ПРИМИНИМАЛЬНЫХФИНАНСОВЫХЗАТРАТАХ
ВЕРШИНА
Москва
Санкт-Петербург 2006
УДК 005.95:005,13 ББК 65.290-6
С17
Самоукнна, Наталья Васильевна.
С17 Эффективная мотивация персонала при минимальных
финансовых затратах/ Наталья Сшоукина. — Ы,: Вершина, 2006. - 224 с.: ил. - ISBN 5-9626-0076-2. Агентство CIP РГБ
Современный руководитель понимлет, чти Крыме рабочих мест п
активности сотрудников, ift живого интереса к работе. Данидя кштга представляет собой простое, imiiJiTUOL1 и зффектии^о работаюсцес- руковолствм по дашннцин персонала. Здесь предлагаются конкретные примеры, задач1г, опрос кики, тосты, анкеты, coH^Tbi и рекомендации, которые лошю lipiiMCiuiiL для разработки п поддержания системы мотивации персонала в компании. Кил га предназначена руководителям нысшего 11 среднего зиена управления и спешил летам в облает челойеч(?скЕ1х ресурсоо. Она будет полезна бизнес-тренерам, консультантам по управлению персоналом, студентам, специализирующимся и этой области, и аспирантам,
УДК 005.95:005.13 ББК 65.290-6
ISBN 5-9626^0076-2 © ооо «Вершшкк 20П5
Оглавление
От а иго pa................................................................................................. 7
Глава 1, Что мы знаем о мотниацтни?..................................................... 10
Труд! loctvi и разработке системы мотивации персонала....................... Ю
Фирмы мот и о;, ци и. персонала.......................................... _________ 11
Модели (концепции) мотивации и их использование с целью
стимулирования персонала................................................................... 20
Модель ооанаграждеиия (или позитивного подкрепления)........ 21
Концепция иерархии потребностей............................................. 23
Трех факторная модель потребностей....................... -........................ 25
Двухфакторная модель матииаци и............................................. т.......... 27
|
Теория ожиданий.............................................. -.............................. 28
Концепция справедливости............................................................... 30
Комплексная теория мотивации....................,................................ 33
Мотиоацмя при помощи заработной платы....................................... 34
Постановка целем и достижение результата как
мотивирующий фактор...................->.......................................... 36
Глава 2, Корпоративные мотиваторы...........,......................,.............. 40
Мотивация руководителя компании....................................................... 40
Динамика развития компании и мотиаацш персонала................... 43
Корпоративная культура как фактор мотивации.................................... 46
«Выращичанне» корпоративной культуры в компании................ 50
Работа по мотивации персонала начинается но стадии приема
новых сотрудников................................................................................ 52
Мотипирующая форма приема персонала,.............,.......................... 52
Допрос или переговоры?.............................................................. 55
[ 4 } Оглавл&ние
«Продажа» компании. Правда как эффективны и мотиватор...... 55
Вопросы по выяснению ценностных мотипаторо а
при приеме кандидатов................................................................56
Выя BA&uw.fi мотииаторои кандидата на стадии ириема...................... 5S
Мотивация сотрудника и период адаптации............................. 59
Увольнение и мотивация сотрудников, работающих
о компании................................................................................... 60
Про целение беседы при увольнении........................................... 61
Психологическая поддержка при увольнении............................ 63
Психологическое сопровождение увольнения работника
в связи с уходом ка пенсию...........................................,........... 65
|
Советы сотруднику при увольнении........................................... 66
Глава 3, Потребности сотрудников и персональные
мотиваторы................................................................................... — 68
Потребность и поддержании жизнедеятельности и здоровья....... 69
Потреб кость в признан ии.................................................................. 71
Потребность и общении...................................................................... 72
Потребность в принадлежности к референтной группе
и командной работе........................................................................... 74
Потребность в надежности и безопасности........,..,,..............,....... 76
Потребность в сотрудничестве с руководством компании.............. 78
Потребностей эмоциональном напряжении и риске....................... 79
Потребность а социальном статусе и власти........,........................ 80
Потребность п подчинении............................................................... 82
Потребность в независимости и свободе........................................... S3
Потребность в конкуренции...................................,тт.................. ,........... 84
Потребность» самоутверждении...................................................... 86
Потреб! юсть в достижениях.............................................................. 88
Потребностью престиже..................,...........,........,__................... 89
Потребность в стабильности.............................................................. 91
Потребность]* новизне...................................................................... 92
Потребность в творчестве............... т......................... т................................................... 94
Потребность в осмысленности работы............................................. 96
Потребность в радости и удовольствии........................................... 98
Оглавление [ 5 '
Глава At. Индивидуальность сотрудника и мотивация................... ЮС
|
Темперамент сотрудника и мотииаторы.,................................... ЮС
Холерик:............,,♦........................... ♦,..........................................................,,„ 102
Меланхолик................................................................................... 105
Cai 1 гииник..................................................................................... 11-4
Интеллект сотрудника и мотииаторы.............................................. 117
Аналип-j к........................................................................................ 118
Прагматик..................................................................................... 122
Реалист........................................................................................ 126
К.р итик......................................................................................... 12*3
Идеалист....................................................................................... 132
Глава 5. Методы выявления потребностей персонала....................... 137
Анализ биографических фактов.......,..........................................„137
Вопраст к?к фактор мотивации...,........................................... г,137
Пол как фактор мотипацпи......................................................... 14С
Обрйзование как фактор мотивации..............................,....... Г14С
Имтериью как метод выявления потребностей сотрудников....... 14]
Проведение aiiKeTMpoiiaHPLSj z целью еыявления
мотиэациомного ггрофи,\я сотрудникоо....................................... 143
Тестирование с целью выделения психотипов по темпераменту
и стилям мышления................................................................,.,.,,rT14S
Глава 6. Построение системы нематериальной мотивации
в Компании
да эалача мотивации персонала становится
приоритетной?........................................... -
Анализ текучести персонала для разработки системы
мотивации.........................................................................................
Профилактика текучести персонала............................................... 15Ё
Лояльность персонала........... ♦...................................................... 15£
Диагностика мотиоационной среды компании ,,.,......................... 16С
Как руководителю компании сформулировать видение.............
Мотиваци ош ты й профиль и выбор мотивирующих
мероприятий....................................................................................
I 6 ] Оглавление
Как проводить анкетирован не сотрудников с целью выявления сегментированных или общекорпоратиычык
мотиваторов................................................................................. 177
Как обрабатывать результаты анкетирования......................... 179
Как выбирать мотивирующие мероприятия на оси one
результатов амкегирования....................................................... 180
Внедрение, поддержка и коррекция системы мотивации
в компании...........................................,.......................................,.-182
Мониторинг мотивациониой среды............................................ 182
Мониторинг системы мотивации................................................ 186
Заключение......................................................................................... 190
Приложение 1, Анкетирование с целью оптимизации