Готовы ли к школе, родители?
Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И Вы волнуетесь: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?
Психолого – педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно - волевой, интеллектуальной, специальной.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству ребенка с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
Что необходимо уметь ребенку к 1 сентября?
Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучать ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к своим вещам. Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как со взрослыми.
До сих пор школа не требует специальных знаний, умений читать и писать.
А вот знания предметно - зрительные, как выглядят, животные, растения, должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.
Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры.
|
Необходимо соблюдать режим дня - часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Врачи утверждают, что режим дня - это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей.
В первом классе не стоит перегружать ребенка разными кружками, по крайней мере, первые полгода, а дальше действовать по обстановке. Вырабатывайте усидчивость ребенка, но не спеша. Помните, усидчивость достигается не принуждением, а живой заинтересованностью.
Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить.
Школьная готовность - это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения и готовности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь серьёзном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.
Этот краткий тест дает представление о тех типичных психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.
|
Тест для родителей
«Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»
Уважаемые родители! Данная информация предназначена только для вас и необязательна для заполнения. Занесите свои ответы в таблицу:
если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты,
если не согласны - оставьте клетку пустой.
1.Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2.Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3.На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5.Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6.Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7.Мне кажется, что дети в этом возрасте еще неспособны дружить.
8.Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9.Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10.Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11.Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14.Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15.Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!"
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
всего |
Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма. Если общий показатель принимает значение:
|
до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1сентября, по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом-психологом.
Обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;
2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;
3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры;
5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.