрянном веке», существовавшее главным образом в поэзии и утверждавшее: поэт – чародей и гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос.

К акмеизму принадлежали: Н. Гумилев, О.Мандельштам, А. Ахматова, С.Городецкий, М.Лозинский, М. Зенкевич, В. Нарбут, Г.Иванов, Г. Адамович и др.

Футуризм – художественное направление эпохи модернизма, утверждавшее агрессивно-воинственную личность в урбанизированном хаосе мира.

Определяющий художественный фактор футуризма – динамика. Футуристы осуществляли принцип безграничного экспериментаторства и достигали новаторских решений в литературе, живописи, музыке, театре. Художники-футуристы пытались выразить «симультанное состояние души» и, по сути, растворили личность художника во множестве фрагментарных ощущений динамизма реального мира [1,34].

По мнению американского искусствоведа Леона Кашитского «…попытка воплотить это чувственное отношение футуристов к реальности в … большей степени … была (все же – В.В.) эфемерным экспериментом» [4,26].

Примитивизм – художественное направление, упрощающее человека и мир, стремящееся увидеть мир детскими глазами, радостно и просто, вне «взрослой» сложности. Такое стремление порождает сильные и слабые стороны примитивизма. Примитивизм – атавистическая ностальгия о прошлом, тоска по доцивилизованному образу жизни. Примитивизм: противодействие реальности: мир усложняется, а художник его упрощает. Впрочем, художник затем и упрощает мир, чтобы справиться с его сложностью.

Кубизм – геометризированная разновидность примитивизма, упрощающая реальность, воспринимаемая ее детскими или «дикарскими» глазами. Кубизму присущ особый характер примитивизации: в видение мира кубизм «нашел убежище» в мире математических формул или геометрических фигур. Кубизму присущ особый характер примитивизации: видение мира через формы геометрически правильных фигур. Кубизм в живописи и скульптуре развивали итальянские художники Д.Северини, У.Боччионе, К.Карра; немецкие – Э.Л. Кирхнер, Г. Рихтер; американские – Дж. Полок, И.Рей и др. В кубизме ощущаются архитектурные построения; массы механически сопрягаются друг с другом, причем каждая масса сохраняет свою самостоятельность.

Кубисты, таким образом, не изображают действительность, а создают «иную реальность» и передают не облик предмета, а его конструкцию, архитектонику, структуру, сущность. Они не воспроизводят «повествовательный факт», а зрительно воплощают свои знания об изображаемом предмете.

Абстракционизм – художественное направление искусства ХХ в., концепция которого утверждает необходимость бегства личности от банальной иллюзорной действительности. Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни и воплощают субъективные цветовые впечатления и фантазии художника. Первое течение лирическо-эмоциональный, психологический абстракционизм – симфония красок. Гармонизация бесформенных цветовых сочетаний. Это течение родилось из импрессионистской пестроты впечатлений о мире, нашедших воплощение в полотнах Анри Матисса. Создателем первого произведения психологического абстракционизма стал В. Кандинский, написавший картину «Гора».

Второе течение – геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм («неопластицизм») – это нонфигуративный кубизм. В рождении этого течения существенную роль сыграли П.Сезан и кубисты, создавшие новый художественного пространства путем сочетания различных геметрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломанных линий.

Суперматизм (автор термина и соответствующего художественного явления Казимир Малевич) – течение абстракцинизма, заострившее и углубившее его особенности. Течение «суперматизм» Малевич открыл в 1913 г. картиной «Черный квадрат». Позже Малевич сформулировал свои эстетические принципы: искусство непреходяще благодаря своей вневременной ценности; чистая пластическая чувственность – «достоинства произведения искусства». Эстетика и поэтика суперматизма утверждает универсальные (суперматические) живописные формулы и композиции – идеальные конструкции из геометрических правильных элементов.

Лучизм – одно из околоабстракционистских направлений, утверждавших трудность и радость человеческого бытия и неопределенность мира, в котором все предметы, освещенные разными источниками света, оказываются расчлененными лучами этого света и теряют ясную фигуративность.

В период неомодернизма все авангардистские художественные направления исходят из такого понимания действительности: человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком. В этот период развиваются авангардистские художественные концепции мира и личности. Среди них дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, экзистенциализм, неоабстракционизм и др.

Дадаизм – художественное направление, утверждающее художественную концепцию: мир – бессмысленное безумие, подвергающее ревизии разум и веру. Дадаизм формировался как своеобразная форма оппозиции существующим концепциям искусства и традиционной художественной практике. Дадаисты стремились разрушить искусство как вид деятельности и тем самым самоликвидировать себя как художников (Ades D. Ор. cit. Р.111? проверить…). Так, например, если реалистическое искусство в своих лучших образцах отражало общие закономерности общественной жизни, выражая их в неповторимых, индивидуальных образцах, то дадаизм стремился к выражению не общего и необходимого, а наоборот, случайного, и не в художественном образе традиционной живописи или литературы, а в результатах импульсивного и ненамеренного формотворчества [1, 26-27].

Определенный шаг в этом направлении был сделан в коллажах (комбинации живописи с отрывками из газет, фотографий и – это самое важное – с предметами или материалами, которые ничего не изображают, а демонстрируют сами себе). Коллаж – это компромиссное образование, которое дадаистам представлялось как «самый поэтический, революционный момент в живописи» (Т. Тцара), желаемый «интеллектуальный и эстетический хаос», в который кусок будничной реальности вступает в связь с реальность [1, 27-28]; «…коллажная революция привела к концу древнее разделение между искусством и реальностью. С возникновением коллажа искусство больше не копирует природу и не ищет ее эквиваленты, выражая наступившею индустриальную эпоху, оно освоило внешний мир, частично включив его в себя» (?). (Rosenberg H. Ор. сit.Р.174).

Принципами дадаизма стали: разрыв с традициями мировой культуры, в том числе и с традициями языка; бегство от культуры и от реальности, представление о мире как о хаосе безумия, в которой обрушена беззащитная личность; пессимизм, безверие, отрицание ценностей, ощущение всеобщей потерянности и бессмысленности бытия, разрушение идеалов и целей жизни. Дадаизм – выражение кризиса классических ценностей культуры, поиски нового языка и новых ценностей.

Сюрреализм – это художественное направление, становящее в центр своего внимания смятенного человека в таинственном и непознаваемом мире.

Главный теоретик поэт и писатель А. Бретон отмечал в своей работе «Ситуация сюрреализма между двумя войнами». «Я настаиваю, - отмечает автор, - на факте, что сюрреализм исторически может быть понят только как функция войны, которая была и которая наступила, то есть между двумя войнами». И еще: «Между, двумя войнами- отмечает А. Бретон, - осуществлялся пылкий поиск свободы, который постоянно двигал действиями сюрреалистов (?). (Breton A. Situation du Surrealisme entre Ies deuх Guerres. – Раris, 1945. Р.22, 8). Сюрреализм возник на основе дадаизма первоначально как литературное направление, которое позже нашло свое выражение в живописи, а также в кино, театре и отчасти в музыке. Для сюрреализма человек и мир, пространство и время текучи и относительны. Они теряют границы. Провозглашается эстетический релятивизм: все течет, все искажается, смещается, расплывается; нет ничего определенного. Сюрреализм утверждает относительность мира и его ценностей. Нет границ между счастьем и несчастьем, личность и обществом. Хаос мира вызывает и хаос художественного мышления – это принцип эстетики сюрреализма. Художественная концепция сюрреализма утверждает загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями.

Экспрессионизмхудожественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестывающую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир. Экспрессионизм как художественное направление возник на стыке с различными сферами научной деятельности: с психоанализом З.Фрейда, феноменологией Э.Гуссерля, неоконтианской гносеологией, философией «Венского кружка» и гештальтпсихологией.

Экспрессионизм проявил себя в разных видах искусства: М.Шагал, О. Кокошка, Э.Мунк – в живописи; А.Рембо, А.Ю.Стринберг, Р.М.Рильке, Э.Толлер, Ф.Кафка – в литературе; И.Стравинский, Б. Брток, А.Шенберг – в музыке. Экспрессионизму присущи страх перед миром и противоречие между внешним динамизмом и представлением о неизменной сущности мира (неверие в возможность его совершенствования). Согласно художественной концепции экспрессионизма, сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему общественных институтах: все безысходно. Концепция личности экспрессионизма: человек – существо эмоциональное, «природное», чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором он вынужден жить.

Конструктивизм – художественное направление (20-е годы ХХ в.), концептуальный инвариан которого идея – бытие человека протекает в среде отчужденных от него индустриальных сил; а герой времени – рационалист индустриального общества.

Неопозитивистские принципы кубизма, родившись в живописи, по существу, были в преобразованной форме распространены на другие искусства, а также на литературу, и консолидировались в новом, смыкающимся с идеями техницизма направлениями – конструктивизма. Последний рассматривал продукты индустрии как самостоятельные, отчужденные от личности и противостоящие ей ценности. Конструктивизм появился на заре научно-технической революции и идеализировал идеи техницизма; он ценил машины и их продукцию выше личности. Даже в самых талантливых и гуманистических произведениях конструктивизма отчуждающие факторы технического прогресса воспринимаются как должное. Конструктивизм полон пафоса промышленного прогресса, экономической целесообразности; он ориентирован на технократичность.

Эстетика конструктивизма развивалась между крайностями (порой впадая в одну из них) – утилитаризма, требующего уничтожить эстетику, и эстетизм. В изобразительном искусстве и в архитектуре творческие принципы конструктивизма максимально приближены к инженерии и включают: математический расчет, лаконизм художественных средств, схематизм композиции, логизирование.

В литературе конструктивизм как художественное направление развивался (1923-1930) в творчестве группы ЛЦК (Литературный центр конструктивистов): И.Л. Сельвинский, В.М. Инбер, Э.Г.Багрицкий, Е.И.Габрилович, К.Л. Зелинский (теоретик группы) и др.

Конструктивизм оказал влияние и на театр: режиссерское творчество Всеволода Мейерхольда, разрабатывавшего принципы биомеханики, театральной инженерии и вводившего в сценическое действие элементов циркового зрелища. Идеи конструктивизма охватили своих влиянием различные виды искусства, однако, наибольшее влияние оказали на архитектуру. Особенно это сказалось на творчестве Ле Корбюзье.

Экзистенциализм – концепция существования человека, его места и роли в этом мире, отношения к Богу. Экзистенциализм утверждает одинокую эгоистическую самоценную личность выше истории. Суть экзистенциализма – примат существования над сущность (человек сам формирует свое существование, и, выбирая, что делать и чего делать, привносит сущность в существование). Экзистенциализм выпячивает и самоутверждает одинокую эгоистическую самоценную личность. В своей художественной концепции экзистенциализм (Ж.П.Сартр, А.Камю) утверждает, что сами основы человеческого бытия абсурдны хотя бы потому, что человек смертен; история движется от плохого к худшему и вновь возвращается к плохому. Восходящего движения нет, есть лишь беличье колесо истории, в котором бессмысленно вращается жизнь человечества. Принципиально одиночество, утверждаемое художественной концепцией экзистенциализма, имеет обратное логическое следствие: жизнь не абсурдна там, где человек продолжает себя в человечестве. Но если человек – одиночка, если он единственная ценность в мире, то он общественно обесценен, он не имеет будущего, и тогда смерть абсолютна. Она перечеркивает надежды человека, и таким образом жизнь становится бесцельной и бессмысленной.

Постмодернизм, в определенной степени выступает в качестве альтернативы модернизма, его последним этапом или эволюцией [1. 19], в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим «мир современности» течением «младоконсерваторов». По мысли же Лиотара, современный проект (реализации универсальности) разрушен: «победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсальное завершение человеческой истории – не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь». Вот так исподволь и происходит утверждение пост-модерна.

Постмодернизм как художественная эпоха несет в себе художественную парадигму, утверждающую, что человек не выдерживает - направления этого периода пронизаны данной парадигмой, проявляя и преломляя ее через свои инвариантные концепции мира и личности: поп-арт, сонористика, алеаторика, музыкальный пуантилизм, гипперреализм, хеппинг и др.

Модерн заканчивается в противостоянии с самим собой и просто неизбежно становится пост-модерном. Столь причудливая логика превращения в постмодерн кроется в самом значении латинского слова modo – «прямо сейчас». Таким образом, постмодерн буквально означает «после того, что было только что».

Поп-арт новое искусство. Абстракционистскому отказу от реальности поп-арт противопоставил грубый мир материальных вещей, которому приписывается художественно-эстетический статус. Теоретики поп-арта утверждают, что в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства. Поэтому задача художника понимается не как создание художественного предмета, а как придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Эстетизация вещного мира становится принципом поп-арта. Художники стремятся добиться броскости, наглядности, доходчивости своих творений, используя для этого поэтику этикетки и рекламы. Поп-арт – это композиция бытовых предметов в сочетании с муляжом или скульптурой.

Смятые автомобили, выцветшие фотографии, обрывки газет и афиш, наклеенные на ящики, чучело курицы под стеклянным колпаком, выкрашенный белой масляной краской рванный ботинок, электромоторы, старые шины или газовые плиты – таковы художественные экспонаты поп-арта. Среди художников поп-арта можно указать: Э.Уорхола, Д.Чемберлена, Дж.Дайна.

Поп-арт как художественное направление имеет ряд разновидностей (течений):

- оп-арт (художественно организованные оптические эффекты, геометризованные комбинации линий и пятен);

- окр-арт (композиции, художественная организация окружающей зрителя среды);

- эл – арт (движущиеся с помощью электромоторов предметы и конструкции). Это течение поп-арта со временем выделилось в самостоятельное художественное направление – кинетизм;

Поп-арт выдвинул концепцию личности потребителя общества «массового потребления». Идеальная личность поп-арта – человек-потребитель, которому эстетизированные натюрморты товарных композиций должны заменить духовную культуру. Слова, подмененные товарами, литература, вытесненная вещами, красота, замененная полезностью, жадность материального, товарного потребления, заменяющая духовные потребности, характерны для поп-арта. Это направление принципиально ориентировано на массового потребителя, лишенную самостоятельности мышления, нетворческую, заимствующую «свои мысли из рекламы и средств массовой коммуникации личность, манипулируемую телевидением и другими СМИ». Эта личность программируется поп-артом на исполнение заданных ролей приобретателя и потребителя покорно относящиеся к отчуждающемуся воздействию современной цивилизации. Личность поп-арта – зомби масс-культуры.

Гиперреализм художественное направление, инвариант художественной концепции которого: обезличенная живая система в жестком и грубом мире. Гиперреализм – создает живописные сверхнатуралистические произведения, передающие мельчайшие подробности изображаемого объекта. Сюжеты гиперреализма нарочито банальны, образы подчеркнуто «объективированы». Это направление возвращает художников к привычным формам и средствам изобразительного искусства, в частности к живописному полотну, отвергнутом поп-артом. Главными темами своих картин гиперреализм делает мертвую природу городской среды: бензоколонки, автомобили, витрины, жилые дома, телефонные будки, которые подаются как отчуждённые от человека и вместе с тем самодостаточные. Гиперреализм показывает следствия чрезмерной урбанизации. Разрушения экологической среды, доказывает, что мегаполис создает отчужденную от человека среду обитания. Главная тема гиперреализма – обезличенная механизированная жизнь современного города.

Теоретическая основа гиперреализма – философские идеи франкфуртской школы, утверждающей необходимость ухода от идеологизированных форм образного мышления.

Фотореализм – «…это иллюзионистская живопись, для которой фотография является исходной ситуацией» (?) (Neysters S. Die Theoretischen Grundlagen der Malerie der ame rikanischen Fotor alismus. – Bochum. 1979.S.2). Он основывается на сильно увеличенной фотографии и часто отожествляется с гиперреализмом. Однако и по технологии создания образа и, главное, по инварианту художественной концепции мира и личности – хотя это и близкие, но разные художественные направления. Гиперралисты имитировали фото живописными средствами на холсте, фотореалисты имитируют живописные произведения, обрабатывая фотографии (красками, коллажными средствами). Фотореализм утверждает приоритет документальности и соответствующую художественную концепцию: обыденный человек в обыденном мире. Цель фотореализма – изображение современной обыденной повседневности. Улицы, прохожие, витрины, автомобили, светофоры, дома, предметы быта воспроизводятся в произведениях фотореализма буквально, объективно и отстраненно.

Основные особенности фотореализма:

- фигуративность, противостоящая традициям абстракционизма;

- тяготение к сюжетности;

- стремление избегать «ралистических штампов и документализма»;

- опора на художественные достоинства фототехники.

 

Сонористика – направление в музыке: игра тембров, выражающая «Я» автора. Для его представителей важна не высота звука, а тембр. Они ищут новые музыкальные краски, нетрадиционное звучание: играют на трости, на пиле, палочками по струнам рояля, хлопают по деке, по пульту, извлекают звук путем протирания мундштука платком. В чисто сонорной музыке мелодия, гармония и ритм особой роли не играют, значение имеет лишь тембровое звучание. Потребность его фиксации вызвала к жизни специальные графические формы записи тембра в виде тонких, жирных, волнистых конусообразных линий. Порой указывается и диапазон, в котором исполнителю надо играть.

Родоначальником сонорной музыки стал польский композитор К. Пендерецкий, а его начинание продолжили К.Сероцкий, С.Буссоти и др.

Музыкальный пуантелизм – направление в музыке, особенностью которого является разорванность музыкальной ткани, разбросанность ее по регистрам, обилие пауз.

Музыкальный пуантилизм отказывается от создания внятной художественной реальности (от реальности, которую можно понять, опираясь на мировую музыкально-художественную традицию и пользуясь традиционными музыкально-семиотическими кодами). Пуантелизм ориентирует личность на эвакуацию в мир своей души и утверждает дробность окружающего мира.

Алеаторика - художественное направление литературы и музыки, основывающееся на философском представлении о том, что в жизни господствует случайность, и утверждающее концепцию: человек – игрок в мире случайных явлений.

Представители алеаторики: К.Штокхаузен, П.Булез, С.Буссоти, Дж.Кейдж, А. Пуссер, С.Сероцкий и др. Элементы случайности оказываются внедряемы в литературные или музыкальные произведения механистически: посредством бросания фишек (костей), игры в шахматы, перетаскивания страниц или варьирования фрагментов, а также с помощью импровизации: музыкальными текстами – «знаками-символами», расположенными в случайном порядке.

Хепенинг – это один из видов современной художественной культуры на Западе. Автором первых постановок хепенинга «Двор», «Творения» был А. Кепроу. Постановки хепенинга предполагают загадочные, порой алогичные действия исполнителей и характеризуются обилием реквизита из вещей, бывших в употреблении и даже взятых на свалке. Участники хепенинга надевают яркие, утрированно нелепые костюмы, подчеркивающие неодушевленность исполнителей, их непохожесть то на ящики, то на ведра, то на какой-то иной реквизит. При этом индивидуальное поведение актеров имп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: