Форма увольнения людей предпенсионного yi пенсионного иозрас-га является для сотрудников, остающихся работать й компании, мо-тиоатором или, напротив, демотиватором. Известно, что эта возрастная категория сотрудников очень болезненно относится v перспективе увольнения в сияли с возрастом. Страх быть несправедливо уволен пьем позникает ужо у трх, кто только приближается к «опасному» возрастному рубежу зрелого возраста 46-47 — 54-56 лет.
Парадоксально, но факт: сотрудник отдал компании гады споей жизни, накопил ценный профессиональный опыт, выработал эффективный индивидуальный почерк, имеет нужные контакты с: партнерами к клиентами, но вместо того, чтобы чувствовать себя успешным и бла-гополучным, начинает беспокоиться и нервничать. На rot как с ним взаимодействует руководство, обращают внимание и другие зрелые работники компании. В связи с тем, какую ситуацию они наблюда-EOTt позитивную или HeraTHEfiyto, их эффективность и лояльность по отношению к компании повышаются или понижаются.
Поэтому при необходимости увольнения работников пенсионного возраста следует проявить особую деликатность. Случаи, когда решение об увольнении сотрудника пенсионного возраста принимают в его отсутствие, по время отпуска, ко маг*дироики или лечения, в российской практике бизнеса, увы, не редкость. Это — как удар в спину, нанесенный трусливо и исподтишка! Такое безграмотное увольнение может стать причиной шокового стресса не только для самого сотрудника, но и для всего персонала компании. Каждый понимает, что
[ 66 ] Эффективная мотивация персонала
начальство может поступить так же и с ним Б кампании, где увольнение произошло некорректно, где проявили равнодушие, обошлись несправедливо, свели личные счеты и унизили, восстанавливав рабочую атмосферу и мотивацию сотрудников придется еще очень долго.
|
История «некрасивого» уоолъненил пересказывается новым сотрудникам и постепенно превращается в легенду. В компании растут критические настроения по отношению к руководству, снижается работоспособность, В некоторых случаях психологу не удается переломить последствия такого эмоционального напряжения айжг после длительных и, кстати, дорогостоящих тренингов.
В компании с иысокой корпоративной культурой работника провожают на пенсию открыто, публично и с почетом. С ним поддерг жива ют контакты, нередко привлекают к работе в качестве эксперта, консультанта или наставника. Он всегда приглашается на корпоративные праздники, получает подарки ко дню рождения. Такое отношение к старейшим сотрудникам способствует формированию позитшшого климата в компании и высокой мотивации работников. Персонал чувствует себя спокойно и уверенно! люди знают, что а соответствующем возрасте им тоже окажут подобную поддержку.
Советы сотруднику при увольнении
Что же можно посоветовать человеку, оказавшемуся без работы? Ни тз коем случае не сидеть на диване и не смотреть подряд все телевизионные передачи! Нужно заставить себя активно чем-нибудь заняться! сделать то, что хотелось сделать давно, но все не находилось свободного времени. Например, можно устроить недорого стоящ vim ремонт в квартире или на даче своими силами, заняться своим здоровьем,
Хорошо подумать о том, какая еще работа нравится этому человеку, vi предложить ему пройти соответствующее, краткосрочное обучение, получив новую специальность.
|
Главное - не затягивать процесс трудоустройства! Не следует растягивать поиск работы и а месяцы и даже годы, оправдывая это тем, что невозможно найти работу такого же должностного статуса, творческого содержания и заработной платы, как это было в прежней компании. Это неконструктивно. Б период дефолта в августе 1998 года мне пришлось наблюдать, как сотрудники, находили работу даже более выгодную, потому что действовали гибко. Они шли на снижение статуса и оплаты, ио затем быстро наверстывали упущенное и далее ус пес и но продвигались по служебном лестнице.
Глава 2. Корпоративные мотиваторы [ 67 ]
И еще один сонет. Необходимо показать сотруднику, с которым проводится беседа при уьольнении, чти лучше оптимистично смотреть в буду шее и отнестись к поиску работы как к одному из необходимых этапов карьеры. Рано или по.ъиго он обязательно найдет вариант трудоустройства, который откроет для него i-юпые перспективы профессионального роста, а переживания стресса увольнении забудутся, как неприятный, но давно ушедшим сон.
Глава 3
Потребности сотрудников