Абсолютная влажность – влажность в данное время и при данной температуре.
Авитаминоз – заболевания (рахит, цинга, пеллагра, бери-бери и др.), развивающиеся вследствие резкой недостаточности витаминов в организме.
Адаптация – врожденная или приобретенная приспособительная деятельность организма с процессами на клеточном и системном уровнях к меняющимся условиям среды. Акклиматизация – приспособление организма к новым, непривычным или изменившимся климатогеографическим условиям среды.
Акселерация – это ускорение роста и физического развития детей и подростков.
Атмосферное (барометрическое) давление – это сила давления воздуха на поверхность Земли на уровне моря. Определяется с помощью барометра-анероида или барографа. Измеряется в гектопаскалях (гПА) или миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.).
Атрофия – уменьшение в объеме и понижение функциональной активности органов и тканей вследствие гибели тканевых или клеточных элементов при каком-либо патологическом процессе из-за нарушения питания тканей, либо длительного снижения их вовлеченности в общий физиологический процесс.
Белки – высокомолекулярные азотсодержащие вещества и важнейшие пищевые вещества. Состоят из аминокислот. Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах.
Блескость – уровень яркости светящейся поверхности.
Быстрый сон («парадоксальный») – пассивный отдых со сновидениями, переживаниями, быстрыми движениями глазных яблок, резким угнетением мышечного тонуса.
Вентиляция – регулируемый воздухообмен в помещениях, благоприятный для человека; совокупность технических средств, обеспечивающих такой воздухообмен.
|
Вирулентность – качество индивидуального (штаммового) признака патогенного микроорганизма; степень болезнетворности данного организма.
Витаминизация – введение в организм витаминов в определенных дозах с целью возмещения их недостатка, а также с другими лечебными и профилактическими целями.
Витаминная недостаточность (авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы) – группа заболеваний, развивающихся при недостаточном поступлении в организм одного или нескольких витаминов или полном отсутствии их в пище.
Витамины – низкомолекулярные соединения органической природы, не синтезируемые в организме человека, поступающие извне в составе пищи, проявляющие биологическое действие в малых дозах. Влажность – содержание (в граммах) водяных паров в 1м3 воздуха (измеряется высотой ртутного столба в миллиметрах). Может быть измерена гигрометром или психрометром.
Водно-солевой баланс – совокупность процессов распределения воды и электролитов между вне- и внутриклеточным пространством организма, а также между организмом и внешней средой. Военная гигиена – изучает пути и способы сохранения здоровья, повышения работоспособности и боеспособности военнослужащих.
Воздушная среда – это газообразная оболочка, окружающая земной шар, состоящая из смеси газов. Ее подразделяют на: свободную атмосферу (атмосферный воздух) и атмосферу помещения. Восприимчивость организма – вследствие иммунобиологических особенностей, вырабатывающихся в процессе борьбы с микробами, человек может обладать невосприимчивостью к некоторым из них, иначе говоря – иммунитетом на инфекционные болезни (болезнетворные микробы).
|
Гельминтозы – инвазионные болезни человека, животных и растений, вызываемые паразитическими червями – гельминтами (глистами).
Геронтология – наука о старении всех живых существ, в том числе и человека.
Гигиена – это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья людей, а также предотвращения отрицательного влияния на здоровье людей окружающей среды и социальных условий.
Гигиена детей и подростков – изучает воздействие факторов окружающей среды и социальных условий на подрастающее поколение.
Гигиена питания – рассматривает вопросы, касающиеся влияния питания на здоровье человека.
Гигиена питания – это раздел гигиены, который изучает влияние на организм пищевых рационов потребности организма в пищевых веществах, оптимальное соотношение их в зависимости от условий труда и быта, а также разрабатывает меры профилактики заболеваний и пищевых отравлений.
Гигиена труда – это раздел гигиены о влияние трудовой деятельности и факторов производственной среды на работающих.
Гигиена физического воспитания и спорта – изучает влияние различных факторов, связанных с занятиями физическими упражнениями, на здоровье занимающихся.
Гигиенический норматив – это максимально физиологически безопасный для организма количественный уровень вредного фактора, превышение которого может привести к заболеваниям или другим неблагоприятным по- следствиям для человека и окружающей среды.
|
Гипервитаминоз – отравление, вызванное приемом резко повышенных доз витаминов, чаще А и Д. Гипертрофия – увеличение органа или его части вследствие увеличения объема и (или) числа клеток. Гиповитаминоз – заболевания, вызванные недостаточным количеством витаминов в организме. Гиподинамия – ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом и др.
Дезактивация воды – удаление радиоактивных веществ.
Дезодорация воды – удаление посторонних запахов и привкусов.
Дефицит насыщения – разность между максимальной и абсолютной влажностями.
Дистрофия – проявляется в нарушении тканевого (клеточного) обмена, ведущего к структурным изменениям тканей и клеток.
Жир – органическое соединение, состоящее из триглицеридов жирных кислот и липоидов.
Жиры являются гигантским источником энергии, входят в структурную часть клеток и их мембран. Выполняет предохранительную функцию от переохлаждения, от ударов, ушибов.
Закаленность – способность сохранять постоянство температура тела (иммунные механизмы, устойчивость к инфекции, аллергическим заболеваниям).
Закаливание – это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления), а также – это система условных рефлек- сов на холодовые и тепловые раздражения, обеспечивающая нормальную терморегуляцию.
Заменимые аминокислоты: глицин, аргинин, цистин, тирозин, аланин, серин и др.
Здоровье – это психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Зона санитарно-защитная – территория вокруг предприятия, на которой запрещается проживание людей и не допускается размещение спортивных сооружений, парков, детских садов, школ, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений.
Иммунитет – комплекс реакций, направленных на защиту организма от инфекционных агентов и чужеродных веществ.
Инвазионные болезни – заболевания человека и животных, вызываемые животными паразитами–простейшими, членистоногими, ракообразными, гельминтами и др.
Инвазия – заражение организма человека или животного глистами, насекомыми и пр.
Инкубационный период – скрытый период от момента внедрения в организм возбудителя до появления первых признаков инфекционного заболевания.
Инфекционные болезни – заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека или животного здоровому.
Инфекция – внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных микроорганизмов. Завершается инфекционным заболеванием, бактерионосительством или гибелью микробов.
Инфицирующая доза – это определенное количество патогенных микроорганизмов, способное вызвать инфекционное заболевание.
Климат – статистически многолетний режим погоды, свойственный той или иной местности. Коагуляция – химический метод осветления воды, заключающийся в осаждение взвеси, находящейся в воде, в виде более крупных частиц, с последующим отстаиванием и фильтрацией.
Коммунальная гигиена – изучает влияние на организм человека факторов окружающей среды в населенных местах.
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) – отношение освещенности данного места помещения (в люксах) к одновременной освещенности на том же горизонтальном уровне снаружи здания под открытым небом. Эта величина выражается в процентах.
Личная гигиена – рассматривает вопросы сохранения и укрепления здоровья конкретного человека. Максимальная влажность – полное насыщение воздуха парами при данной температуре.
Медленный сон («ортодоксальный») – пассивный отдых без сновидений, с медленными волнами электроэнцефалограммы.
Микотоксикоз – заболевание человека и животных, обусловленное употреблением в пищу продуктов, содержащих микотоксинытоксины микроскопических грибов (плесеней).
Мутогенные свойства – вызывающие наследственные изменения.
Незаменимые аминокислоты: лизин, гистидин, триптофан, фениланин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, валин.
Обезжелезивание воды – удаление железа (частичное или полное). Обеззараживание воды - санитарно-технические меры по уничтожению в воде возбудителей инфекционных заболеваний химическими и физическими способами.
Обеззараживание воды – это уничтожение микроорганизмов. Используется хлорирование, озонирование, ультрафиолетовое облучение, ультразвук, кипячение.
Обмен веществ (метаболизм) – совокупность химических и физических превращений, происходящих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с внешней средой.
Опреснение воды – удаление солей (частичное или полное).
Органолептические свойства – свойства объектов внешней среды (воды, воздуха, пищи и др.), которые выявляются и оцениваются с помощью органов чувств.
Ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ) – временный норматив содержания вещества в атмосферном воздухе или в воздухе рабочей зоны. Освещенность – поверхностная плотность светового потока.
Основной обмен веществ – это потребление энергии клетками в состоянии полного покоя; в среднем величина основного обмена веществ у взрос- лого человека составляет 1 ккал на 1 кг массы тела в 1 час.
Относительная влажность – это отношение абсолютной влажности к максимальной и выраженное в процентах.
Пандемия – чрезвычайно широкое распространение инфекционных заболеваний, охватывающее целые континенты или весь земной шар, более широкое, чем при эпидемии.
Паразиты – животный или растительный организм, живущий на поверхности или проникающий в другой организм, питающийся за счет него и обычно наносящий ему вред, выработкой яда (токсинов). Патогенность – способность микроорганизмов вызывать инфекционные заболевания.
Патогенный – болезнетворный.
Питание - поступление в организм человека и усвоение им веществ, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей.
Пища – основной источник энергии для человека. Она представляет собой определённую комбинацию пищевых продуктов животного и растительного происхождения.
Пищевые отравления – преимущественно остро протекающие заболевания, вызываемые употреблением пищи, массивно обсемененной микробами или содержащей токсические вещества.
Пищевые токсикозы или интоксикации – острые заболевания, возникающие при употреблении пищи, содержащей токсин, накопившийся в результате развития специфического возбудителя.
Пищевые токсикоинфекции – заболевания с явлениями кратковременного инфицирования организма и выраженной интоксикации, связанные с поступлением в желудочно-кишечный тракт продуктов, содержащих в большом количестве живые микробы и их токсины, выделяемые при размножении и гибели микроорганизмов.
Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте, в определенный момент или за ограниченный промежуток времени.
Почва – это верхний плодородный слой земной коры, представляющий собой комплекс минеральных и органических веществ, заселенных живыми организмами.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) – максимальное количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека или не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.
Предельно допустимый уровень (ПДУ) – нормативное значение вредного вещества в окружающей среде, рассчитанное на основании ПДД.
Предельно-допустимая доза (ПДД) – наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы вредного вещества, не вызывающего изменений в состоянии здоровья.
Прививка – защитные свойства, вырабатываемые в организме против инфекционных заболеваний. Радиационная гигиена – посвящена изучению влияния ионизирующего излучения на здоровье человека. Рациональное питание – это питание здорового человека, способное качественно и количественно удовлетворить его потребность в пище.
Рациональный распорядок дня создаёт оптимальные условия для деятельности и восстановления организма и способствует повышению спортивной работоспособности. Закладывается «динамичный стереотип», представляющий собой уравновешенную систему условных рефлексов.
Ретарданты – более поздняя закладка органа или замедленное развитие его по сравнению с предками. Роза ветров – это графическое изображение повторяемости ветра на данной местности.
Санитария – это проведение практических мероприятий по осуществлению требований гигиены в целях охраны и укрепления здоровья людей (практическая деятельность, при помощи которой можно сохранить и укрепить здоровье).
Сапрофиты – организмы, живущие и размножающиеся во внешней среде, питающиеся мёртвыми органическими материалами.
Световой коэффициент (СК) – отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола, выраженное простой дробью.
Солнечная радиация (излучение) – подразумевается весь поток, испускаемый солнцем в виде электромагнитных колебаний с разной длиной волны, измеряемой в нанометрах (нм).
Сон – периодически наступающее состояние, при котором создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма, в частности, центральной нервной системы. Это жизненная необходимость каждого человека.
Социальная гигиена – область медицинских знаний, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения.
Суточные ритмы – изменение интенсивности и характера биологических процессов и явлений, повторяющихся с суточной периодичностью. У человека отмечено около 100 физиологических функций, имеющих суточные ритмы.
Температура тела – комплексный показатель теплового состояния организма человека.
Тепловой удар – болезненное состояние, вызываемое перегреванием тела.
Теплопроводность – перенос энергии от более нагретых участков к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия микрочастиц.
Терморегуляция – взаимосочетание процессов теплообразования и отдачи, регулируемых нервно-эндокринным путем. Процесс поддержания температуры тела в определенных границах, обеспечивающий нормальное протекание жизненных функций независимо от колебания температуры внешней среды.
Точка росы – температура, при которой находящиеся в воздухе водяные пары насыщают пространство. Углеводы – основной источник энергии организма. К ним относятся сахариды: моно- (глюкоза, фруктоза), поли- (крахмал, гликоген, клетчатка) и ди- (сахароза, лактоза, сахар). При физической работе углеводы расходуются в первую очередь.
Умягчение воды – освобождение от кальция и магния (частичное или полное).
Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) включает в себя комплекс физических упражнений для целенаправленного развития функциональных, координационных и технических способностей.
Цель – ускорение перехода от сна к бодрствованию и общее оздоровительное действие. Физкультминутки – физические упражнения, используемые для предупреждения наступающего утомления и повышающие работоспособность.
Энергетические траты – количество энергии в килоджоулях (ккал), расходуемое человеком на разные виды деятельности.
Энергетический баланс – разница между количеством энергии, поступающей с пищей и энергией, расходуемой организмом.
Эпидемиология – раздел медицины, изучающий причины возникновения и распространения эпидемий, разрабатывающий меры их предупреждения и борьбы с ними.
Эпидемия – широкое распространение среди населения инфекционных заболеваний, которые охватывают большие группы людей.
Эпидермофития – заболевание кожи и ногтей, вызванное грибком эпидермофитоном.
Яркость – сила света, излучаемая с единицы площади поверхности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫк дифференцированному зачету по дисциплине ОП.05. Гигиенические основы физического воспитания
1. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.
2. Определение гигиены как науки. Цели и задачи гигиены.
3. Предмет изучения гигиены как науки. Основные методы гигиенических исследований.
4. Определение гигиены физического воспитания и спорта как науки.
5. Основные цели и задачи гигиены физического воспитания и спорта.
6. Основные гигиенические принципы физической культуры и спорта.
7. Гигиеническое значение физических свойств воздуха.
8. Основные механические примеси воздуха и их гигиеническое значение при занятиях физической культурой и спортом.
9. Основные гигиенические требования к питьевой воде. Нормы потребления воды.
10. Жесткость воды. Эпидемиологическое значение воды.
11. Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях.
12. Понятие «почва». Гигиеническое значение состава и свойств почвы.
13. Эпидемиологическое значение почвы.
14. Гигиенические требования к почве при планировании и строительстве спортивных сооружений.
15. Понятие «закаливание». Физиологические основы закаливания.
16. Гигиенические принципы закаливания.
17. Гигиенические нормы закаливания воздухом.
18. Гигиенические нормы закаливания водой.
19. Гигиенические нормы закаливания солнечными лучами.
20. Основные гигиенические требования к пище.
21. Понятие о достаточном и сбалансированном питании. Основные гигиенические принципы построения рациона питания.
22. Физиологическая роль белков и их гигиеническое значение.
23. Физиологическая роль жиров и их гигиеническое значение.
24. Физиологическая роль углеводов и их гигиеническое значение.
25. Физиологическая роль витаминов и их гигиеническое значение.
26. Физиологическая роль минеральных веществ и их гигиеническое значение.
27. Основные функции питания при занятиях физкультурой и спортом. Особенности питания спортсменов.
28. Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям. Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений.
29. Основные гигиенические требования к освещению спортивных сооружений.
30. Гигиенические требования к естественному освещению спортивных сооружений.
31. Гигиенические требования к искусственному освещению спортивных сооружений.
32. Основные гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений.
33. Основные гигиенические требования к открытым водоемам.
34. Основные гигиенические требования к искусственным бассейнам.
35. Основные гигиенические требования к уроку физической культуры
36. Классификация физических нагрузок при физическом воспитании школьников.
37. Гигиеническая характеристика вводной части урока.
38. Гигиеническая характеристика основной части урока.
39. Гигиеническая характеристика заключительной части урока.
40. Определение достаточности физической нагрузки школьников на уроке физической культуры.
41. Гигиеническое обеспечение занятий гимнастикой.
42. Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетикой.
43. Гигиеническое обеспечение занятий лыжами.
44. Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми.
45. Гигиеническое обеспечение занятий плаванием.