Известно, что й споем развитии компания проходит этапы тактическою и стратеги чес кого бизнеса («ту сопки» и регламентации, механизации).
Тактический этан нередка характеризуется позитивном атмосферой, демократизмом и неформальностью б отношениях основателем исотруд![икои компании, взаимозаменяемостью, взаимопомощью и взаимоподдержкой.
Б компании небольшой штат сотрудников (до 35-40 человек), нее друг друга га на ют, на работу идут как на праздник. Все объединены мотивацией разьитяя и утверждения компании на рынке (мотивация «Давай-данай!»). Отсутствует бюрократизм, принятие решений отличается высокой оперативностью.
Например, и небольшой торгующей компании с линейной смете мои управления собственник и директор часто сам выгружает товар в магазине, <* его жена стоит за прилавком и занимается бухгалтерией.
Оснопателями компании часто становятся друзья или родствен ник и* Дружеский или семейный бизнес обеспечивает высокую мотивацию и сплоченность. Люди хорошо знают друг друга и испытывают взаимное доверие.
Общие интересы тпже сплачивают людей для и-едения совместного бизнеса. В качестве общих интересов выступают совместные занятия crjoprOM, общие увлечения или общие факты биографии (совместная работа на предприятии или приезд а столицу из провинциального города одного из лидеров, который, основан собственнуго компанию, постепенно «перетаскивает» в Москву сн о их друзей).
Водной московской компании мне встретился руководитель, приехавший
из небольшого провинциального городка, средний сын в многодетной семье. Стоитл и говорить, что в его организации, которую он основал в Москве, работают его родители, а также старший и младшие братья!
|
[ 44 ] Эффективная мотивация персонала
В другой московской компании, основатель которой тоже приехал из провинции, работают его сыновья, жена и младший брат.
В третьей компании, которой руководит младшая дочь, работают ее отец и близкие родственники.
В регионах также встречаются крупные организации, выросшие из семейного и дружеского бизнеса.
На тактическом: этапе п компании часто лидирует рукиюдител(>-основатель, обладающий мощной харизматичностыо. Он умеет наряжать corpyAi [икон волей к рывку и победе Б сфере консалтинге такого руководи тел л называют «Данко», освещающие путь при помощи своего горящего сердца. Он — «мотор» компании, у него «горят глаза», ом чуистиует свою Миссию и всецело предан своему Делу, С ним — команда едикомыщленникои, верящих в своего лидера и успех предприятия.
Мотивация руководителя, имеющего стиль «Данко>>, — это победа, успех, развитие. Он идентифицирует себя с компанией, много работает, является ее стержнем, персонифицированным «носителем» корпоративных ценностей» Нередко это - новатор, креативщик, ак-типный, др айвовый, амбициозный и чрезвычайно иынослиный руководитель.
Б одной компании мне сказали про своего руководителя так1 «Он въезжает в свой кабинет о понедельник рано утром и выезжает и пятницу поздно в-ечером. Работает почти круглосуточно, усталости не знает! Он бежит на километр впереди нас, а мы бежим за ним»-
Компания растет, развивается и закономерно переходит на второй этап стратегического бизнеса.
Б организации многое меняется: она становится на профессиональные «рельсы». Бее пежимают, что нет смысла «изобретать велосипед», а лучше получить знания по бизнесу (стратегическому менедж-менту, кризис-менеджменту, управлению персоналом, маркетингу, рекламному бизнесу и Ар).
|
Направленность на профессионализм в работе проявляется повсюду. Основатель идет учиться, чтобы получить менеджерское образование, или нанимает по контракту профессиональных менеджеров -
Профессионализм не всегда согласуется с одержимостью харизма-тика; менеджера-профессионала называют «Паровоз», Его работа связана с регламентацией, аналитикой, подгогоп ленным и и взвешенными решениями.
Глава 2. Корпоративные мотиваторы [ 45 }
«Дан ко» и «Парсизозом» действительно много различий. Если х^ризгидтик оскипывалци на интуиции, то профессионал о пира-(- тс я м и с rom а на н кя иип ыт Е ели п е р и ы й л а ж и гаст, то тето ро й у бе ж да ет. ^ Данко» горит на работе, говоря «Компании — это я'», а «Паровоз» работает, разделяя работу и частную жизнь, Если «Паровоз» — менеджер по найму, при лучших условиях он может перейти о другую компанию ы так же «нормально работать» там
Итак, перед российским руководителем дьа пути, Первый харизма-тик «Данко» получает диплом второго высшего оЙразопания (МБА, ММВА) и станпвигся профессиональным руководителем. Он не утрачивает споей:-)нергми и pyKoaoAvu компанией как профессионал-иона гор.
Втпрой пугь: кари:1мти к-основатель приглашает на работу профессионального менеджера, а самегиновитоя акционером, советником или рукоиодителек одного из направлений деятем^ности собственной компании.
|
Б любом случае оснащенный новыми знаниями осноиателъ или при-глй шейный менеджер нанимает новую команду, которая встает у руля. Приходят новые сотрудники, принятые на работу не по родственным или дружеским каналам, а в соотпегствии с профессиональной принадлежностью Численность компании растет, наступает момент, когда в коридорах офиса старые сотрудники встречают незнакомых дюдей., недавно принятых на работу.
Адреналин от совмести ой деятельности и стремления к успеху «размывается», наступает время кропотливой профессиональной работы команды специалистов во главе с профессионалом^ а не вдохновенного труда хдриэматика и его единомышленников.
Б компании появляется менеджер по персоналу, подготавливаются должностные инструкции, создается корпоративный кодекс, формулируются принципы кадровой политики: приема, адаптации, обучения, мотивации, аттестации и построения карьеры сотрудников. Возникают корпоративные традиции.
Если на первом этапе сплоченность и позитивная атмосфера возникали как обязательное условие успеха, то сейчас консолил^рованную команду необходимо постоянно строить, поддерживая в ней корпо-ратийный дух и участвуя в миротворческих переговорах с конкурирующими группировками.
Мотивация руководителя-«Паровоза» в этот период, проявллет-ся в стремлении к поступательному развитию бизнеса, стабилизации
[ 46 ] Эффективная мотивация персонала
достижении, удержанию ключевых сотрудников созданию дол roc роч
ньтх отношении с партнерами и клиентами
На консультациям и тренингам часто задают вопрос: «Мотет ли "Данко" стать "Паровозом'? Или переход с первого на второй этап развития компании обязательно связан со сменой ведущего лидера?» Выиие, когда мы обсуждали необходимость профессионального обучения для учредителя, я частично ответила на этот вопрос. Можно добавить также, что все за висит от индивидуальных способностей и возможностей основателя к изменениям и развитию. Фаю остается фантом: если раньше лидер тянул за собой компанию, го теперь наступает время, когда компания заставляет своего * родителя" меняться,