Словенское национальное Возрождение и революция 1848-49 гг.




В коронных землях Габсбургов, в состав которых входили словенские территории, революционные события протекали в значительно более сглаженном виде. Причиной этого были: во-первых, более лояльное отношение властей; во-вторых, слабость словенского национального движения по сравнению с сербским и хорватским. К началу революции словенцы еще не имели своей политической программы, их лидеры, являясь выходцами из крестьян, небогатых горожан, были очень ограничены в своих политических познаниях. Нe случайно поэтому в первые же дни революции наиболее активно выступили представители молодой словенской интеллигенции - студенты, учившиеся в Вене и Граце. Политическая и общественная жизнь этих городов была гораздо более развита, чем в тихих провинциальных словенских городах. Именно в Вене и Граце появились первые словенские национально-культурные общества. Сам термин "Словения" начинает использоваться словенскими интеллектуалами лишь накануне революции 1848 г. До этого словенцы называли себя: "каринтийцы", "штирийцы", "крайнцы", и их местная обособленность замедляла процесс объединения словенской нации.

Первым сформулировал национальные требования словенцев сторонник иллиризма Матия Маяр Зильский. В своих статьях он заявлял о необходимости введения в "школах и канцеляриях словенского языка", а также требовал установления особой административной области Словения со своим провинциальным собранием. Выступления Маяра подтолкнули словенскую молодежь в Вене к созданию программы под названием "Объединенная Словения", которая предусматривала объединения всех словенских земель. В 1848 г. эта программа являлась не только программой либералов, но и умеренно консервативных словенских национальных деятелей. Суть ее состояла в том, что все словенские земли должны были быть объединены в одну административно-политическую единицу - Словению со своим представительным органом (дежельный збор). Словенский язык имел бы те же права, что и немецкий в немецких землях. Словения должна входить в Австрийскую империю, а не Германию. Программа "Объединенной Словении" базировалась исключительно на этническом принципе: в Словению входили только те территории, которые были населены словенцами, она не предусматривала создания независимого государства. Все общественно-политические деятели считали, что Словения, безусловно, должна входить в состав Габсбургской монархии, переустроенной на федеративных началах. Они были убеждены, что новая Австрия станет лучшим гарантом свободного развития славянских народов, угрозу существования которым видели не только со стороны объединенной Германии, но и со стороны России.

В первые дни революции 1848 г. словенские национальные политики были полны радужных надежд на то, что они смогут добиться равноправия для своего народа при содействии и с помощью немецких либералов. Однако националистическая позиция немецких либералов, стремившихся включить словенские и чешские земли в объединенную Германию и не желавших считаться с чаяниями славян, охладила симпатии словенцев. После подавления восстания в Праге Маяр стал выступать с антинемецких и интивенгерских позиций. В августе 1848 г. Словенское общество в Любляне активно собирало средства в поддержку сербов и хорватов.

После поражения октябрьского восстания в Вене вопрос об объединенной Германии отпал: немецкие земли оставались в пределах Габсбургской монархии. Изменилась и словенская австро-славистская программа. Маяр обосновал ее следующим образом: пять народов, живущих в Австрии (славяне, немцы, венгры, румыны и итальянцы), должны образовать каждый свою административную политическую единицу с границами, строго соответствующими этническому признаку. Предполагалось, что центральное австрийское правительство занималось бы финансами, торговлей, армией, международными отношениями. Славянская автономия - Славия - имела бы свое правительство и свое представительное собрание, куда выбирались бы депутаты всех славянских земель. Прерогативой центральных органов явилась бы выработка политики по отношению к общеевропейскому правительству и к остальным народам Австрии. Сама Славия также строилась по федеративному признаку: каждое славянское племя должно было иметь представительное собрание, своего губернатора и своего военачальника.

Союз югославянских народов в границах Габсбургской монархии проповедовали словенские либералы, многие из которых накануне революции участвовали в иллирийском движении. Например известный поэт Стано Враз был хорошо знаком с Людевитом Гаем. Словенцы не имели "исторического права" на государственность, поэтому некоторые из них предлагали войти в состав хорватской автономии.

В период революции в словенских землях, в отличие от хорватских и сербских земель, национальный вопрос интересовал только небольшую прослойку национально сознательной интеллигенции. Крестьянство, составлявшее основную массу словенского народа, относилось к нему с полным безразличием.

И тем не менее революция 1848-1849 гг. имела огромное значение для социально-экономического и национально-политического развития славян вообще и словенцев в частности. В это время впервые были четко сформулированы национально-политические программы словенцев.

Идеи иллиризма, носившие чисто культурный характер, теперь воплотились в югославистские политические проекты. Вопрос о политическом объединении южных славян был поставлен на повестку дня, правда, еще в австрославистской форме.

После введения октроированной конституции часть словенских либералов отошла от югославистской и австрославистской программ, однако Маяр не отказался от политической борьбы и призвал своих единомышленников издавать газету на словенском языке, в целях пропаганды и защиты своих прав.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: