Макроэкономическая нестабильность и безработица




Потеря мобильности, динамизма и гибкости экономической системы, неспособность своевременно и в полной мере приспособиться к изменениям внутренних условий ее функционирования, окружающей среды означает макроэкономическую нестабильность.

Нарушение макроэкономического равновесия, основой которого является уравновешенное взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения, приводит к дестабилизации экономической системы, разрушению хозяйственных связей, социально-экономическим потрясениям.

Важными проявлениями макроэкономической нестабильности, острейшими социальными бедствиями современной экономики являются, наряду с периодическими циклическими спадами производства, высокий уровень безработицы и высокие темпы инфляции.

Некоторые западные аналитики для оценки состояния экономики или успешности экономической политики используют так называемый индекс нищеты, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции. Поэтому неслучайно, что значительные усилия ученых-теоретиков, практиков хозяйствования, политиков и представителей правительств направлены на преодоление негативных социально-экономических последствий безработицы и инфляции, нахождение и введение методов регулирования экономики, направленных на повышение занятости и стабилизацию цен.

Рассмотрим в данном и следующем параграфах сущность, формы, проявления, основные факторы и рычаги регулирования уровней безработицы и инфляции, а также принципы и тенденции взаимодействия этих сложных социально-экономических явлений.

Особое место в системе функционирования совокупного работника занимает безработица. Многие представители различных направлений экономической мысли считают безработицу центральной проблемой современного общества. Она является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. На сегодня, по данным ООН, около 800 млн чел., т. е. практически каждый третий трудоспособный в мире, не имеют работы вообще или имеют случайный или сезонный заработок. Чем ниже уровень социально-экономического развития страны, тем выше уровень безработицы, и наоборот. На территории бывшего СССР безработица была скрытой (или внутризаводской).

Скрытая безработица наблюдается, если количество работников на производственных участках превышает объективную потребность. Последствиями ее являются депрофессионализация, низкое качество продукции, падение дисциплины труда, уравниловка в оплате труда, снижение реальной заработной платы. Среди распространенных форм скрытой безработицы — вынужденные производственные простои по технологическим причинам, прогулы и простои, связанные с недобросовестным отношением работников к труду. Весьма часто скрытыми (от официальной статистики) безработными являются мелкие торговцы, земледельцы и т. п., которые за счет своего "дела" не могут более или менее нормально существовать, найти наемную работу им не удается.

Для общества опасной является не столько сама безработица, сколько отсутствие механизма ее регулирования, надежной защиты безработных.

Угроза безработицы в условиях Украины связана не с кризисом перепроизводства, исчерпанием емкости рынка, как в западном мире, а с современным кризисом недопроизводства, несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства работников, т. е. с глубокими деформациями, имевшими место как в предыдущей экономической системе, так и в результате последующей экономической политики.

Западные экономические школы придерживаются различных взглядов на сущность и причины безработицы. Так, классический анализ не усматривает в безработице серьезной экономической проблемы, поскольку причиной ее считает слишком высокую заработную плату, а в условиях свободного рынка такое состояние долго сохраняться не может. Действенной мерой против безработицы считается снижение заработной платы до уровня экономического равновесия.

Кейнсианский подход к пониманию проблемы усматривает причины безработицы в недостаточном совокупном общественном спросе. Государство, повышая расходы или снижая налоги, может увеличить в экономике совокупный спрос, что обусловит рост спроса на рабочую силу, а это, в свою очередь, снизит уровень безработицы.

Сущность иного объяснения причин безработицы вытекает из того, что безработицу считают следствием деформации и негибкости рынка труда. В этом случае важными мерами по преодолению безработицы являются создание более гибкой системы заработной платы, проведение на рынке рабочей силы стимулирующей политики, которая с помощью бирж труда, переквалификации и т. п. соединит безработного со свободным рабочим местом.

Уровень и структуру безработицы определяет совокупность технико-технологических, организационно-производственных, социально-экономических и других факторов. Ключевой проблемой регулирования занятости является достижение оптимального сочетания высокой эффективности труда и надежных социальных гарантий в условиях безработицы.

Следует различать незанятое и безработное население. Основные потоки на рынке рабочей силы формируются (см. рис. 3): из тех, кто не принадлежит к составу рабочей силы (1); принадлежит к составу рабочей силы (2); отказался от поисков работы (3); потерпел неудачу в поисках работы (4); потерял работу (5); искал и нашел ее (6); закончил работать (пенсионеры, инвалиды) (7); получил работу (8).

 

Рис. 3. Потоки на рынке рабочей силы

Безработными считаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые по независимым от них причинам не имеют подходящей работы, заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости и получают соответствующую денежную помощь, действительно ищут работу и способны приступить к ней.

Подходящей считается работа, которая соответствует образованию, профессии (специальности), квалификации работника и предоставляется в той же местности, где он проживает. Заработная плата и другие условия труда должны соответствовать среднему уровню по данной профессии. В случае невозможности предоставить такую работу безработному служба занятости может предложить ему пройти профессиональную переподготовку или повысить квалификацию с учетом его способностей, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.

Безработица характеризуется двумя основными показателями: уровнем и продолжительностью.

Уровень безработицы вычисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в количестве самодеятельного трудоспособного населения (такого, которое живет преимущественно на доходы от своего труда):

 

 

Уровень безработицы характеризуется неудовлетворенным спросом на рабочие места. Вместе с тем он не дает полного представления о ситуации в сфере занятости. Недостатками этого показателя является то, что частичная занятость, а также те, кто потерял надежду на получение работы, не включены в него. Это занижает официальный уровень безработицы. Сокрытие информации о занятости, например, в теневой экономике завышает показатель безработицы. Поэтому для его оценки необходимо знать не только количество лишенных работы людей, но и то, на протяжении какого времени они находятся в таком состоянии, т. е. продолжительность безработицы.

Уровень безработицы прямо пропорциональный уровню увольнения (показателю доли занятых, ежемесячно теряющих работу) и обратно пропорциональный уровню трудоустройства (показателю доли безработных, ежемесячно находящих работу).

Различают разные формы безработицы в условиях высокой экономической конъюнктуры.

Добровольная безработица возникает вследствие того, что работники не хотят работать за предложенную им заработную плату, но приступили бы к работе, если бы она была более высокой.

Фрикционная безработица (от лат. frictio — трение) связана с постоянным движением населения из одного региона в другой, со сменой профессий. Для нее характерно состояние поиска или ожидания работы в недалеком будущем. Свобода выбора вида и места деятельности является объективной предпосылкой фрикционной безработицы. Чтобы предотвратить ее, рынок рабочей силы должен своевременно обеспечивать продажу и покупку рабочей силы.

Движение кадров — непременное условие современного производства. Работники могут на некоторое время отвлекаться от непосредственного участия в производственном процессе (поиск нового места работы, связанные с этим пространственные перемещения, время на обучение и переподготовку, рождение и уход за ребенком и т. п.). Такая незанятость — вполне нормальное явление, сопровождающее кадровые перемещения. Важно лишь, чтобы это отвлечение не было слишком продолжительным и не охватывало одновременно большие массы людей.

Вынужденная безработица обусловлена перепадами рыночной конъюнктуры и отличается своей продолжительностью. Она возникает в условиях негибкой цены рабочей силы при наличии фиксированной заработной платы и стремления предпринимателей сохранить норму прибыли. Если слишком высокая с позиций рыночного равновесия оплата труда не снижается, то возникает избыточное предложение рабочей силы. Только часть работников получает место, остальные остаются вынужденно безработными. Если человек не может найти работу больше года, безработица считается долгосрочной. Она переходит в так называемую застойную безработицу, следствием которой является потеря трудовых навыков, а часто и распад социально-психологических основ личности. Примером последней является слой бомжей, люмпенов.

Вынужденная безработица бывает сезонной, технологической, конверсионной. Сезонная безработица возникает вследствие сезонности труда в некоторых отраслях (сельское хозяйство, строительство, туризм и т. п.). Технологическая безработица связана с ликвидацией рабочего места в результате модернизации, рационализации производства. Конверсионная безработица связана с сокращением отраслей военно-промышленного комплекса и перепрофилированием.

Конверсионная и технологическая безработица являются проявлением структурной безработицы, которая охватывает тех работников, чья квалификация, навыки и умение не могут быть использованы на новых рабочих местах. Предпосылками структурной безработицы являются изменения в структуре общественного спроса на рабочую силу вследствие научно-технических, технологических сдвигов и изменений в структуре потребительского спроса.

Если фрикционная безработица предусматривает наличие навыков, которые можно продать, то люди, которые потеряли работу в результате структурных изменений, не могут получить ее без предварительной переподготовки, дополнительного обучения, а то и изменения места проживания. Поэтому структурная безработица имеет более длительный характер, чем фрикционная.

Среди основных форм безработицы, кроме фрикционной и структурной, различают также циклическую безработицу, обусловленную экономическим кризисом, спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а уровень безработицы растет, т. е. циклическая безработица связана с дефицитом спроса.

Безработица связана не только с количеством рабочих мест, но и с качественными параметрами пропорции "совокупный работник — система рабочих мест". Например, структурная безработица не исключает наличия большого количества вакансий. Так, в США даже в самые тяжелые времена на 10 млн безработных всегда было около 1 млн вакансий, которые ввиду отсутствия местных претендентов пытались заполнить иностранными работниками и специалистами.

В развитых западных странах в середине 90-х годов было около 35 млн безработных. В различных странах естественным уровнем безработицы считается безработица от 3 до 7 процентов совокупного работника.

Естественная норма уровня безработицы характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный быстро осуществлять межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от спроса на рабочую силу и потребностей производства.

Западные экономисты считают, что уровень безработицы в условиях полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевой циклической безработице.

Естественная норма безработицы отражает экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов, фиксируя рациональность загрузки производственных мощностей. На современном этапе экономического развития этот показатель имеет тенденцию к возрастанию. Одной из причин повышения естественной нормы безработицы являются изменения демографического состава совокупной рабочей силы. Такие институциональные изменения (т. е. изменения в законах и обычаях общества), как расширение программ компенсации по безработице, увеличение размеров и видов пособий, способствуют повышению фрикционной безработицы, а значит, и общего уровня безработицы.

Особенностями современной безработицы являются: рост ее масштабов; сдвиг в социально-профессиональной структуре безработных (безработными становятся не только рабочие, но и специалисты, управленцы); сдвиги в половозрастной структуре безработных (среди незанятого населения больше женщин, чем мужчин, больше молодежи, чем людей зрелого возраста); повышение доли вынужденной частичной занятости и добровольной незанятости; увеличение продолжительности безработицы.

Анализируя регулирующую роль и влияние безработицы на экономические процессы, следует помнить, что чрезмерная безработица приводит к значительным отрицательным социально-экономическим последствиям."

Экономические потери от безработицы как следствие недоиспользования производственных ресурсов значительно превышают издержки, связанные с монополизмом. Когда люди остаются без работы, это означает, что производство сокращается, если сравнивать с возможно полной занятостью. Американский экономист А. Оукен открыл эмпирическую связь между циклическими изменениями в ВНП и безработицей. Математическая зависимость между уровнем безработицы и падением ВНП показывает: если фактический уровень безработицы превышает естественный на 1 процент, то отставание объема ВНП по сравнению с потенциально возможным составляет 2 — 2,5 процента.

- Однако безработица — это нечто большее, чем экономическое бедствие. Она наносит также значительные социально-психологические убытки.

Потеря работы существенно снижает жизненный уровень работника, наносит ему морально-психологическую травму вследствие ощущения себя лишним для общества человеком. Снижение квалификации, потеря самоуважения, бездеятельность, ощущение одиночества и ненужности приводят к упадку моральных основ личности, общества, к распаду семьи, ухудшению физического и психологического состояния человека, общественно-политическим потрясениям. Не случайно в экономически развитых странах на преодоление отрицательных последствий безработицы расходуется 3 — 5 процентов валового национального продукта. Особую роль в этом играет государство. Его деятельность осуществляется в двух основных направлениях: регулирование уровня и продолжительности безработицы и социальная защита безработных.

Особенно отрицательные последствия безработицы наблюдаются в странах переходной к рыночной экономики. Это объясняется тем, что система материальной поддержки безработных здесь находится в состоянии формирования, а поэтому недостаточно эффективна; недостаток финансовых ресурсов не дает возможность поддерживать помощь по безработице на более или менее надлежащем уровне; для большинства населения, привыкшего жить в условиях полной занятости, потеря работы становится социально-психологической катастрофой.

Основными рекомендациями, направленными на снижение безработицы, являются:

- макроэкономическая политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, сдерживание инфляции и поддержку спроса;

- совершенствование системы образования и подготовки кадров;

- ликвидация барьеров, препятствующих созданию или расширению предприятий;

- совершенствование системы мер по созданию и распространению новой технологии;

- гибкость в вопросах заработной платы;

- изменения в законодательстве, которые не препятствовали бы свободному найму на работу;

- гибкость в вопросах свободного времени;

- разработка политики, направленной на повышение уровня занятости, а не на поддержку безработицы;

- изменения системы социального обеспечения в направлении стимулирования трудоустройства.

Система мер по регулированию безработицы в Украине включает:

1) развитие разветвленной системы государственной службы занятости, профессиональной ориентации, подготовки и повышения квалификации кадров;

2) предоставление предпринимателям субсидий, премий и налоговых льгот для найма дополнительной рабочей силы или переведения части работников на сокращенный рабочий день;

3) государственную поддержку нетрадиционным сферам занятости;

4) стимулирование предпринимателей к обучению, переквалификации и дальнейшему трудоустройству дополнительной рабочей силы;

5) привлечение частного (как отечественного, так и иностранного) капитала в районы с устойчивым уровнем безработицы;

6) регулирование возможности трудоустройства за границей, присоединение Украины к международному рынку труда;

7) стимулирование лиц, получающих государственную помощь, к поиску рабочих мест;

8) увеличение количества стажеров в системе профессионального образования;

9) введение в действие запасов неустановленного оборудования и повышение коэффициента его сменности в целом;

10) меры по квотированию рабочих мест для представителей наиболее уязвимых групп на рынке труда, беспроцентные кредиты, которые предоставляются безработным, начинающим собственный бизнес;

11) организацию региональными или местными органами власти в кооперации с отдельными предприятиями или учреждениями социальных (общественных) работ и т. п.

Механизм социальной помощи безработным составляют различные виды компенсаций при потере работы; особые гарантии работникам, которые потеряли работу в связи с изменениями в структуре производства и организации труда; стипендии на время профессиональной подготовки и переподготовки, выплаты пособия по безработице.

При этом надо учитывать два обстоятельства. Во-первых, как правило, низкие уровни заработной платы в стране, многократно отстающие от уровня стоимости рабочей силы, а отсюда и соответствующие пособия. Во-вторых, ничтожные возможности государства влиять на процесс занятости, оказание помощи безработным в условиях не только всеобщего кризиса, но и отсутствия у государства необходимых финансовых возможностей.

Система социальной защиты населения в сфере занятости должна охватывать три взаимосвязанных уровня — макроуровень, регионально-отраслевой и первичный — со свойственными для них функциями и механизмами реализации. В модели управления системой занятости должны получать отражение все факторы, которые влияют на положение рынка рабочей силы, и мотивы, которые формируют поведение населения до трудоспособного возраста, работающего, трудоспособного неработающего и нетрудоспособного.

Общественное производство Украины в условиях перехода к рыночным отношениям и всеохватывающего системного кризиса перенасыщено рабочей силой. По подсчетам специалистов, потенциальный излишек ее — сверхзанятость — составляет 18 — 20 процентов. Это означает, что с каждым годом процессы высвобождения рабочей силы будут затрагивать все большее количество людей и целых коллективов, интересы которых могут и не совпадать. Главная задача системы защиты от безработицы в этих условиях — это, прежде всего, стабилизация, восстановление и развитие на рыночной основе национального производства как основное направление решения проблемы, а кроме того, борьба с социальным иждивенчеством, стимулирование человека к поискам работы и переобучению, а также предоставление ему необходимой при этом помощи.

В целом безработица как экономическое и социальное явление рыночной экономики — это проявление относительного перенаселения, появления относительно лишних людей. Вместе с тем это не абсолютное перенаселение, а лишь относительно потребностей в рабочей силе для прибыльного ведения предпринимательского хозяйства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: