Поезда «Сапсан» или “VelaroRus” сконструированы на базе платформы Velaro немецкого концерна «Siemens». Поезда, сконструированые для Российской железной дороги, имеют конструкционные отличия — воздухозаборники вынесены на крышу, салон шире на 30 см, из-за более широкой железнодорожной колеи, способность работать при температуре воздуха доминус 50 градусов. Максимальная конструкционная скорость — 350 км/ч. Скорость движения по российским дорогам — до 250 км/ч.
Данный поезд предназначен для курсирования по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Это расстояние он преодолевает за 3 часа 45 минут.
Контракт между ОАО «Российские железные дороги» и концерном «Siemens» был подписан в мае 2006 года. По условиям контракта концерн «Siemens» должен поставить 8 составов электропоезда «Сапсан» до конца 2010 года.
Односистемные электропоезда постоянного тока серии ЭВС1 предназначены для эксплуатации на линии Москва – Санкт-Петербург с максимальной скоростью 250 км/ч. Для эксплуатации на линии Москва – Нижний Новгород предусмотрена поставка 4 электропоездов в двухсистемном варианте серии ЭВС2.
Для условий России концепция поезда Velaro была серьезно доработана, при этом учитывались рекомендации российских специалистов, основанные на 20-летнем опыте эксплуатации электропоездов ЭР200 и поездов Невский экспресс с электровозами ЧС200.
При выборе используемых комплектующих, компоновке и конфигурации системы оказал существенное влияние диапазон рабочих температур: -40...+40°C. Все крепежные материалы кузова, марки стали, резиновые и пластмассовые компоненты рассчитаны на температурный диапазон до -50°C.
Для защиты от снега и льда, на подвагонном пространстве установлены дефлекторы. Для отрыва примерзшего полоза токоприемника в опущенном состоянии установлены пневмоцилиндрыкороткого хода. Забор воздуха для охлаждения тяговых агрегатов осуществляется с боковой стороны крыши вагона.
|
На электропоезде установлены автосцепки СА-3.
Обеспечение требований электромагнитной совместимости с устройствами СЦБ, связи с российскими нормами так же было не простой задачей. По этому, с технической стороны, электропоезда «Сапсан» имеют мало общего с электропоездами ICE3/Velaro
Основные параметры электропоездов семейства ICE3/Velaro
Проект | ICE3 | Velaro E | Velaro CN | ЭВС1, ЭВС2 |
Страна эксплуатации | Германия | Испания | Китай | Россия |
Начало эксплуатации | ||||
Число поездов (начало 2010 г.) | 16+10 | 60+100 | 4+4 | |
Род тока | 15 кВ 16,7 Гц | 25 кВ 50 Гц | 25 кВ 50 Гц | 3кВ 3 кВ / 25 кВ 50 Гц |
Конструкционная скорость, км/ч | ||||
Диапазон рабочих температур, C | -20..+50 | -20..+50 | -20..+50 | -40..+40 |
Ширина колеи, мм | ||||
Число вагонов в поезде | ||||
Управление соединенными поездами | Нет | |||
Число мест | ||||
Ширина кузова, мм | ||||
Тяговая мощность на ободе колеса, кВт | ||||
Длина поезда, м | ||||
Стандартная высота платформы, мм |
2 мая 2009 года была достигнута скорость 280 км/ч. Электропоезда прошли контрольный пробег 5000 км. Минимальное время следования маршрута Москва — Санк-Петербург — 3 часа 18 минут.
Ходовые испытания проводились с участием центров ВНИИЖТ, ВНИИЖГ, ВНИКТИ, НИИАС и ВЭлНИИ. Все российский испытания были продублированы немецкой стороной, что подтвердило полученные данные. Все обнаруженные недостатки были устранены специалистами концерна Siemens.
|
В конце крыши каждого вагона располагается климатическая установка. Прохладный воздух поступает со стороны потолка и пола, а нагретый воздух — со стороны боковых стен и пола. Система отопления может работать напрямую от контактной сети.
Переговорные устройства имеются в каждом вагоне, а так же в кабинах машиниста и купе начальника поезда. Пассажиры имею возможность вызвать проводника со своего места.
В поезд интегрированы система безопасности движения КЛУБ-У и технологическая трехдиапазонная система радиосвязи на частотах 2 МГц, 160 МГц и 460 МГц. В купе начальника поезда — на 160 МГц и 460 Mгц.
В вагонах с преобразователями располагаются безмасловые пневматические компрессоры, предназначенные для снабжения воздухом тормозных систем, пневмоподвешивания тележек, управления дверьми, микроклиматом, токоприемниками, тифоном, стеклоочистителями и других систем.
Все тяговые компоненты электропоезда распределены по всем десяти вагонам. В тяговый блок входит тяговый преобразователь, с блоком управления приводом, выход для преобразователей собственных нужд и четыре тяговых электродвигателя подключенных параллельно, закрепленных на несущих балках моторных тележек. Расчетная мощность четерехполюсного трехфазного асинхронного тягового электродвигателя с короткозамкнутым ротором — 510 кВт.
Используется реостатный тормоз с мощностью на ободе колеса 3600 кВт. Тормозные сопротивления расположены на крыше вагона с аккумуляторной батарей. На каждый тяговый преобразователь — тормозное сопротивление. Вспомогательное электрооборудование запитано от промежуточных контуров тягового преобразователя.
|
Каждый ПСН имеет выходную мощность в 160 кВА. Суммарная мощность поезда 960 кВА.
Схема компоновки вагонов
- Верхний — односистемный поезд на постоянном токе напряжением 3 кВ (версия B1)
- Нижний — двухсистемный поезд на постоянном токе напряжением 3 кВ и на переменном токе напряжением 25-27 кВ частотой 50 Гц (версия B2)
- ГБт — Головной вагон, бизнес-класс, тяговый.
- ДТ — Дроссельный, туристический класс, прицепной.
- Т — Туристический класс, прицепной.
- ТТр — Туристический класс, с трансформатором для переменного тока, прицепной.
- Тт — Туристический класс, тяговый
- Та — Туристический класс, аккумуляторный, прицепной.
- ТаБ — Туристический класс, аккумуляторный, с бистро (ресторан), прицепной.
Электропоезд Сапсан имеет 554 посадочных места и состоит из 10 вагонов:
- 2 вагона бизнес-класса (вагон 1 и вагон 2);
- 7 вагонов экономкласса (вагоны 3,4,6,7,8,9,10);
- 1 вагон-бистро (вагон 5).
Вагон 6 поезда "Сапсан" оснащен специальным оборудованием для инвалидов (место для инвалидной коляски и специальный туалет).
Схемы вагонов и расположение мест поезда "Сапсан"
Вагон 1 (бизнес-класс)
Вагон 2 (бизнес-класс)
Вагон 3 (эконом-класс)
Вагон 4 (эконом-класс)
Вагон 6 (эконом-класс с местами для инвалидов)
Вагон 7 (эконом-класс)
Вагон 8 (эконом-класс)
Вагон 9 (эконом-класс)
Вагон 10 (эконом-класс)
21 ноября 2008 года в моторвагонное депо Санкт-Петербург Московское (ТЧ-10) прибыл первый «Сапсан».
С декабря 2009 года первые поезда «Сапсан» начали курсировать по маршрутам Москва - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Москва три раза в день.