Наиболее аффективной считается такая система мотивации, при ко-торой в соответствии с возможностями компании и потребностями сотрудников разработаны и реализуются разнообразные формы мотивации. Какие это формы {рис. 1)?
Могимция персонала | |||||||||||||
г | г | ||||||||||||
f т | г | г | |||||||||||
Положи - | В НС ШИЛ Л | Общекор- | СамйМо- | ||||||||||
алвдя | тельная | ||||||||||||
Внутренняя | Групповая | ||||||||||||
тсль!тал | |||||||||||||
Ри:с. 1. Формы мотивации персонала
Бее факторы мотивации можно раЗделупъна материальные (экономические) и нематериальные (внеэкономические) стимулы. Как известно, «не хлебом единым жив человек»! Другими словами, недостаточно мотивировать сотрудников только при помоиш заработной платы. Кроме системы материального стимулирования в компании должна быть разработана дополнительная система нематериальной мотивации сотрудником, ориентир об аи и ал на удовлетворение wx пси-
[ 18] Эффективная мотивация персонала
хологических, внеэкономических, но тоже очень важных и значимых потребностеи.
Реализация принципа «кнута и пряника» отражается и разработке положительной мотивации, направленной на поощрение работников ^а иысокие результаты, и отрицательной мотиоации, состоящей из системы наказаний и санкций за низкие результаты и нарушение дисциплины.
Вопрос о том, какой подход будет преобладающим — позитивный или негативный, - решается в зависимости от условий работы в конкретной компании и в отношении конкретного сотрудника. Следовательно, мотивация должна быть адекватной и соответствовать результатам раб от ь г персонала компании. Система мотивации не будет эффективной, если в ней предусмотрены лишь иаказанил за ошибки, низкие результаты работы и дисциплинарные нарушения. Однако она не окажется аффективной и в том случае, если будет состоять только иа положительных стимулов.
|
Кроме тога, можно выделить внутренние фактор ы мотивации, учитывающие самооценку сотрудниками своих результатов, и внешние мотиваторы, снязаЕ^ные с оценкой степени успешности работы сотрудников руководством компании.
Хорошо, если оценка руководства формирует самооценку сотрудником своих результатов, В итоге внешняя оценка руководства и внутренняя самооценка сотрудника будут совпадать, «Если руководство меня хвалит, значит, л работаю хорошо. Если ругает, значит, и работаю плохо», — так будет рассуждать сотрудник, для которого оценка руководителя является авторитетной и значимой.
Но если рукородители не замечает достижений своего сотрудника или излишне увлекается отрицательной мотивацией, могут возникнуть ситуации, в которых самооценка сотрудником своих достижений не будет совпадать с оценкой руководства- «Я старался, сделал все* что мог, но мои успехи даже не отметили на общем собрании по итогам года!» — так может говорит^ недовольный сотрудник. «В решении этой задачи я был ограничен во всем: нехватка денег, контактов и времени! Тем не менее я отлично провел презентацию и получил этот заказ! А начальник вместо похвалы отругал меня!» - так скажет сотрудник, неудовлетворенность которого может возрастать в результате несоответствия его самооценки и оценки руководителем результатов его работы,
|
С целью выяснения совпадений и несовпадений оценки руководства и самооценки сотрудников необходимо иметь постоянную обрат-
Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 19 ]
ную спязь со ггороны персонала, О методах обратной связи мы булем говорить ниже.
Обычно 1з компаниях разработана общекорпоратинная система мотивации. Однако б последнее время все чаще говорят о необходимости индивидуального стимулирования клгачепых сит руднике и, а также группового (сегментированного) стимулиродания отдельных групп работников, например линейного менеджмента или обслуживающего персонала. Поскольку у различных сотрудников — разные потребности и интересы, индивидуальная форма мотивации ценных сотрудни-кои компании становится все более популярной.
И., наконецt присутствует форма салюмотииацик руководства исо-трудникоп, основанная ни выделении ими внутренних, значимых лично для них, стимулов к труду. Это могут быть интерес к работе, радость от профессии, удовольствие от творчества, признание своей деятельности нужной для общества, желание помочь, клиенту решить его проблемы и др.
С а мо мотивация руководителя и его отношение к работе транслируется на его управленческий стиль и деятельность всей компании, С а мо мотивация руководителя передается сначала линейному менеджменту, который непосредственно взаимодействует с первым лицом компании. Затем, приходя в свои подразделен ил, руководители среднего звена управления через свое настроение и отношение к работе вдохновляют исполнительский персонал.
|
Б некоторых ситуациях руководитель компании переносит (проецирует) со бет вен Eiy ю мотивацию на заинтересованность сотрудников, считая, что потребности, которые стимулируют к работе его самого, присутствуют или должны присутствовать у сотрудников.
На самом деле это далеко не так. Навстречу сам о мотивации руководства компании движется поток салю мотивации сотрудников, являющийся отражением собственных потребностей работников.
Выделение потребностей, которые значимы для сотрудников, и организация мероприятий по их. мотивации - необходимое внешнее условие активизации и поддержки механизма самомотишации, пожалуй, самого эффективного во всей мотивационной системе. Если знать реальные интересы и желания сотрудников и разработать систему мотивации, отвечающую этим потребностям, м«кду руководством и персоналом возникнет настоящее партнерство, о котором мечтает в душе каждый грамотный современный российский руководитель.
[ 20 ] Эффективная мотивация персонала