Анализ динамики рыночной ситуации




Содержание

 

Введение

Анализ динамики рыночной ситуации

Определение конкурентного статуса базовой фирмы

Определение конкурирующих фирм

Обоснование выбора конкурентной стратегии базовой фирмы

Вывод

Литература

 


Введение

 

Целью данного расчётно-аналитического задания является выявление и анализ динамики рыночной ситуации на примере рынка состоящего из 4 фирм. При выполнении данной расчётной работы необходимо определить сектора, занимаемые данными фирмами по рыночным долям, по характеру изменения их конкурентной позиции. Кроме того, следует определить конкурентный статус каждой из предложенных фирм и установить возможные варианты развития событий в конкурентной борьбе.

По итогам произведённых расчётов, как вывод, по отношению рыночных долей базовой фирмы к остальным фирмам следует определить диапазон изменения соотношения рыночных долей фирмы и степень остроты конкуренции на рынке и выяснить перспективы конкурентных отношений между базовой фирмой и соперниками по рынку. Как итог следует выбрать наиболее подходящую для базовой фирмы стратегию развития.

Необходимые входные данные представлены в таблице № 1 согласно варианту индивидуального задания.

 

Таблица 1 Исходные данные

Субъекты рынка услуг Ёмкость реализованной продукции, тыс. тонн
Первый год Второй год
Базовая фирма А    
Фирма Б    
Фирма В    
Фирма Г    
Всего    

 


Анализ динамики рыночной ситуации

 

Анализ ретроспективной ситуации на рынке даёт возможность смоделировать "стартовую" позицию базовой фирмы и других фирм, оперирующих на рынке, и, позволяет установить характер конкурентного поведения фирм в условиях повышения их деловой активности в течение рассмотренного периода времени. Анализ ретроспективной ситуации на рынке начинаем с определения ёмкости реализованных фирмами ниш в целом по рынку:

 

,

 

где и - ёмкость соответственно реализованной рыночной ниши и рынка услуг отдельных его субъектов; i – шифр фирмы.

 

тыс. тонн

 

Далее определяем рыночную долю каждой из фирм. Пример расчёта показан для фирмы А, результаты расчёта по остальным фирмам сведены в таблицу 2.

 

,

 

где i – шифр фирмы;

 

 


Таблица 2 Анализ ретроспективной ситуации на рынке (первый заданный год)

Субъекты рынка Ёмкость реализованных ниш фирм Рыночные доли фирм, %
Базовая фирма (А)    
Фирма Б    
Фирма В    
Фирма Г    
Рынок в целом    

 

Целью дальнейшего решения является определение сектора рынка, к которому стремится каждая фирма из числа рассмотренных, что позволяет уверенно оценить степень силы уже завоеванной этой фирмой рыночной позиции.

Задание решается по алгоритму, который предусматривает реализацию следующих шагов:

1.Значения показателей рыночной доли фирмы расставляются в порядке увеличения и строится последовательность:

 

D1≤D2≤…≤Di≤…≤Dm,

 

где i – шифр фирмы (); Di – рыночная доля фирмы i.

 

DВ≤DБ≤DГ=DА;

18%(В) ≤24%(Б) ≤29%(Г) =29%(А).

 

При этом величина DВ=18% принимается далее в качестве минимального значения доли фирм, а величина DГ=DА=29% -в качестве максимального значения.

2.Находится среднее арифметическое значения рыночной доли фирм, оперирующих на рынке:


,

 

левее от которого, выявляются фирмы с более низкими, а правее с более высокими рыночными долями.

3.Рассмотренная совокупность фирм разбивается на два подмножества ( и ) по правилу:

 

Очевидно, что в подмножество попадают фирмы, рыночная доля которых находится в интервале , а в подмножество войдут фирмы с рыночной долей из интервала .

Таким образом, получаем:

 

DВ < 18%<25%

DБ < 24%<25%

DГ > 29%>25%

DА > 29%>25%

 

4.Процедура дифференциации фирм по рыночной доле продолжается теперь уже в рамках подмножеств и . С этой целью для соответствующих интервалов изменения рыночных доль фирм и определяются средние арифметические значения


 

5.Фиксируются граничные значения показателя рыночной доли фирм для формирования секторов МI – МIV:

 

18%; 21%; 25%; 29%; 29%

 

6.Фирмы всей рассмотреной совокупности распределяются по секторам рынка по правилу:

 

 

где: МI – фирмы – лидеры рынка;

МII – фирмы с сильной конкурентной позицией;

МIII – фирмы со слабой конкурентной позицией;

МIV – фирмы аутсайдеры рынка.

 

 

На основе полученных результатов формируется таблицу 3, в которой отражены рыночные позиции фирм с указанием для каждой соответствующего сектора рынка.


Таблица 3 Рыночные позиции фирм в первый год

Субъекты рынка Рыночная доля фирмы, % Секторы рынка
Базовая фирма (А)   МI фирма – лидер рынка
Фирма Б   МIII – фирма со слабой конкурентной позицией
Фирма В   МIV – фирма аутсайдер рынка
Фирма Г   МI фирма – лидер рынка

 

Исходя из полученных результатов мы можем сделать некоторые выводы о начальной позиции рассматриваемых фирм.

"Стартовая" рыночная позиция базовой фирмы (А) сильная, так как находится в секторе рынка МI и соответственно является лидером. Но по показателям рыночной доли базовой фирме А не уступает фирма Г, которая также является лидером на рынке, имея рыночную долю в 29%. Фирму Г можно назвать реальным конкурентом фирме А, который представляет для последней угрозу, так как их рыночные доли одинаковы.

Что касается остальных двух фирм Б и В, то это фирмы с более слабой позицией на рынке. Фирма Б обладает мелкими долями рынка, но действует, не покидая его. Её ролевой статус характеризуется зависимым конкурентным статусом и слабыми на данном рынке конкурентными позициями. Фирма В является аутсайдером рынка.

Произведённый выше анализ ситуации на рассмотренном рынке даёт представление о её состоянии вначале заданного периода времени. Теперь нужно рассмотреть характер её развития на протяжении всего периода, для того, чтобы определить тенденцию изменения показателя рыночной доли фирм, которые оперируют на рынке, и определить, как изменялись (улучшались, ухудшались) их рыночные позиции.

Алгоритм определения показателей для анализа ситуации на рынке на протяжении всего периода аналогичен вышеизложенному алгоритму, поэтому основные результаты расчётов сводим в таблицы 4 и 5.

 


Таблица 4 Анализ текущей ситуации на рынке (за весь заданный период)

Субъекты рынка Ёмкость реализованных ниш фирм Рыночные доли фирм, %
Базовая фирма (А)    
Фирма Б    
Фирма В    
Фирма Г    
Рынок в целом    

 

Таблица 5 Рыночные позиции фирм в конце периода

Субъекты рынка Рыночная доля фирмы, % Секторы рынка
Базовая фирма (А)   МII – фирма с сильной конкурентной позицией
Фирма Б   МI фирма – лидер рынка
Фирма В   МIII – фирма со слабой конкурентной позицией
Фирма Г   МI фирма – лидер рынка

 

Исходя из полученных результатов мы можем сделать некоторые выводы о текущей позиции рассматриваемых фирм.

Текущая рыночная позиция базовой фирмы (А) сильная, так как находится в секторе рынка МII и соответственно является фирмой с сильной конкурентной позицией. Но по показателям рыночной доли базовая фирма А находится только на втором месте, тогда как первое место, место неоспоримого лидера рынка, делят между собою фирмы Б и Г. Что касается фирм В, то это фирма со слабой конкурентной позицией на рынке. Фирма Б обладает мелкими долями рынка, но действует, не покидая его. Её ролевой статус характеризуется зависимым конкурентным статусом и слабыми на данном рынке конкурентными позициями.

Принадлежность фирм к секторам по характеру изменения конкурентной позиции определяется по следующему алгоритму:

1. Определяем значения показателя темпа прироста (положительного, отрицательного) рыночной доли фирм . Пример расчёта темпа прироста дан для фирмы А. Результаты по остальным фирмам сведены в таблицу 6:


 

где: рыночные доли фирмы і соответственно в первом и последнем годах заданного периода времени;

n – количество лет в рассматриваемом периоде, принимаем n =3 года;

 

 

2. Находится среднее арифметическое значение показателя темпа прироста рыночной части фирм:

 

 

где: показатель темпа прироста i-й фирмы;

m – количество рассматриваемых на рынке фирм, шт;

 

 

3. Рассмотренные фирмы разбиваются на подмножества по правилу:

 

 

Очевидно, что в подмножество попадают фирмы, темпы прироста рыночной доли которых находятся в интервале , а в подмножество войдут фирмы с рыночной долей из интервала . Таким образом, получаем:

 

TА < -13,8%<0,28%

TВ < -2,0%< 0,2%

TГ > 3,0%<0,28%

TБ > 13,9%>0,28%

 

4. Процедура дифференциации фирм по рыночной доле продолжается теперь уже в рамках подмножеств и . С этой целью для соответствующих интервалов изменения рыночных доль фирм и определяются средние арифметические значения :

 

 

5. Фиксируются граничные значения рыночной части фирм для формирования секторов NI – NIV:

 

 

6. Фирмы рассмотренной совокупности распределяются по секторам рынка в соответствии с показателем темпа прироста их рыночной доли по правилу:


 

где: NI- фирма с быстро улучшающейся конкурентной позицией;

NII- фирма с улучшающейся конкурентной позицией;

NIII- фирма с ухудшающейся конкурентной позицией;

NIV- фирма с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.

 

 

7. На основании результатов реализации описанного алгоритма формируется таблица 6, в которой отображается характер изменений конкурентной позиции всех фирм, которые оперируют на рынке:

 

Таблица 6 Конкуретные позиции фирм

Субъекты рынка Темпы прироста рыночных долей фирм Характер изменений конкурентных позиций фирм
Базовая фирма(А) -13,8% NIV
Фирма Б 13,9% NI
Фирма В -2,0% NIII
Фирма Г 3,0% NII

 

Таким образом, из приведенных расчётов видно, что за прошедший определенный период пребывания фирм на рынке, по нашему условию 3 года, базовая фирма ухудшила свои позиции в сравнение с начальным положениям на рынке и является аутсайдером по темпу прироста в размере (-13,8%).

Что касается фирмы Б, то её положения за 3 года улучшилось и на данный момент работает с быстро улучшающейся конкурентной позицией с темпом прироста в 13,9%.

Небольшой прирост показала фирма Г (3,0%). Фирма В значительно снизила свою конкурентную позицию и продолжает её снижать, будучи фирмой с ухудшающейся конкурентной позицией (-2,0%).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: