ДОКЛАД
на тему:
Архитектура периода V-VIдинастий в искусстве Древнего Египта
Выполнила:
Орехова Д.,
студентка 1 курса ФТИИ
Преподаватель:
Левчук Е.В.
Москва
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение: Vдинастия. Культ Ра……………………………………………………………3
Пирамида Усеркафа………………………………………………………………………………3
Абусирская группа пирамид. Ансамбль Сахура…………………………………...4
Ансамбль пирамиды Униса…………………………………………………………………..6
Солнечные храмы………………………………………………………………………………….7
«Тексты пирамид»…………………………………………………………………………………8
Погребальные комплексы фараонов VI династии……………………………….8
Ансамбль пирамиды ПепиII………………………………………………………………….9
Усыпальницы вельмож………………………………………………………………………..10
Список используемой литературы………………………………………………………11
Введение
В период правления V династии Ра становится самым важным богом египетского пантеона, его культ превращается в настоящую государственную религию. Согласно преданию, фараону Хуфу(Хеопс) предсказали, что его детей на престоле Египта сменят дети жены жреца бога Ра. Несмотря на преследования, она родила троих детей от самого Ра, и именно они стали первыми фараонами Пятой династии. Это предание было важной опорой для фараонов Пятой династии, оно подтверждало легитимность их правления.
Постройка огромных пирамид в эпоху фараонов IV династии вызвала в стране острый социальный кризис. Поэтому фараоны Пятой династии решили довольствоваться более скромными по размерам пирамидами. Они не были выше 70 метров. Пирамиды были сложены из небольших блоков а частично даже из бута.
|
Пирамида Усеркафа
Родоначальник V династии – Усеркаф. Он построил свою пирамиду в Саккара, близко к ансамблю пирамиды Джосера, Гизе перестала быть местом вечного упокоения фараонов. Это был сравнительно небольшой погребальный комплекс. Его раскопки были проведены С. Фирсом во второй половине 1920-х годов.
Композиция ансамбля: главная пирамида (сохранилась, но её кладка сильно повреждена), примыкающие к ней заупокойный храм и «сопутствующая» пирамида (остались только нижние ряды кладки - крепида). Заупокойный храм был размещён не к востоку (как это было в Гизе), а к югу пирамиды.
Абусирскаягруппа пирамид. Ансамбль Сахура
Многие фараоны Пятой династии возводили свои пирамиды к западу от нильской долины – между Гизе и Саккара – в Абусире. В результате возникла Абусирская группа пирамид - она виднеется в отдалении, если смотреть от ансамбля Джосера в северную сторону.
Абусирская группа пирамид была обстоятельно изучена археологами в конце XIX – первой половине XX века. Ансамбль каждой пирамиды компоновался в соответствии с канонами, выработанными ещё в период Четвёртой династии, и включал два заупокойных храма – Верхний и Нижний. Храмы соединялись дорогой, по которой двигались процессии; эта дорога делалась крытой (французские египтологи называли такие крытые дороги «рампами»). Верхний храм стоял у подножья пирамиды, Нижний – у края нильской долины, около границы разливов.
В этот период заупокойные храмы стали гораздо более торжественными и представительными по архитектурному решению.
|
Первым из Абусирской группы стал ансамбль Сахура – брата и преемника Усеркафа. Включал, помимо пирамиды, два заупокойных храма и связывающую их дорогу. На стене одного из помещений Верхнего храма было найдено панно с изображением охоты Сахура в пустыне. Верхний храм включал большой двор, окружённый по периметру колоннадой (такие дворы станут непременной частью ансамблей храмов в эпоху Нового царства). Между двором и пирамидой размещались кладовые и различные помещения для заупокойных обрядов.
Этотколонный двор открыл новый этап в развитии египетской архитектуры и стал важным моментом в эволюции ордерных форм. Здесь (едва ли не впервые) были применены пальмовидные колонны – с капителями в виде пучков стилизованных листьев пальмы.
Помимо пальмовидных колонн в заупокойных храмах Пятой династии появляются колонны, скомпонованные в виде связок стеблей нераспустившихся папирусов и лотосов. Возникла традиция архитектурной трактовки колоннады.
|
Ансамбль пирамиды Униса
В архитектуре погребальных комплексов фараонов Пятой династии отчётливо сложились принципы планировки. Рядом с заупокойным храмом появились «малые» пирамиды. А в компоновке самого заупокойного храма превалировала симметрия с отчётливо выраженной главной осью, на которую как бы «надевались» важнейшие помещения храма. Непременным элементом стал величественный двор, окружённый колоннадой. Сложнее и наряднее стала отделка храмов.
|
Ансамбль пирамиды фараона Униса (последний фараон Пятой династии), которого прославляли как «звёздного бога» и ассоциировали с созвездием Ориона, был построен рядом с ансамблем Джосера (в 50 м от южной стены). Сама пирамида сильно разрушена. Её высота была около 40 м.
От пирамиды в восточном направлении тянется длинная рампа. Она вымощена большими каменными плитами, а по обеим сторонам возвышаются стены, сложенные из тщательно отёсанных блоков туранского известняка. Дорога связывала Нижний (долинный) храм с Верхним, расположенным у восточной стороны пирамиды. Сохранились ворота с мощной каменной балкой поверху. Когда-то эта рампа имела перекрытие: потолок был декорирован звёздами, а стены украшены рельефами с изображениями сцен повседневной жизни. Очевидно, в верхней части рампы имелись световые проёмы. К югу от рампы находятся выбитые в скале и облицованные блоками известняка выемки. Они имеют форму корпуса судна – стилизованные изображения, символизирующие ладью Ра. Планировка храма напоминает Верхний храм при пирамиде Сахура. На главной оси – открытый двор, окружённый гранитными колоннами с пальмовидными капителями. В правление Рамзеса II здесь были проведены реставрационные работы.
Солнечные храмы
При фараонах V династии появляются Солнечные храмы. Первый был построен Усеркафом в Абу-Гуроб.
Храм Солнца, построенный в середине XXV в. до н.э. Ниусерра стоял на возвышенности и был обнесён стеной. Большой двор также окружала стена с примыкающими к ней молельнями. В нём на подиуме, напоминающем большую мастабу, стоял массивный обелиск – предшественник тех стройных обелисков, которые будут непременными элементами композиций храмов в эпоху Нового царства. Здесь обелиск был не только архитектурной доминантой, но и главной святыней, объектом поклонения. Перед ним располагался большой алтарь для жертвоприношений. Обелиск был увенчан «пирамидионом» - небольшой пирамидой. Пирамидион был облицован позолоченными медными листами и ярко сверкал, превращая обелиск в символ потока солнечных лучей. От верхней части ансамбля спускался длинный крытый коридор, подводящий к долинному храму. А немного в стороне находилась высеченная в камне ладья Ра.
«Тексты пирамид»
«Тексты пирамид» были обнаружены впервые в пирамиде Униса. Они представляли собой иероглифические надписи, сплошь покрывавшие стены обеих камер пирамиды. Один из главных мотивов – обращение к Осирису. Фараон ассоциировался с ним. Главная функция «Текстов пирамид» – обеспечить душе фараона продолжение жизни. В них, например, есть списки яств (на случай, если регулярными пожертвованиями будут пренебрегать). По представлениям древних, слово может влиять на реальность. Во всех погребальных текстах непрестанно повторяется слово «жить». «Тексты пирамид» стали каноном заупокойного культа (на стенах саркофагов, на папирусах, уложенных в саркофаги и не только у фараонов, но и членов его семьи, высокопоставленных вельмож). Они помогли воссоздать многие мифы и легенды.