Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания.




А1. (1.6.) К социальным относится потребность

1) в трудовой деятельности, 2) в жилище, 3) в самовыражении, 4) в познании окружающего мира.

 

А2. (1.5.) В результате более двадцатилетних поисков профессор М.И. Вольский установил неизвестное ранее свойство животных и высших растений усваивать азот из атмосферы, необходимый для нормальной деятельности. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что профессор М.И. Вольский занимался познавательной деятельностью?

1) предполагает соответствие цели и средств, 2) осуществляется индивидуально, 3) направлена на приобретение новых знаний, 4) ориентирована на процесс, а не на результат.

 

А3. (*) В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан: мужчин и женщин. Был задан вопрос: «Какую функцию культуры Вы считаете наиболее значимой на современном этапе?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Варианты ответа Мужчины Женщины
Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни    
Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений    
Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению    
Обогащение традиций    

 

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Подавляющее большинство опрошенных указало на формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни в качестве наиболее значимой функции культуры на современном этапе.

2) За обогащение традиций в качестве наиболее значимой функции культуры на современном этапе высказалось столько же опрошенных, сколько женщин отметило передачу и обмен знаниями,

ценностями и опытом предшествующих поколений.

3) Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению в качестве наиболее значимой функции культуры на современном этапе отметило меньше женщин, чем мужчин.

4) Более 60 % опрошенных высказалось за формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни в качестве наиболее значимой функции культуры на современном этапе.

 

4. (*) В стране И. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какое направление разрешения глобальных проблем Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

 

– чёткая международная система прогнозирования, – формирование нового планетарного мышления, – изучение причин и противоречий, приводящих к возникновению и обострению глобальных проблем, – концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.

 

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Четверть опрошенных высказалась за чёткую международную систему прогнозирования и формирование нового планетарного мышления в качестве наиболее эффективных направлений решения глобальных проблем.

2) На формирование нового планетарного мышления и на изучение причин и противоречий, приводящих к возникновению и обострению глобальных проблем, в качестве наиболее эффективных

направлений решения глобальных проблем указало столько же опрошенных, сколько высказалось за концентрацию усилий всех стран по решению глобальных проблем.

3) Подавляющее меньшинство опрошенных в качестве наиболее эффективного направления решения глобальных проблем отметило чёткую международную систему прогнозирования.

4) На четвёртое по популярности место опрошенные поставили формирование нового планетарного мышления в качестве наиболее эффективного направления решения глобальных проблем.

 

5. (1.10.) Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А) Субкультура может представлять совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.

Б) Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление её носителей.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

 

В11. (1.10.) Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

Формы культуры
... народная массовая

 

2. (1.11.) Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гуманитарное знание». Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Понимание; 2) единый смысл; 3) духовные ценности; 4) однозначность; 5) философия; 6) мировоззренческие ориентиры.

 

3. (1.5.) Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие деятельности человека, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) потребительский характер, 2) запрограммированный характер, 3) преобразующий характер,

4) общественный характер, 5) продуктивный характер, 6) приспособительный характер.

 

4. (1.8.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество – это не конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся __ (А) людей. Это целостная, __ (Б), на которую оказывают влияние множество факторов. Объективные факторы не зависят от __ (В) и желаний людей; субъективные представляют собой сознательную, целенаправленную их __ (Г), так как в истории ничего не делается без сознательно поставленной __ (Д). В обществе складываются различные __ (Е), которые тесно переплетены друг с другом и оказывают друг на друга то или иное взаимодействие».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) поведение, 2) воля, 3) отношение, 4) безальтернативная система, 5) цель,

6) форма взаимодействия, 7) развивающаяся система, 8) деятельность, 9) форма изоляции.

 

С1. (1.16.) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.

С2. (1.10.) Раскройте на трёх примерах влияние массовой культуры на современное общество.

С3. (1.8.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как динамичная система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. Ответы

А1 (1.1) – 2 \\ А3 (1.17.) – 1 \\ А3 (1*) – 3 \\ А3 (2*) – 3 \\ А4 (1.4.) – 3 \\ В5 (1.5.) – цель \\ В2 (1.11.) – 35 \\ В4 (1.9.) – 136 \\ В6 (1.11.) – 351897 \\

С5 (1.15.) Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. \\ Два предложения, содержащие информацию о морали. Например: Мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

С6 (1.10.) Напоминаем: Духовная сфера – сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Три примера, раскрывающие влияние духовной сферы на развитие общества: 1) принятие христианства на Руси способствовало укреплению великокняжеской власти; 2) распространение протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений; 3) идеи Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая французская революция.

С8 (1.12.) План «Образование как социальный институт».

1) Понятие образования.

2) Функции образования: а) экономическая; б) социальная; в) культурная.

3) Основные пути получения образования: а) обучение; б) самообразование.

4) Структура системы образования РФ: а) дошкольное образование; б) начальное образование;

в) основное общее образование; г) среднее (полное) общее образование; д) начальное профессиональное образование; е) среднее профессиональное образование; ж) высшее профессиональное образование; з) дополнительное образование.

5) Общие тенденции в развитии образования на современном этапе: а) демократизация; б) рост продолжительности; в) непрерывность; г) гуманизация; д) гуманитаризация; е) интернационализация; ж) компьютеризация.

6) Образование – национальное богатство страны.

 

Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания. Ответы.

А1-1 \\ А2-3 \\ А3-4 \\А4-4 \\ А5-3. \\\ В1-элитарная \\ В2-24 \\ В3-345 \\ А4-672853.

С1. Общественный прогресс – такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.

Примеры предложений: 1. Общественному прогрессу присущи такие характерные черты социального изменения, как неравномерность, противоречивость и многообразие. 2. Идея общественного прогресса неприменима к некоторым сторонам социального развития – искусству, литературе, философии.

С2. В качестве примеров влияния массовой культуры на современное общество могут быть приведены следующие: 1) массовая культура обеспечивает социализацию огромных масс людей в условиях сложной, динамичной среды современного общества; 2) массовая культура способствует включению масс в систему потребления, тем самым обеспечивая функционирование массового производства современного общества; 3) массовая культура, основываясь на простых, стереотипных представлениях, выполняет важные жизненные функции для разных слоёв современного общества.

С3. Один из вариантов плана раскрытия данной темы «Общество как динамичная система»:

1. Понятие общества: а) в узком смысле слова; б) в широком смысле слова.

2. Функции общества: а) производство материальных благ и услуг; б) распределение продуктов труда (деятельности); в) регламентация и управление деятельностью и поведением; г) воспроизводство и социализация человека; д) духовное производство и регулирование активности людей.

3. Особенности общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся открытой системы:

а) разнообразие социальных структур и подсистем; б) наличие вне - и надындивидуальных форм, связей и отношений; в) самодостаточность; г) динамичность, незавершённость и альтернативность развития; д) непредсказуемость, нелинейность развития.

4. Основные сферы общественной жизни: а) экономическая; б) социальная; в) политическая;

д) духовная.

5. Выявление качества общества как целостной системы – условие понимания общества.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: