Элементы конструкции корпуса катера.




А знаете ли Вы основные части маломерного судна?

При сдаче экзаменов на судоводителя, в экзаменационных билетах встречаются вопросы, касающиеся устройства маломерного судна. Кому-то этот материал пригодится, а кто-то просто освежит память.

Элементы конструкции корпуса катера.

1 – настил палубы; 2 – бимс; 3 – карлингс; 4 – обшивка кокпита; 5 – слань; 6 – комингс кокпита; 7 – кормовая переборка; 8 – транец; 9 – моторная ниша; 10 – форштевень; 11 – киль; 12 – бортовая (наружная обшивка); 13 – планширь; 14 – скуловой стрингер; 15 – палубный стрингер; 16 – полубимс; 17 – скуловая кница; 18 – бортовой стрингер; 19 – шпангоуты

Палуба – горизонтальное перекрытие из настила (1) и набора в корпусе судна. Носовая часть палубы называется баком, надстройка над ним — баковой. Кормовая часть палубы называется ютом, надстройка над ним — ютовой. Палуба на маломерных судах, например мотолодках, может отсутствовать.
Набор корпуса судна — состоит из следующих продольных и поперечных связей:
Бимсы (2) — поперечные связи палубы.
Карлингсы (3) — продольные подпалубные связи (балки) судна, поддерживающие бимсы и обеспечивающие вместе с остальным набором палубного перекрытия его прочность при действии поперечной нагрузки и устойчивость при общем изгибе судна. Опорами для карлингса служат поперечные переборки корпуса, поперечные комингсы люков и пиллерсы.
Слань (5) – щиты из досок (фанера, дюраль), которые укладываются на шпангоуты для их предохранения и обшивки. На маломерном судне это съемный сплошной днищевой щит, укладываемый поверх днищевого набора.
Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений.
Комингс кокпита (6) – ограждение, препятствующее стоку воды с палубы в кокпит.
Кормовая переборка (7) — главная поперечная переборка в кормовой части судна, имеющая назначением ограничить доступ воды внутрь судна при повреждении кормовой оконечности.
Транец (8) – нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках и моторных лодках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка. Транец равен ширине лодки или меньше ее и служит для крепления подвесного лодочного мотора.
Моторная ниша (9) – водонепроницаемая самоотливная конструкция у транца судна, образующая нишу. Предназначена для размещения головной части подвесного мотора в момент откидывания и обеспечения требуемой высоты надводного борта.
Форштевень (10) – прочный брус по контуру носового заострения, на котором закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса. В нижней части форштевень соединяется с килем. Часть форштевня около грузовой ватерлинии деревянного судна (также металлическая накладка на деревянный форштевень небольших и гребных судов) носит название «водорез» или «грен».
Киль (11) — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки, киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.
Ахтерштевень — задняя оконечность судна в виде жесткой балки или рамы, на которой замыкаются киль, борт, обшивка и набор. К нему подвешивается руль.
Планширь (13) — горизонтальный деревянный плоский брус или стальной профиль в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беcпалубных небольших судов, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов. Является одной из связей, обеспечивающих прочность корпуса судна.
Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, выполняющая роль наружного привального бруса, который служит для защиты бортов от повреждения.
Стрингер (14, 15, 18) — продольная связь, идущая по всей длине судна. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми и бортовыми.
Кильсон — продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.
Полубимс (16) – бимс (подпалубное крепление), идущий не по всей ширине корабля, а от борта до карлингса или до выреза в палубе.
Шпангоуты (19) — поперечные бортовые связи корпуса. В теоретическом чертеже шпангоутами называют обводы поперечного сечения судна.
Шпация — расстояние между осями двух соседних шпангоутов, при подобной системе набора составляет 45-60 см.
Флор — поперечная днищевая балка между бортами судна. К концам флора обычно крепятся шпангоуты. Флор соединяются с вертикальным килем и днищевыми стрингерами.
Пиллерс – устройство для подкрепления палубы. В своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпанrоутов – на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части – бимсов с карлингсами.
Кница — элемент конструкции корпуса судна, служащий главным образом для соединения отдельных частей набора, располагающихся под углом одна к другой (например, шпангоута с бимсом или флором, бортового стрингера с поперечной переборкой). На судах с металлическим корпусом – кницы треугольные из металлических листов. На деревянных судах кницы могут быть стальными или деревянными.
Скуловая кница (17) – кница судна, соединяющая шпангоут с крайним междудонным листом, а при отсутствии второго дна — с флором или крайней днищевой продольной балкой, либо крайние днищевые балки с нижними бортовыми продольными балками судна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: