Тема. Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие.




Ответьте на вопосы:

1. Охарактеризуйте географическое положение Китая и его геополитическое роль в мире и в Азии?

2. Ка­ковы осо­бен­ности эт­ни­чес­ко­го и ре­лиги­оз­но­го сос­та­вов на­селе­ния Ки­тая?

3.Чем характеризуется природно-ресурсный потенциал Китая

4. Ка­кую роль в эко­номи­ке сов­ре­мен­но­го Ки­тая иг­ра­ют СЭЗ, «от­кры­тые» мор­ские пор­ты и го­рода?

5. В чем особенность ки­тайских эко­номи­чес­ких ре­форм?

6. Составьте характеристику экономики Китая.

Ки­тай, или офи­ци­ально Ки­тайская На­род­ная Рес­публи­ка (КНР), — од­на из ве­личайших стран ми­ра. По пло­щади тер­ри­тории (9597 тыс. км2) она за­нима­ет третье мес­то в ми­ре, по чис­леннос­ти на­селе­ния (1350 млн че­ловек) — пер­вое.

Ки­тай на­ходит­ся в Вос­точной Азии и гра­ничит по су­ше со стра­нами всех суб­ре­ги­онов За­рубеж­ной Азии — Вос­точной (Мон­го­лия и КНДР), Цен­тральной (Ка­зах­стан, Кир­ги­зия и Тад­жи­кис­тан), Юго-За­пад­ной (Аф­га­нис­тан), Юж­ной (Ин­дия, Не­пал и Бу­тан) и Юго-Вос­точной (Мьян­ма, Ла­ос и Вьет­нам) Ази­ей, а так­же с Рос­си­ей. Тер­ри­тория стра­ны на вос­то­ке омы­ва­ет­ся во­дами Жел­то­го и Вос­точно-Ки­тайско­го мо­рей, на юге — Юж­но-Ки­тайско­го мо­ря. В Ти­хом оке­ане Ки­таю при­над­ле­жат 5,4 тыс. ос­тро­вов, круп­нейшие из ко­торых — Тайвань (с 1949 г. фак­ти­чес­ки не­зави­симое го­сударс­тво) и Хайнань. Пра­во Ки­тая на ряд ос­тро­вов в Вос­точно-Ки­тайском и Юж­но-Ки­тайском мо­рях ос­па­рива­ют Япо­ния и Фи­лип­пи­ны. Тер­ри­тори­альные спо­ры в Каш­ми­ре (Ка­рако­рум и Се­вер­ные Ги­малаи) ос­ложня­ют его от­но­шения с Ин­ди­ей.

Ки­тай об­ла­да­ет большим при­род­но-ре­сур­сным по­тен­ци­алом. Осо­бен­но вы­деля­ют­ся ми­неральные ре­сур­сы. Стра­на рас­по­лага­ет круп­нейши­ми за­паса­ми ка­мен­но­го уг­ля, же­лез­ных, мед­ных, по­лиме­тал­ли­чес­ких, оло­вян­ных, вольфра­мовых, ти­тано­вых, сурьмя­ных руд и руд ред­ко­земельных ме­тал­лов, а так­же маг­не­зита, флю­ори­та и ка­оли­на. Су­щес­твен­но меньше за­пасы бу­рого уг­ля, неф­ти, при­род­но­го га­за, бок­си­тов, ни­келе­вых, мар­ганце­вых, мо­либ­де­новых, ура­новых руд и гор­но-хи­мичес­ко­го сырья.

Весьма большое зна­чение име­ют аг­рокли­мати­чес­кие ре­сур­сы. Кли­мат вос­точной час­ти стра­ны мус­сонный: на се­вере — уме­рен­ный, в сред­них районах — суб­тро­пичес­кий, на юге — тро­пичес­кий. Для не­го ха­рак­терно че­редо­вание хо­лод­но­го (или прох­ладно­го) и су­хого зим­не­го се­зона и теп­ло­го (или жар­ко­го) и влаж­но­го лет­не­го. Та­кие осо­бен­ности кли­мата поз­во­ля­ют вы­ращи­вать в се­вер­ных районах все сельско­хозяйствен­ные культу­ры уме­рен­но­го по­яса, в сред­них районах — суб­тро­пичес­кие, в юж­ных — тро­пичес­кие. Оби­лие ат­мосфер­ных осад­ков ле­том в уме­рен­ных и суб­тро­пичес­ких ши­ротах сов­па­да­ет с ве­гета­ци­он­ным пе­ри­одом рас­те­ний.

В тро­пичес­ких ши­ротах, где зи­мой теп­ла дос­та­точ­но, но не хва­та­ет вла­ги, не­об­хо­димо оро­шение. В за­пад­ной час­ти Ки­тая кли­мат рез­ко кон­ти­нен­тальный. Он поч­ти не при­годен для рас­те­ни­еводс­тва. Поч­вы Ки­тая в це­лом пло­дород­ны, осо­бен­но ал­лю­ви­альные Ве­ликой Ки­тайской рав­ни­ны.

Ки­тай бо­гат вод­ны­ми ре­сур­са­ми. По ве­личи­не пол­но­го реч­но­го сто­ка он за­нима­ет чет­вертое мес­то в ми­ре, од­на­ко для стра­ны ха­рак­те­рен низ­кий уро­вень обес­пе­чен­ности во­дой (око­ло 2,1 тыс. м3 на че­лове­ка в год). Зна­чительно ос­ложня­ет си­ту­ацию не­рав­но­мер­ность ре­жима на­ибо­лее круп­ных рек, ко­торые ле­том сильно раз­ли­ва­ют­ся, а зи­мой ме­ле­ют. В це­лях уве­личе­ния об­щих за­пасов во­ды и ее на­коп­ле­ния для су­хого се­зона на круп­ных ре­ках стро­ят во­дох­ра­нили­ща, а на мел­ких — пру­ды.

Оби­лие вод­ных ре­сур­сов и пе­ресе­чен­ность рельефа обус­ло­вили ис­клю­чительное бо­гатс­тво Ки­тая гид­ро­энер­ге­тичес­ки­ми ре­сур­са­ми (680 млн кВт, пер­вое мес­то в ми­ре).

Большую цен­ность пред­став­ля­ют со­бой лес­ные ре­сур­сы. Ле­са за­нима­ют зна­чительную пло­щадь, хо­тя при этом пок­ры­ва­ют лишь 18,2% тер­ри­тории стра­ны. Бла­года­ря ле­сопо­сад­кам ле­сопок­ры­тая пло­щадь из го­да в год уве­личи­ва­ет­ся, нес­мотря на то, что ле­са ак­тивно вы­руба­ют­ся.

Ки­тай — стра­на с са­мой большой чис­ленностью на­селе­ния.

В 1950‑е гг. Ки­тай на­чал ре­али­зацию де­мог­ра­фичес­кой по­лити­ки, нап­равлен­ной на сни­жение рож­да­емос­ти. В ре­зульта­те стра­на за срав­ни­тельно ко­рот­кий про­межу­ток вре­мени со­вер­ши­ла пе­реход от рас­ши­рен­но­го вос­про­из­водс­тва на­селе­ния к прос­то­му, сок­ра­тив ес­тес­твен­ный при­рост на­селе­ния бо­лее чем в 5,5 ра­за (до 5‰). Но да­же при столь низ­ком зна­чении ес­тес­твен­но­го при­рос­та чис­ленность на­селе­ния стра­ны еже­год­но уве­личи­ва­ет­ся на 6,7 млн че­ловек. До­ля лиц тру­дос­по­соб­но­го воз­раста сос­тавля­ет 73,5%, что бла­гоп­ри­ят­но для дальнейше­го эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия стра­ны, од­на­ко на­лицо приз­на­ки пос­та­рения на­селе­ния: до­ля де­тей — 17,1%, по­жилых лю­дей — 9,4%. Что­бы ис­пра­вить си­ту­ацию, в кон­це 2013 г. Ки­тай смяг­чил зап­рет на рож­де­ние в семье бо­лее од­но­го ре­бен­ка.

В го­ды эко­номи­чес­ких ре­форм Ки­таю уда­лось зна­чительно улуч­шить свои со­ци­альные по­каза­тели. Сред­няя про­дол­жи­тельность жиз­ни в стра­не сос­тавля­ет 75 лет, мла­ден­ческая смер­тность — 15‰, уро­вень гра­мот­ности на­селе­ния — 98% у муж­чин и 93% у жен­щин. По­ка не­решен­ной проб­ле­мой ос­та­ет­ся срав­ни­тельно не­высо­кий уро­вень ква­лифи­кации ос­новной час­ти тру­довых ре­сур­сов.

Ки­тай — стра­на мно­гона­ци­ональная (все­го здесь про­жива­ют 56 на­родов), но с яв­ным пре­об­ла­дани­ем од­но­го на­рода. Поч­ти 92% на­селе­ния стра­ны сос­тавля­ют ки­тайцы. «Ки­тайский» аре­ал за­нима­ет вос­точную по­лови­ну стра­ны, за­пад­ная по­лови­на за­селе­на пре­иму­щес­твен­но дру­гими на­рода­ми: на се­веро-вос­то­ке — это маньчжу­ры и эвен­ки, на се­вере — мон­го­лы, на се­веро-за­паде — уйгу­ры и ка­захи, на за­паде — ти­бет­цы, на юго-за­паде — иц­зу, мяо-яо, чжу­аны и др. В стра­не ос­тро сто­ит проб­ле­ма ти­бет­ско­го и уйгур­ско­го се­пара­тиз­ма.

В Ки­тае один офи­ци­альный язык — ки­тайский, точ­нее при­нятый за ос­но­ву пе­кин­ский ди­алект ки­тайско­го язы­ка — «пу­тун­хуа́» (в пер. — об­ще­понят­ный язык Они ис­по­веду­ют сра­зу три ре­лигии — буд­дизм, кон­фу­ци­анс­тво и да­осизм. Их сме­шение при­вело к воз­никно­вению ки­тайской на­ци­ональной ре­лигии — сань-цзяо. Культур­ные тра­диции буд­дизма, кон­фу­ци­анс­тва и да­осиз­ма на­ложи­ли от­пе­чаток на по­веде­ние ки­тайцев. Они все урав­но­вешен­ны, не­кон­фликтны, пос­лушны, дис­ципли­ниро­ван­ны, по­чита­ют стар­ших и т.д. Это бла­гоп­ри­ят­но ска­зыва­ет­ся на их тру­довых на­выках.

Раз­ме­щение на­селе­ния по тер­ри­тории Ки­тая чрез­вы­чайно не­рав­но­мер­ное. При сред­ней плот­ности на­селе­ния 141 чел./км2 при­мер­но на 1/3 тер­ри­тории стра­ны (в вос­точных рав­нинных районах) она пре­выша­ет 300 чел./км2. В до­линах рек Ян­цзы, Ху­ан­хэ и вдоль Ве­лико­го Ки­тайско­го ка­нала плот­ность на­селе­ния не­ред­ко дос­ти­га­ет 1000 чел./км2. Се­вер­ные пус­тынные и за­пад­ные гор­ные районы стра­ны, на­обо­рот, за­селе­ны чрез­вы­чайно ред­ко, а зна­чительная часть Ти­бет­ско­го на­горья во­об­ще не за­селе­на.

Ки­тай тра­дици­он­но ак­тивно учас­тву­ет в меж­ду­народ­ных миг­ра­ци­ях. Ки­тайцы из­давна на­нима­лись бат­ра­ками в дру­гие стра­ны. В нас­то­ящее вре­мя чис­ленность ки­тайской об­щи­ны за ру­бежом («ху­ацяо») пре­выша­ет 50 млн че­ловек. Ки­тайцы сос­тавля­ют большинс­тво на­селе­ния не только А­омы­ня, Сян­га­на и Тайва­ня, но так­же и Син­га­пура, зна­чительную часть на­селе­ния Ма­лайзии, Та­илан­да, Бру­нея и Фи­лип­пин. Весьма мно­гочис­ленна ки­тайская об­щи­на в Ин­до­незии, США, Ка­наде, Авс­тра­лии и не­кото­рых дру­гих стра­нах.

Ки­тай срав­ни­тельно сла­бо ур­ба­низи­рован. До­ля го­род­ско­го на­селе­ния сос­тавля­ет здесь нем­но­гим бо­лее 50%. Но да­же эта нез­на­чительная циф­ра сильно за­выше­на. Круп­ные ки­тайские го­рода, осо­бен­но го­рода-мил­ли­оне­ры, вклю­ча­ют в свой сос­тав весьма об­ширную и гус­то­засе­лен­ную сельскую мес­тность. Из-за это­го чис­ленность на­селе­ния мно­гих го­родов пре­уве­личе­на. Глав­ным дви­гате­лем рос­та ки­тайских го­родов бы­ла и ос­та­ет­ся миг­ра­ция на­селе­ния из сельской мес­тнос­ти (все­го за го­ды ре­форм из де­ревень в го­рода пе­ресе­лилось свы­ше 250 млн че­ловек — это са­мый мас­штаб­ный миг­ра­ци­он­ный по­ток за всю ис­то­рию че­лове­чес­тва).

Важ­нейшая чер­та ки­тайских эко­номи­чес­ких ре­форм — их эво­люци­он­ный ха­рак­тер. С 1979 г. стра­на про­водит по­лити­ку «от­кры­тых две­рей». Прав­да, «от­кры­та» (име­ет­ся в ви­ду для инос­тран­но­го ка­пита­ла) бы­ла да­леко не вся стра­на. В Ки­тае уч­режде­но пять СЭЗ (Шэньчжэнь, Чжу­хай, Шаньтоу, Ся­мынь и ос­тров Хайнань), не счи­тая сох­ра­нив­ших тра­дици­он­ный для се­бя ры­ноч­ный «ук­лад» Сян­га­на и А­омы­ня, «от­кры­то» 14 мор­ских пор­тов и 40 го­родов во внут­ренних районах стра­ны (рис. 21). По­дав­ля­ющее большинс­тво «от­кры­тых» еди­ниц ори­ен­ти­ру­ют­ся на не­пос­редс­твен­ное вза­имо­действие с внеш­ни­ми эко­номи­чес­ки­ми субъек­та­ми: Шэньчжэнь вплот­ную при­мыка­ет к Сян­га­ну, Чжу­хай — к А­омы­ню, Шаньтоу и Ся­мынь рас­по­ложе­ны «нап­ро­тив» Тайва­ня, «от­кры­тые» мор­ские пор­ты мо­гут вес­ти ак­тивную внеш­нюю тор­говлю, а мно­гие «от­кры­тые» го­рода на­ходят­ся на гра­нице.

Хо­зяйство сов­ре­мен­но­го Ки­тая со­чета­ет в се­бе чер­ты как сов­ре­мен­ной, весьма мо­дер­ни­зиро­ван­ной, так и тра­дици­он­ной.

Од­на из клю­чевых от­раслей не только пер­вичной сфе­ры, но и в це­лом ки­тайской эко­номи­ки — сельское хо­зяйство. В нас­то­ящее вре­мя Ки­тай про­из­во­дит поч­ти 1/4 ми­ровой сельско­хозяйствен­ной про­дук­ции. Он за­нима­ет пер­вое мес­то в ми­ре по ва­ловым сбо­рам зер­на, ово­щей, кар­то­феля, пло­дов, хлоп­ка, чая и та­бака, а так­же по объемам про­из­водс­тва мя­са.

Ве­дущая от­расль сельско­го хо­зяйства Ки­тая — рас­те­ни­еводс­тво. В Ки­тае вы­ращи­ва­ют прак­ти­чес­ки все из­вес­тные че­лове­чес­тву сельско­хозяйствен­ные культу­ры, од­на­ко яв­ное пред­почте­ние от­да­ет­ся все же зер­но­вым, ко­торые при столь мно­гочис­ленном на­селе­нии име­ют стра­теги­чес­кое зна­чение. Срав­ни­тельно ве­лика до­ля дру­гих про­довольствен­ных культур (ово­щей, кар­то­феля и пло­дов) и не­кото­рых тех­ни­чес­ких (осо­бен­но хлоп­чатни­ка, са­хар­но­го трос­тни­ка, сои, ара­хиса, чая и та­бака). Ки­тай об­ла­да­ет зна­чительным по­головьем сельско­хозяйствен­ных жи­вот­ных, в ко­тором яв­но пре­об­ла­да­ют свиньи и пти­ца. Эти от­расли жи­вот­но­водс­тва не за­нима­ют больших пло­щадей, не тре­бова­тельны к кор­мам и обес­пе­чива­ют быс­трое по­луче­ние про­дук­ции. До­ля ско­товодс­тва, ов­це­водс­тва и ко­зоводс­тва су­щес­твен­но меньше.

Глав­ный зем­ле­дельчес­кий район стра­ны — ее вос­точная часть. Здесь вы­деля­ют­ся два круп­нейших сельско­хозяйствен­ных района. К се­веру от Ян­цзы, в суб­тро­пичес­ких ши­ротах, рас­по­ложен пер­вый район, ко­торый спе­ци­али­зиру­ет­ся на про­из­водс­тве пше­ницы, хлоп­чатни­ка, сои, ара­хиса, са­хар­ной свек­лы и та­бака. К югу от Ян­цзы, уже в тро­пичес­ких ши­ротах, на­ходит­ся вто­рой район, в ко­тором вы­ращи­ва­ют рис, ку­куру­зу, чай, тунг и ка­учу­конос-ге­вею. Бас­сейн Ян­цзы — глав­ную «ри­совую жит­ни­цу» стра­ны — тра­дици­он­но на­зыва­ют «зе­леным Ки­та­ем », район Лёс­со­вого пла­то в бас­сейне Ху­ан­хэ — один из ве­дущих в Ки­тае районов про­из­водс­тва пше­ницы — «жел­тым Ки­та­ем » («жел­той» эту часть стра­ны на­зыва­ют еще по­тому, что поч­вы здесь, бла­года­ря поч­во­об­ра­зу­ющей по­роде — лёс­су, — име­ют жел­то­ватый цвет). В се­веро-вос­точном Ки­тае, на рав­ни­не Сун­ляо, вы­ращи­ва­ют пше­ницу, га­олян, ку­куру­зу и са­хар­ную свек­лу, а на по­бережье Юж­но-Ки­тайско­го мо­ря — са­хар­ный трос­тник, рис, ара­хис, джут, цит­ру­совые, ана­насы и дру­гие пло­ды. В вос­точной час­ти стра­ны пов­се­мес­тно вы­ращи­ва­ют ово­щи, раз­во­дят сви­ней и до­маш­нюю пти­цу. В за­пад­ных гор­ных районах с кон­ти­нен­тальным кли­матом пре­об­ла­да­ет пас­тбищ­ное жи­вот­но­водс­тво (ско­товодс­тво, ов­це­водс­тво и ко­зоводс­тво). Рас­те­ни­еводс­тво здесь пред­став­ле­но лишь в нес­кольких оча­гах: в до­линах рек в Джун­гар­ской и Каш­гар­ской кот­ло­винах и на Ти­бет­ском на­горье.

Ки­тай яв­ля­ет­ся бе­зус­ловным ми­ровым ли­дером по уло­ву ры­бы (37% ми­рово­го уло­ва). Зна­чительную ее часть сос­тавля­ет вы­ращи­ва­емый в ри­совых че­ках зер­кальный карп.

Большую роль иг­ра­ет гор­но­добы­ва­ющая про­мыш­ленность. В стра­не до­быва­ют­ся поч­ти все из­вес­тные ви­ды ми­нерально­го сырья. До­ля Ки­тая в ми­ровой до­быче вольфра­мовых руд сос­тавля­ет 70%, свин­цо­вых и оло­вян­ных руд — 50%, уг­ля — око­ло 46%, мо­либ­де­новых руд и фос­форсо­дер­жа­щего сырья — 40%, цин­ко­вых руд — 33%, же­лез­ных и мар­ганце­вых руд — 30%, бок­си­тов и се­реб­ра — 16—17%, зо­лота и се­ры — 14%, мед­ных руд — 8%.

За го­ды ре­форм Ки­тай зна­чительно у­кре­пил все от­расли вто­рич­ной сфе­ры.

В пер­вую оче­редь у­кре­пилось энер­ге­тичес­кое хо­зяйство. Эко­номи­ка стра­ны пре­иму­щес­твен­но угольная. Стре­мительны­ми тем­па­ми рас­тет пот­ребле­ние неф­ти и при­род­но­го га­за. Это обус­ловле­но в пер­вую оче­редь бур­ным раз­ви­ти­ем неф­те­химии, ак­тивной ав­то­моби­лиза­ци­ей и рос­том ави­апе­рево­зок. Собс­твен­но­го уг­ле­водо­род­но­го топ­ли­ва не хва­та­ет, по­это­му Ки­тай до­пол­ни­тельно им­порти­ру­ет нефть из стран Пер­сид­ско­го за­лива, За­пад­ной Аф­ри­ки, Юго-Вос­точной Азии, Ла­тин­ской Аме­рики и Рос­сии и при­род­ный газ в сжи­жен­ном ви­де из стран Пер­сид­ско­го за­лива и Юго-Вос­точной Азии. Круп­нейшие НПЗ со­ору­жены в Шан­хае, Пе­кине, Тяньцзи­не, Нан­ки­не, Фу­шуне, Да­ляне и Лан­чжоу. Стра­на быс­тро на­ращи­ва­ет про­из­водс­тво элек­тро­энер­гии, в 2011 г. по это­му по­каза­телю она выш­ла на пер­вое мес­то в ми­ре, обог­нав США. Со­ору­жа­ют­ся круп­ные угольные ТЭС, ГЭС и А­ЭС. Ак­тивно ис­пользу­ют­ся альтер­на­тив­ные ис­точни­ки энер­гии, осо­бен­но вет­ро­вая, сол­нечная энер­гия и би­огаз.

В од­ну из ве­дущих от­раслей про­мыш­леннос­ти прев­ра­тилась ме­тал­лургия. Ки­тай вып­лавля­ет 60% ми­рово­го чу­гуна и 46% ста­ли. Стра­на в це­лом удов­летво­ря­ет свои пот­ребнос­ти в ме­тал­лурги­чес­ком сырье и топ­ли­ве, од­на­ко их ка­чес­тво ос­тавля­ет же­лать луч­ше­го. По этой при­чине флаг­ман от­расли — су­пер­совре­мен­ный ме­тал­лурги­чес­кий ком­би­нат в Ба­оша­не (не­дале­ко от Шан­хая) мощ­ностью 7 млн т ста­ли в год — пол­ностью ра­бота­ет на им­пор­тном же­лезо­руд­ном кон­цен­тра­те и кок­се. Дру­гие круп­ные ме­тал­лурги­чес­кие ком­би­наты фун­кци­они­ру­ют в Аньша­не (8 млн т), Ба­отоу, Пе­кине и Уха­ни. Не­большие ком­би­наты, раз­бро­сан­ные бук­вально по всей стра­не и про­из­во­дящие сталь и про­кат низ­ко­го ка­чес­тва, пос­те­пен­но зак­ры­ва­ют­ся. Цвет­ная ме­тал­лургия ра­бота­ет на собс­твен­ном сырье и обес­пе­чива­ет пре­иму­щес­твен­но внут­ренние пот­ребнос­ти. В нас­то­ящее вре­мя на Ки­тай при­ходит­ся 46% ми­рово­го про­из­водс­тва свин­ца и оло­ва, 44% — алю­миния, 40% — цин­ка, 30% — ме­ди и 23% — ни­келя. Круп­нейшие цен­тры цвет­ной ме­тал­лургии рас­по­ложе­ны в бо­гатой сырьем юж­ной час­ти стра­ны. Тра­дици­он­но большое ко­личес­тво цвет­ных ме­тал­лов вып­лавля­ет­ся в вос­точных районах, где пред­при­ятия ори­ен­ти­ру­ют­ся в пер­вую оче­редь на пот­ре­бите­ля.

Чрез­вы­чайно быс­тры­ми тем­па­ми раз­ви­ва­ет­ся ма­шинос­тро­ение. Его ве­дущая от­расль — элек­тро­ника. В Ки­тае сос­ре­дото­чены око­ло по­лови­ны ми­рово­го про­из­водс­тва а­удио- и ви­де­отех­ни­ки, зна­чительная часть про­из­водс­тва пер­со­нальных компьюте­ров и т.д. Хо­тя ос­новная часть про­дук­ции все еще про­из­во­дит­ся фи­ли­ала­ми круп­нейших ми­ровых ТНК, пос­те­пен­но на­бира­ют си­лу и мес­тные кор­по­рации (в 2012 г. ки­тайская кор­по­рация «Ле­ново Груп» по объему про­даж пер­со­нальных компьюте­ров обог­на­ла од­но­го из приз­нанных ми­ровых ли­деров — аме­рикан­скую кор­по­рацию «Хьюлетт-Пэ­кард Ком­па­ни»). В пос­ледние го­ды Ки­тай быс­тро на­ращи­ва­ет про­из­водс­тво ав­то­моби­лей, мор­ских су­дов (по обо­им ви­дам про­дук­ции вы­шел на ве­дущие по­зиции в ми­ре) и ме­тал­ло­об­ра­баты­ва­ющих стан­ков. Раз­ви­тие этих от­раслей сви­де­тельству­ет о пе­рехо­де ма­шинос­тро­ения стра­ны на но­вый ка­чес­твен­ный уро­вень. Все бо́льшую из­вес­тность на ми­ровом ав­то­мобильном рын­ке при­об­ре­та­ют ки­тайские кор­по­рации «Шан­хай А­уто­мотив Ин­дас­три Кор­по­рейшн» (штаб-квар­ти­ра в Шан­хае), «Дун­фэн Мо­тор Кор­по­рейшн» (в Уха­ни), «Чан­ган А­уто­мобайл Груп» (в Чун­ци­не), «Че­ри А­уто­мобайл» (в Уху), «Джи­ли А­уто­мобайл Хол­динг» (в Хан­чжоу), «Грейт У­олл Мо­тор» (в Ба­оди­не близ Пе­кина) и др. Ма­шинос­тро­ение по­лучи­ло раз­ви­тие глав­ным об­ра­зом в при­мор­ских про­вин­ци­ях и в го­родах цен­трально­го под­чи­нения. Шан­хай вы­деля­ет­ся по про­из­водс­тву ав­то­моби­лей и ком­по­нен­тов элек­трон­ной тех­ни­ки, Пе­кин и Тяньцзинь — мо­бильных те­лефо­нов, смар­тфо­нов и ав­то­моби­лей, Чун­цин — ав­то­моби­лей, вос­точные при­мор­ские про­вин­ции Шаньдун (на Шаньдун­ском по­лу­ос­тро­ве), Цзян­су (к се­веру от Шан­хая) и Чжэц­зян (к югу от Шан­хая) — ме­тал­ло­об­ра­баты­ва­ющих стан­ков, бы­товых элек­троп­ри­боров, средств мо­бильной свя­зи и ком­по­нен­тов элек­трон­ной тех­ни­ки, юж­ная при­мор­ская про­вин­ция Га­ун­дун — ав­то­моби­лей, бы­товых элек­троп­ри­боров, средств мо­бильной свя­зи и ком­по­нен­тов элек­трон­ной тех­ни­ки (имен­но на ее тер­ри­тории рас­по­ложе­ны СЭЗ Шэньчжэнь, Чжу­хай и Шаньтоу), се­веро-вос­точная при­мор­ская про­вин­ция Ля­онин (на Ля­он­дун­ском по­лу­ос­тро­ве) — ме­тал­ло­об­ра­баты­ва­ющих стан­ков. Важ­ны­ми ма­шинос­тро­ительны­ми цен­тра­ми в дру­гих районах стра­ны так­же яв­ля­ют­ся го­рода Ухань, Чэн­ду, Си­ань, Чжэн­чжоу, Хух-Хо­то, Хар­бин и др. В Ки­тае соз­да­ны бо­лее 50 зон вы­соких тех­но­логий и своя «си­лико­новая до­лина» Чжун­гу­аньцунь под Пе­кином.

В од­ну из ве­дущих от­раслей про­мыш­леннос­ти пос­те­пен­но прев­ра­ща­ет­ся хи­мичес­кая. Ки­тай уже вы­шел на пер­вое мес­то в ми­ре по про­из­водс­тву ми­неральных удоб­ре­ний и хи­мичес­ких во­локон, быс­тро на­ращи­ва­ет про­из­водс­тво сер­ной кис­ло­ты, со­ды, плас­тмасс, син­те­тичес­ко­го ка­учу­ка и про­дук­ции тон­кой хи­мии. На­ибо­лее бур­но раз­ви­ва­ет­ся неф­те­химия. Круп­нейшие неф­те­хими­чес­кие ком­би­наты со­ору­жены ря­дом с НПЗ.

Ки­тай — по-преж­не­му круп­нейший про­из­во­дитель тка­ней, одеж­ды, а в пос­леднее вре­мя еще и обу­ви. Лег­кая про­мыш­ленность вы­пол­ня­ет важ­ную со­ци­альную фун­кцию — обес­пе­чива­ет ра­ботой ог­ромное ко­личес­тво низ­коква­лифи­циро­ван­ных тру­довых ре­сур­сов. Ве­дущие цен­тры тек­стильной и швейной про­мыш­леннос­ти — Шан­хай, Сян­ган, Гу­ан­чжоу, Пе­кин, Тяньцзинь, Чжэньчжоу, Цин­дао, Си­ань и Чун­цин.

В тре­тич­ной сфе­ре хо­зяйства вы­деля­ют­ся преж­де все­го тран­спорт и фи­нан­со­вые ус­лу­ги.

Бур­ное эко­номи­чес­кое раз­ви­тие Ки­тая пот­ре­бова­ло соз­да­ния сов­ре­мен­ной тран­спортной сис­те­мы. За пос­ледние го­ды она в це­лом бы­ла соз­да­на. В стра­не пред­став­ле­ны все ви­ды тран­спор­та. Во внут­ренних пе­ревоз­ках ве­дущую роль иг­ра­ют же­лез­но­дорож­ный (осо­бен­но при пе­ревоз­ке мас­со­вых круп­но­тон­нажных гру­зов и пас­са­жиров) и реч­ной тран­спорт, во внеш­них пе­ревоз­ках — мор­ской (при пе­ревоз­ке гру­зов) и ави­аци­он­ный (при пе­ревоз­ке пас­са­жиров). Же­лез­но­дорож­ная сеть на­ибо­лее ос­во­ен­ной вос­точной час­ти стра­ны име­ет ре­шет­ча­тую струк­ту­ру. Важ­нейшие же­лез­но­дорож­ные ма­гис­тра­ли свя­зыва­ют меж­ду со­бой круп­нейшие го­рода и ре­ги­ональные цен­тры. Ки­тай — од­на из нем­но­гих стран ми­ра, ко­торая ак­тивно стро­ит но­вые же­лез­ные до­роги. По про­тяжен­ности вы­сокос­ко­рос­тных же­лез­ных до­рог Ки­тай уже вы­шел на пер­вое мес­то в ми­ре. Чрез­вы­чайно ин­тенсив­ное су­доходс­тво осу­щест­вля­ет­ся по ре­кам Ян­цзы, Ху­ан­хэ и по Ве­лико­му Ки­тайско­му ка­налу (Да­юньхэ), ко­торый свя­зал Пе­кин и Хан­чжоу еще в XV в. Бур­но раз­ви­ва­ет­ся ав­то­мобильный тран­спорт. Стро­ят­ся ты­сячи ки­ломет­ров но­вых сов­ре­мен­ных ав­то­дорог и ско­рос­тных ав­то­магис­тра­лей (по про­тяжен­ности пос­ледних Ки­тай опе­редил США). Быс­тро рас­тет ав­то­парк. Со­ору­жа­ют­ся но­вые круп­ные ма­гис­тральные неф­те- и га­зоп­ро­воды. Ог­ромный ры­вок впе­ред со­вер­шил мор­ской тран­спорт. Семь мор­ских пор­тов име­ют гру­зо­обо­рот свы­ше 300 млн т. Ги­гант­ские пор­то­вые ком­плек­сы, об­слу­жива­ющие эк­спорт го­товой про­дук­ции, сфор­ми­рова­лись в устье Ян­цзы, на юге стра­ны в районе Гу­ан­чжоу, а так­же не­дале­ко от Пе­кина. В свя­зи со зна­чительной ак­ти­виза­ци­ей внут­ренних и внеш­них пас­са­жир­ских пе­рево­зок рез­ко воз­росло зна­чение ави­аци­он­но­го тран­спор­та. Кро­ме то­го, Ки­тай за­нима­ет пер­вое мес­то в ми­ре по ко­личес­тву мо­бильных те­лефо­нов и смар­тфо­нов (больше, чем в США, в 3,7 ра­за) и чис­лу пользо­вате­лей Ин­терне­та (в 2,2 ра­за).

За­мет­но ус­ко­рилось раз­ви­тие фи­нан­со­вой сфе­ры. Круп­нейшие фон­до­вые бир­жи фун­кци­они­ру­ют в Сян­га­не, Шан­хае, Пе­кине и Шэньчжэ­не. Быс­тро при­ум­но­жа­ют свои ак­ти­вы ки­тайские ком­мерчес­кие бан­ки («Ин­дас­три­ал энд Ком­мершл Бэнк оф Чайна», «Чайна Конс­тракшн Бэнк Кор­по­рейшн», «Аг­ри­кул­ту­рэл Бэнк оф Чайна» и др.) и стра­ховые ком­па­нии («Чайна Лайф Ин­шу­рэнс Ком­па­ни» и др.). Ки­тай на­чал вкла­дывать свой ка­питал в стра­ны Аф­ри­ки, Ла­тин­ской Аме­рики и в Рос­сию.

Хо­тя для тер­ри­тори­альной струк­ту­ры хо­зяйства Ки­тая ха­рак­те­рен по­лицен­тризм (здесь мно­го при­мер­но рав­но­вели­ких го­родов и ре­ги­ональных цен­тров), в раз­ви­тии его от­дельных час­тей наб­лю­да­ют­ся весьма зна­чительные дис­про­пор­ции. Ли­диру­ющие по­зиции по про­из­водс­тву ВРП на ду­шу на­селе­ния за­нима­ют го­рода цен­трально­го под­чи­нения, в пер­вую оче­редь Шан­хай, а так­же Пе­кин и Тяньцзинь. Сре­ди про­вин­ций по аб­со­лют­ной ве­личи­не ВРП вы­деля­ют­ся при­мор­ские про­вин­ции Гу­ан­дун, Шаньдун, Цзян­су, Чжэц­зян, Фуц­зянь (на юго-вос­точном по­бережье стра­ны; на ее тер­ри­тории на­ходит­ся СЭЗ Ся­мынь), Хэ­фэй (ок­ру­жа­ет Пе­кин и Тяньцзинь), Ля­онин и при­лега­ющие к ним про­вин­ции Хэ­нань, Аньхой и др. Это так на­зыва­емый «внеш­ний Ки­тай », т.е. ори­ен­ти­рован­ный на связь в пер­вую оче­редь с внеш­ним ми­ром, а не с ос­тальной стра­ной. В пер­спек­ти­ве пла­ниру­ет­ся зна­чительно ак­ти­визи­ровать эко­номи­чес­кое раз­ви­тие сна­чала цен­тральных, а за­тем и за­пад­ных районов стра­ны.

 

1. Охарактеризуйте географическое положение Китая и его геополитическое роль в мире и в Азии?

2. Ка­ковы осо­бен­ности эт­ни­чес­ко­го и ре­лиги­оз­но­го сос­та­вов на­селе­ния Ки­тая?

3.Чем характеризуется природно-ресурсный потенциал Китая

4. Ка­кую роль в эко­номи­ке сов­ре­мен­но­го Ки­тая иг­ра­ют СЭЗ, «от­кры­тые» мор­ские пор­ты и го­рода?

5. В чем особенность ки­тайских эко­номи­чес­ких ре­форм?

6. Составьте характеристику экономики Китая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: