МОНТАЖ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН.
Монтаж электрических машин (ЭМ) большой мощности выполняется специализированными организациями с представителями завода-изготовителя. Монтаж ЭМ небольшой мощности (до 100 кВт) осуществляется монтажным или эксплуатационным персоналом предприятия. ЭМ устанавливают на чугунных или стальных плитах (рамах) из профильного металла, на сварных кронштейнах и непосредственно на фундаментах [1‚ 17, 20].
Рис. 1.15. Установка электрических машин при наличии ременной передачи
Перед окончательным закреплением ЭМ выверяют горизонтальное положение, а также совпадение ее оси с осью вала механизма.
При ременной передаче такую выверку выполняют посредством стальных линеек, прикладываемых к торцам шкивов (при одинаковой ширине шкивов). Если ширина шкивов разная, то выверку производят шнуровыми отвесами (рис. 1.15). От середины проводимого шкива до пола опускают два отвеса А и Б и протягивают между ними шнур, образующий прямую линию (по уровню). От середины шкива ЭМ также опускают два отвеса В и Г и перемещают ЭМ до совпадения отвесов обоих шкивов.
При непосредственном соединении ЭМ с производственным механизмом полумуфтами осевую линию выверяют центровочными скобами (рис.1.16)‚ насаживаемыми на полумуфты или их втулки. Скобы располагают одну против другой, устанавливая зазоры а и б в пределах 1—2 мм. Затем оба вала поворачивают вокруг оси на 90° и замеряют а1 и б 1. Далее повторяют эти измерения еще три раза, каждый раз поворачивая оба вала на 90°. Расстояния а и б замеряют калиброванными щупами.
Рис. 1.16. Скобы для центровки валов.
Результаты выверки считаются удовлетворительными, если соблюдаются равенства
|
а1 + а3 = а2 + а4 и б1 + б 3= б2 + б4
и если разность показаний а1 — а3 ‚ б1 — б3, а2 — а4 и б2 — б4 не превышает 0,05 мм.
Если эти условия не обеспечиваются, то ЭМ перемещают в вертикальной и горизонтальной плоскости, подкладывая под ее лапы прокладки из тонкой листовой стали. После получения удовлетворительных результатов выверки окончательно закрепляют крепящие болты ЭМ. При установке ЭМ на бетонном фундаменте под плиту или салазки делают окончательную подливку жидким раствором цемента.
СУШКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН.
Во время транспортировки, пребывания на складах и при длительных перерывах в работе обмотки ЭМ могут отсыреть, что снижает сопротивление их изоляции. Если обмотки отсырели, их перед включением электродвигателя сушат. Для сушки обмоток крупных и ответственных ЭМ привлекают специализированные организации. Существуют различные методы сушки: индукционным нагревом, внешним нагревом, электрическим током от постороннего источника.
Наиболее распространенным является метод сушки индукционным нагревом (рис. 1.17). При использовании этого метода можно одновременно сушить несколько машин, соединяя последовательно их намагничивающие обмотки. Обмотку из изолированных проводов наматывают по наружной поверхности корпуса машины и присоединяют через понижающий трансформатор к источнику переменного тока при напряжении 36 или 65 В. Для сушки индукционным методом возможно использование сварочных трансформаторов с регулировкой тока дросселем.
При сушке индукционным методом ведется непрерывное наблюдение за температурой обмотки (не должна превышать 70 °С). Через каждый час измеряется сопротивление изоляции обмоток. В начале нагрева сопротивление изоляции падает, а затем начинает возрастать.
|
Рис. 1.17. Намотка витков при индукционной сушке электрических машин.
Сушка заканчивается, когда прекращается нарастание сопротивления изоляции. Если в процессе сушки сопротивление изоляции достигло требуемой величины, но продолжает заметно повышаться, то сушку продолжают до тех пор, пока сопротивление изоляции не будет одинаковым в течение двух-трех часов.
Другим способом сушки ЭМ является метод внешнего нагрева (рис. 1.18), при котором машина обшивается кожухом, у которого внизу оставляют отверстие для входа нагретого воздуха, а вверху (в противоположном углу) — отверстие для выхода воздуха. Кожух должен быть огнестойким.
Воздух нагревают с помощью тепловоздуходувки, лампами накаливания, нагревательными сопротивлениями или батареями пароводяного отопления, которые устанавливают сразу за нижним входным отверстием. Температура нагретого воздуха у входа не должна быть выше 90 °С. Каждый час измеряют сопротивление изоляции обмотки.
Рис. 1.18. Сушка электрических машин методом внешнего нагрева.
ЭМ сушат также электрическим током (переменным или постоянным) от постороннего источника. Для сушки асинхронных двигателей трехфазным током применяют напряжение не более 10—15 % номинального. При этом ротор должен быть заторможен, а если ротор имеет обмотку с кольцами, то она должна быть замкнута на кольцах накоротко.
При сушке асинхронных двигателей однофазным переменным или постоянным током ротор также находится в неподвижном состоянии. Схемы включения обмоток электродвигателя в этом случае выбирают в зависимости от числа выведенных (три или шесть) концов обмотки статора (рис. 1.19).
|
При сушке асинхронных двигателей электрическим током от постороннего источника условия вентиляции плохие, так как ротор электродвигателя находится в неподвижном состоянии. Поэтому ток сушки в каждой фазе не должен превышать 50-70 % номинального тока электродвигателя. При этом должен вестись непрерывный контроль за нагревом обмотки с помощью термометра (температура должна быть не выше 70 °С). Если сушка ведется по схемам, показанным на рис. 1.19, в, г, то через каждые два часа переключают фазы обмотки электродвигателя, чтобы нагрев всех трех фаз шел равномерно.
В некоторых случаях может быть применен метод сушки асинхронного двигателя на холостом ходу при номинальном напряжении. При включении электродвигателя на холостой ход нагрев происходит при небольшом токе холостого хода. Вентиляция при этом хорошая, что обусловлено номинальным числом оборотов. Процесс сушки в данном случае значительно ускоряется.
Рис. 1.19. Схемы для сушки асинхронного двигателя однофазным переменным и постоянным током: а и б — при шести выводах обмотки; в и г — при трех выводах обмотки
Рис. 1.20. Сушка синхронной машины постоянным током.
Сушка синхронных машин выполняется несколькими способами:
· три фазы статора и обмотку ротора присоединяют к источнику постоянного тока (рис. 1.20), который не должен превышать 50—70 % номинального тока обмоток;
· обмотки статора включают в открытый треугольник по схеме (см. рис. 1.20) и присоединяют к источнику однофазного тока;
· к сети постоянного тока присоединяют только ротор, статор обогревается теплом, исходящим от ротора; ток сушки не должен превышать 50-70 % номинального тока обмотки.