II. Постановка научной проблемы




 

Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний и соответствующей квалификации.

Ставить вопросы, увидеть проблему гораздо труднее и важнее, чем найти ее решение.

Теории в эксперименте непосредственно проверить нельзя.

Теоретические высказывания универсальны. Из них выделяют следствия, которые называют гипотезами

 

Гипотеза (это научное предположение, вытекающее из теории» которое еще не подтверждено и не опровергнуто)  
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ
Входит в структуры теории в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов. Инструмент совершенствования теоретических знаний Предположение, подлежащее экспериментальной проверке.  
 
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА выдвигается для решения проблемы методом экспериментального исследования  

По происхождению

1. Для проверки следствий конкретной теории, модели   2 Основывается не на 3 Для данного случая  
теории, а на принципе: «А почему бы не так?» В результате - ФАКТ для данного случая  
 
 
  По содержанию  
Явления (факты)   Установка истины: «А был ли мальчик?» «Может быть его и не было?» СКОЛЬКО СИМВО- ЛОВ удерживает человек одновременно в кратко- временной памяти? Связи между явлениями   Проверка в корреляционных исследованиях Напр., какая зависи- мость мелкду интеллек- том детей и их родителей? Причинные связи между явлениями Включаются независимые переменные и зависимая переменная  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гипотезы  
Научные Предполагаемые решения проблем Статистические Утверждение в отношении названного параметра, сформулированного па языке статистики. Гипотеза требует перевода на язык статистики  
 
 
 
         

 

Гипотезы должны быть:

а) содержательными;

б) операциональными (потенциально опровергаемыми);

в) формулироваться в виде их альтернатив.

Гипотеза может отвергаться, но не может быть

принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:

Процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя.

Количество "и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя.

Вопрос. Чем отличается экспериментальная гипотеза от теоретической?

Ответ. Экспериментальная гипотеза формулируется в виде высказывания типа: «Если..., то...». Кроме того, ее нужно конкретизировать и операционализировать.

Входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте:

а) управляться экспериментатором,

б) регистрироваться непосредственно (или аппаратурой).

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.

В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.

Эта процедура сводится к оценке их сходства и различия.

Ситуация. Критерий эффективности — величайшая проблема в любой деятельности. Из-за ошибочного выбора критериев не может быть достигнуто достаточно точного результата.

По каким критериям производится оценка психического явления?

Решение: Критерии в эксперименте выбираются особенно тщательно. Их необходимо проверять на «работоспособность».

По предварительным результатам прикинуть, какой контингент обучаемых, сколько классов, групп необходимо будет включить в экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные результаты.

Критерии должны удовлетворять следующим признакам:

1)Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в психологии). Оцениваемый признак должен оцениваться однозначно.

2) Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить. Например, если в основе переключаемости внимания лежит подвижность нервных процессов, то они и должны являться критерием оценки.

3) Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям. Например, критерий ответа студентов на вопрос «Понравились ли занятия по информатике и вычислительной технике?» некорректен:

а) отвечающие могут «подыграть» исследователю,

б) не всегда учение должно нравиться. Успешность выполнения какого-либо задания может оцениваться по времени, затраченному студентом, и количеству допущенных ошибок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: