В ходе взаимопосещений предметом изучения могут быть не только образовательная деятельность с детьми в группе и на прогулке, режимные моменты, но и отдельный вид деятельности, индивидуальная работа с воспитанниками, а также различные уголки (книжный, изобразительной деятельности и т.д.).
Наблюдая организованную образовательную деятельность, педагог обязан предварительно ознакомиться с программным содержанием, планом занятия и целью его посещения.
Задачи взаимопосещения могут варьироваться в зависимости от того, на что необходимо обратить внимание:
- развитие определенных компетенций у воспитанников группы;
- использование новаторских методов обучения или ИКТ;
- оценка готовность воспитателя к занятию (наличие плана, методического и наглядного обеспечения);
- выявление уровня соответствия занятия ОП и календарно-тематическому планированию;
- определение эффективности используемых педагогических методов, их соответствия целям и содержания занятия;
- выявление четкости организации занятия, продуктивности использования времени, эффективность выбранных наглядных и дидактических средств.
Педагогический анализ, выполненный в рамках взаимопосещения занятий в ДОУ, предусматривает составление развернутой характеристики форме и содержанию педагогической деятельности, взаимодействию воспитателя и детей.
При педагогическом анализе занятие разбивается на смысловые блоки, каждый из которых оценивается в диапазоне допустимого количества баллов.
Психологический анализ — направлен на оценку эмоционального контакта педагога и воспитанников. Актуален для групп, где возможности оценки показателей образовательной деятельности затруднены возрастными или личностными особенностями детей.
При выполнении анализа занятия обязательно необходимо:
1.зафиксировать основные характеристики этапа образовательной деятельности (тема, дата проведения, ФИО ответственного педагога, возраст воспитанников, название группы, объявленные цели и задачи);
2.отметить уровень соответствия занятия структуре по ФГОС (наличие вводной, основной и итоговой части, отведенной для закрепления изученного);
3.отметить соответствие выбранных педагогических методов и приемов психоэмоциональным возможностям дошкольников;
4. отметить факт реализации индивидуального подхода;
5. отметить оценку действий воспитателя (как с положительной, так и отрицательной точки зрения с обязательной аргументацией);
6. отметить короткий вывод о занятии в целом с учетом личностных качеств наблюдаемого.
Возможны другие способы фиксации хода и особенностей занятия вовремявзаимопосещений:
- Цитирование: запись речи воспитателя или детей слово в слово. Например, наблюдающие педагоги могут фиксировать, как педагог задает вопросы, если это является важной частью новаторского метода.
- Ведение сюжетных записей: описание событий, взаимодействий, происходящих во время занятия.
- В рамках анализа взаимопосещения занятий в детском саду коллеги отмечают поведенческие характеристики воспитанников на определенные слова или действия педагога.
- Подсчет: запись количества определенных событий занятия. Например, сколько раз воспитатель оказывал ситуативную помощь дошколятам, сколько раз малыши инициировали коммуникативные ситуации.
- Фиксация времени: запись времени, затраченного на определенный этап или деятельность занятия. Например, распределение времени на индивидуальные занятия.
- Наблюдение за одним ребенком: фиксируется поведение и действия конкретного дошкольника. Целью может быть установка степени активности в группе, реакция на исправление ошибок, установление интереса (какие задания вызывают наибольший отклик).
Взаимопосещение педагогов позволяет повышать уровень профессиональных умений, формирует компетентность, креативность, готовность к использованию и созданию инноваций, умение вести опытно-экспериментальную работу, умение оценивать мероприятие с позиции требований ФГОС ДО.