«Профилактика эмоционального выгорания у замещающих родителей»
Эмоциональное выгорание– профессиональныйнедуг тех, кто помогает людям, дарит тепло и заботу. И, конечно, приёмные родители подвержены этому синдрому не меньше психологов или социальных работников. Ведь работа родителей не только круглосуточная, но и весьма специфическая. Многие ее особенности становятся очевидными не во время подготовки к семейному устройству, а уже после помещения ребенка в семью. Родители обретают желанных детей и начинают житьих проблемами, их эмоциями, помогать преодолевать последствия прошлых травм. Но процесс реабилитации приемных детей, дело сложное и длительное, требующее от взрослых больших эмоциональных затрат. Как не забывать о необходимости удовлетворять и собственные потребности? Где черпать силы?
Итак, эмоциональное выгорание– это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностного взаимодействия.
Главными составляющими этого процесса являются:
· Эмоциональное истощение (переживание опустошенности и бессилия);
· Снижение чувствительности по отношению к другим людям (проявление равнодушия, черствости, бессердечности, грубости);
· Занижение собственных достижений (потеря смысла и желания вкладывать личные усилия).
Психологические признаки синдрома выгорания:
· Постоянное чувство озабоченности;
· Непроходящая усталость;
· Переживание внутренней пустоты;
· Раздражительность, направленная на окружающих;
· Отношение к детям, как к непосильной ноше;
· Неуверенность в себе, в своей родительской компетентности;
· Неудовлетворенность личной жизнью.
У замещающих родителейнаблюдаются и такие специфические признаки эмоционального выгорания:
|
· Снижается энтузиазм, с которого начинался прием ребенка в семью;
· Ощущается повышенное чувство ответственности за воспитание детей;
· Время от времени проявляется раздражительность, нервозность,
беспокойство,ощущается постоянная усталость;
· Чаще используются оправдания вместо решений;
· Ощущается отдаление от детей, испытывается чувство скуки, когда рядом
дети;
· Часто возникает чувство опустошенности, обиды;
· Легко возникает гнев,нарастает подозрительность;
· Чаще приходит чувство разочарования;
· Жизненные перспективы кажутся мрачными (особенно в отношении детей).
Основные причины синдрома выгорания у замещающих родителей:
· Чувство огромной ответственности перед собой, законом, детьми;
· Занятость приемных родителей 24 часа в сутки,накапливающаяся усталость;
· Долгое отсутствие видимых результатов в воспитании приемных детей;
· Частые «рецидивы» трудного поведения у детей (возврат к прошлымпривычкам, прошлому поведению),
· Отсутствие готовых решений возникающих проблем.Неспособность решить
проблему в настоящем, вызывающая чувство безысходности;
· Недостаток свободного времени и личного общения вне семьи;
· Постоянный самоанализ и самоконтроль;
· Необходимость регулярного ведения материальной отчетности;
· Повышенный шумовой фон приемной семьи;
· Конфликты в семье;
· Трудности делегирования родительских обязанностей другим членам семьи, неумение расслабляться;
· Однообразие деятельности (особенно у тех, кто всегда находится дома);
|
· Недостаток знаний в области педагогики, психологии, медицины,юриспруденции;
· «Неверные» мотивы приема ребенка в семью, неоправданные ожидания;
· Потребительское отношение приемных детей к вещам: неумение их беречь и
ценить;
· Отсутствие возможности получать профессиональную помощьспециалистов
сопровождающих учреждений;
· Предвзятое отношение общества;
· Повышенное внимание со стороны других людей и СМИ;
· Невозможность общения с другими семьями, изоляция.
Стадии процесса выгорания у замещающих родителей:
1. Предупреждающая фаза (полное погружение в воспитание детей, отказ от своих потребностей, усталость, рассеянность);
2. Снижение уровня собственного участия (переживание «недостатка топлива», дефицит теплых чувств к детям и другим членам семьи, потеря интереса к воспитанию детей);
3. Появление эмоциональных реакций и разрушительного поведения (переживание чувства вины, низкая оценка себя как родителя, страхи, подавленность, подозрительность, конфликтность, уход от общения);
4. Появление психосоматических реакций (резкий спад трудоспособности, обострение хронических заболеваний, снижение иммунитета, бессонница, головные боли, неудовлетворенность собственной жизнью);
5. Разочарование (отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности ибессмысленности жизни, отчаяние).
Изначально, принимая решение о том, чтобы стать приемными родителями очень важно понимать:
· Для того чтобы не выгореть, нужно сделать свои ожидания как можно более близкими к реальности. Не думать, что ребенок, обретя семью, получив тепло и заботу, сразу станет ласковым, послушным и благодарным. Дети с тяжелым прошлым часто не умеют принимать любовь.Привязанность к родителямможет формироваться долгое время.Поэтому дети могут не поддаваться влиянию родителей, протестовать, нарушать правила.
|
· Не стоит ждать, что приемные дети будут развиваться и вести себя так же, как кровные дети. И даже если в семье уже есть приемные дети, нужно понимать, что каждый следующий ребенок будет совсем другим, он может вести себя совершенно непредсказуемым образом. К нему нужно будет приспосабливаться, подстраивать не только себя, но и, возможно, всю семью, пока не пройдет процесс адаптации.
· Нагрузки у приемных родителей большие. И это важно учитыватьперед принятием решения взять в семью сразу нескольких детей. Важно соотносить свои способности, размеры помещения, временные затраты, возможности душевных сил.
· Еще один фактор – это важность обоюдного решения взять приемного ребенка в семью. Нередко один из супругов «уговаривает» другого пойти на этот шаг и в дальнейшем остается без существенной поддержки и большую часть нагрузки вынужден брать на себя.Если что-то идет не так, супруг, который не хотел брать детей в семью, всегда сможет сказать: «А я же тебе говорил…». Это добавит еще и чувство вины за решение, которое не было обоюдным. Такие взаимоотношения усложняют семейную систему и адаптацию ребенка в новых условиях, что может тоже привести к выгоранию. Поэтому не стоит спешить с принятием решения, если в семье есть люди, которые категорически против него.
Способы предупреждения синдрома выгорания:
Для того, что бы избежать эмоционального выгорания необходимо научиться нескольким, на первый взгляд, простым вещам:
· Изменять собственное отношение к ситуации. Ведь чем менее трагично человек воспринимает стрессовые ситуации, тем менее разрушительное воздействие окажет стресс;
· Относиться к себе не как к жертве обстоятельств;
· Сохранять активную жизненную позицию;
· Формировать у себя положительное отношение к миру;
· Принимать ситуацию, какой бы она не была.
Эффективныйспособ борьбы со стрессом – это освоение навыков позитивного мышления. Суть позитивного мышления в умении принимать ситуацию, неоценивая ее.Способность позитивно мыслить помогает конструктивному разрешению проблем, самосохранению, поддержанию физическогои психологического здоровья.
Правила позитивного мышления:
· Устранять из собственной речи и мышления выражений, несущих всебебезысходность, самообвинение, отсутствие надежды на решениепроблемы;
· Собирать в свою «психологическую копилку» позитивныевысказывания,
пословицы, притчи, что поможет научиться смотреть на возникающие проблемы в положительном ключе.Например:«Под лежачий камень вода не течет»,«Дорогу осилит идущий»,«Сел в лодку, значит греби»,«Все, что не делается, делается к лучшему».
Очень важно также умение расслабления и саморегуляции. Чем лучше мы умеем расслабляться, стимулировать свое психологическое состояние, тем выше наша стрессоустойчивость.
Навыки саморегуляции приходят в процессе тренировки:
· Изменения направленности внимания;
· Отвлечения от угнетающих эмоционально значимых ситуаций;
· Переключения на другую деятельность;
· Самоконтроля и регуляции внешних проявлений эмоций;
· Целенаправленного воспроизведения в сознании позитивных образов или ресурсных состояний;
· Умения ставить перед собой посильные и реальные цели.
Задачи саморегуляции:
· Снижение возбуждения;
· Активизация собственных ресурсов;
· Снижение эмоциональной чувствительности;
· Устранение эмоционального стресса;
· Восстановление сил;
· Повышение тонуса;
· Регуляция работы организма.
Для сохранения собственного психологического здоровья можно использовать следующие ресурсы:
Личностные ресурсы– этонаша мотивация, жизненный и профессиональныйопыт, самоуважение, самодостаточность, эмоционально-волевые качества и т.д.
Информационные ресурсы– поиск информациио способах разрешения ситуаций вызывающей стресс.
Материальные ресурсы– безопасность нашей жизни, благоприятные гигиенические факторы труда и жизни, финансовая стабильность, уровень дохода, достаточный для восстановления сил.
Социальные ресурсы– профессиональная помощь специалистов, наличие поддержки, моральная помощь со стороны ближайшего окружения, соучастие и сочувствие близких, солидарность и сплоченность семьи.
Способы преодоления эмоционального выгорания для замещающих родителей (использован обобщенный опыт действующих приемных родителей):
· Не «затягивать» с решением возникающих проблем, предприниматьактивные действия для решения сложных ситуаций;
· Своевременно обращаться к специалистам;
· Стараться всегда находиться в реальности, воспринимать ситуацию такой,
какая она есть;
· Осознавать особенности своей личности, учиться смотреть на себя со стороны и использовать свой детский опыт при общении с детьми;
· Стараться влиять на свое поведение, регулировать свое эмоциональноесостояние;
· Стремиться получать новую информацию, знания, участвовать в семинарах,
тренингах, повышать свою компетентность;
· Общаться с другими приемными семьями;
· Вести дневник своих педагогических успехов и неудач;
· Стараться находить время для своих личных интересов, заниматься спортом,
посещать концерты, кино, выезжать на природу, выходить в гости;
· Не забывать о том, что мы не только родители, но и супруги. Важно находитьвремя для того чтобы быть только вдвоем;
· Поддерживать свое здоровье, соблюдатьрежим сна и питания, овладевать
техникой медитации.
Приемные родители всегда должны помнить о том, как важно позаботиться о себе, чтобынаходить силыпозаботиться о другом!