Введение
Поступление в школу и начальный период обучения - особый период в жизни ребенка.
Готовность ребенка к школе, являясь сложным целостным феноменом, рассматривается с различных точек зрения педагогами, психологами, врачами, гигиенистами, физиологами. При этом в каждой из дисциплин рассматривается довольно много одних и тех же параметров готовности.
Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе в области психологии и педагогики. Например, оценка познавательного развития ребенка в психологии может сильно пересекаться с оценкой знаний и умений ребенка в педагогике и т.д. Качество, которое физиологи и врачи назовут "зрелостью", в психологии будет описываться рядом характеристик (обладает хорошей памятью, обладает произвольностью внимания и др.).
Измерять множество характеристик ребенка слишком расточительно –
по времени и затраченным ресурсам, поэтому система выбора показателей оценки готовности ребенка к школе должна строиться на основе целостной концепции того, что происходит с ребенком в процессе его вхождения в учебную жизнь, системно используя достижения из смежных областей.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. В ходе педагогической диагностики проверяются:
٧ состояние пространственного и зрительного восприятия;
٧ состояние моторикии зрительно-моторных координаций;
٧ умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
|
٧ наличие интуитивных дочисловых представлений;
٧ овладение представлениями, лежащими в основе счета;
٧ самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения
и вычитания;
٧ умение сравнивать два множества по числу элементов;
٧ развитие фонематического слуха и восприятия;
٧ сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова и др).
В психологии активно проводятся исследования в области психологической готовности к школьному обучению, под которой обычно понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Регулярное посещение школы и успешное овладение школьной программой требуют наличия у ребенка не только соответствующего уровня интеллекта и развития психофизиологических функций, но и сформированности личностных структур (развитое чувство ответственности, устойчивая позитивная самооценка и т. д.), определенных социально- психологических навыков (умение общаться со сверстниками и взрослыми, достаточный уровень самоконтроля и др.).
Поступление в школу является для ребенка важным испытанием его способности к адаптации. Для успешного вхождения в школьную жизнь ребёнку необходимо иметь соответствующий уровень зрелости в физиологическом, личностном и социальном отношении.
Школьная зрелость – это сложное интегративное понятие, в котором могут быть выделены следующие составляющие:
|
1. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, улавливать основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является также развитая речь ребенка. Можно сказать, что психофизиологическая и интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга, показывает сформированность в соответствии с возрастной ступенью компонентов, составляющих внутреннюю, физиологическую и психофизиологическую основу деятельности всех систем развивающегося ребенка. Недостаточно сформированные в дошкольном детстве составляющие психических функций (произвольного внимания, памяти и др.) делают ребенка уязвимыми в условиях школьного обучения, затрудняют процесс дальнейшего развития. Это, в свою очередь, приводит к нарушению его социального функционирования. Развитая мелкая моторика рук, достаточный уровень внимания и памяти, эмоциональное равновесие, способность к саморегуляции и проявлению волевых усилий, необходимое речевое развитие – эти проявления школьной зрелости зависят от общего соответствия развития ЦНС ребенка возрастным нормативам.
2. Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.
|
Другой составляющей личностной зрелости является эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, развитие способности к самоконтролю. Эти составляющие школьной зрелости позволяют усваивать правила поведения в школе, соответствовать «роли ученика».
3. Социальная зрелость - это потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Успешность в сфере общения со сверстниками является важным условием успешной социально-психологической адаптации первоклассника. Коммуникативность – это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских отношений.
4. Важным компонентом диагностики является оценка эмоционального состояния школьника. Все первоклассники находятся в новой ситуации, и для
них повышение тревожности является нормальным. Тревога, как и всякий регуляторный процесс, может быть адекватной степени предстоящего события, и в этом случае она будет оказывать оптимизирующее влияние на поведение человека.
В момент поступления в школу ребенок как бы переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него это связано с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений. Поэтому поступление в школу является стрессовой ситуацией для любого ребенка, независимо от уровня подготовленности и зрелости.
Социально-психологическая адаптация находится на стыке взаимодействия внешних, социальных условий и внутреннего мира, установок, отношений личности. Соответственно, процесс социально - психологической адаптации зависит как от характеристик среды, так и от индивидуально - личностных особенностей индивида. Успешность вхождения в школьное обучение зависят от уровня зрелости ребенка, а также соответствия школьной программы его индивидуальным возможностям.
Организация обследования в образовательном учреждении
Обследование готовности первоклассников к обучению в школе проводится в мае - июне. Организацию и проведение обследования в образовательном учреждении осуществляют учителя начальных классов. К обследованию допускаются дети, достигшие возраста - 6,5 лет. Все предлагаемые методики проводятся фронтально, со всем классом или индивидуально.
Работы будущих первоклассников оцениваются учителями школы, ведущими соответствующие классы. Анкетирование родителей организуется в ходе родительского собрания. Оно проводится с целью получения информации о том, как учащиеся готовились к школе. При проведении работы в образовательном учреждении необходимо строго соблюдать конфиденциальность информации, получаемой в результате исследования.
Стартовая диагностикав первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе:
· психологической,
· педагогической.
Психологическая готовность к обучению в школе включает
в себя:
n интеллектуальную готовность;
n мотивационную готовность;
n волевую готовность;
n коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность: предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
٧ свой адрес и название города, в котором он живет;
٧ название страны и ее столицы;
٧ имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
٧ времена года, их последовательность и основные признаки;
٧ названия месяцев, дней недели;
٧ основные виды деревьев и цветов;
٧ ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность: подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
٧ способностей ставить перед собой цель,
٧ принять решение о начале деятельности,
٧ наметить план действий,
٧ выполнить его, проявив определенные усилия,
٧ оценить результат своей деятельности,
٧ а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Предметная стартовая диагностика проводится с целью
٧ выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;
٧ выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.
Педагогическая готовность к школе заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.
В ходе педагогической диагностики проверяется:
· состояние пространственного восприятия;
· состояние зрительного восприятия;
· состояние моторики и зрительно-моторных координаций.
· умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.
· наличие интуитивных дочисловых представлений;
· овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
· умение сравнивать два множества по числу элементов;
· развитие фонематического слуха и восприятия;
· сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.