Тема 8. Методы и средства обучения и воспитания в вузе.




Тема 1. Предмет, задачи и методы педагогики и психологии высшей школы.

Место психологии и педагогики высшей школы в системе наук. Предмет педагогики и психологии высшего образования. Разновидности парадигм в обучении и образовании. Логическая структура учебной дисциплины. Понятийный аппарат педагогики и психологии высшей школы.

 

Тема 2. Краткая история высшего образования и современные тенденции его развития.

Общие понятия об образовании; образование, обучение, воспитание. Ступени и уровни образования. Высшее образование. Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Основные тенденции развития современной высшей школы за рубежом. Проблема непрерывного образования. Болонская декларация и построение единого образовательного пространства в Европе. Проблемы непрерывного образования.

 

Тема 3. Цели учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

Цели обучения и воспитания в высшей школе, их иерархическая структура. Способы задания педагогических целей. Модель специалиста как психолого-педагогическая и предметная конкретизация целей вузовской подготовки. Формулирование целей обучения на языке типовых задач, которые предстоит решать специалисту. Системный подход к реализации целевых установок. Развитие личности студента в процессе обучения и воспитания. Современные подходы к пониманию сущности воспитания в студенческом возрасте.

 

Тема 4. Структура и детерминанты учебной деятельности.

Особенности учебно-познавательной деятельности как средства формирования целостной структуры профессиональной деятельности специалиста. Образовательная, воспитывающая и развивающая функции обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Соотношение биологических и социальных факторов образовательного процесса. Психогенетические данные о роли наследственных и средовых факторов в процессах обучения. Специфика учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

 

Тема 5. Психологические факторы успешности обучения студентов вуза.

Индивидуально-психологические и психофизиологические особенности студентов; необходимость их учета в процессе обучения. Общий и социальный интеллект, мотивация, самооценка, креативность, самоорганизация и другие познавательные и личностные факторы успешности обучения студентов. Исследования К. Двек о роли имплицитных теорий интеллекта и личности, свойственных студентам, в выборе ими «целей исполнения» и «целей обучения». Типологии студентов.

 

Тема 6. Содержание обучения в высшей школе.

Содержание обучения и воспитания как один из основных структурных составляющих педагогической системы. Компоненты содержания образования – знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, опыт социальных отношений. Учебный план, программа, учебный предмет как способы задания содержания образования. Модель (профиль) специалиста – системообразующий фактор при построении учебных планов и программ обучения в высшей школе. Принципы научности, историзма, системности, последовательности и доступности при отборе и структурировании учебного материала. Нормативные документы, регулирующие содержательный аспект образования.

 

Тема 7. Организационные формы вузовского обучения.

Основные формы организации учебной деятельности. Связь формы с целями, содержанием и методами обучения; особенности лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий, курсовых и дипломных работ, практик и самостоятельных занятий. Имитационные и игровые формы организации учебной деятельности студентов, с помощью которых моделируется предметное и социальное содержание предстоящей профессиональной деятельности. Структура ролевого взаимодействия участников учебной игры как модель структуры профессионального общения специалистов.

«Научить учиться» – основная задача современной высшей школы на пути перехода к непрерывному образованию.

 

Тема 8. Методы и средства обучения и воспитания в вузе.

Методы и средства учебной деятельности. Методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателей и студентов, направленные на достижение образовательных целей. Зависимость методов обучения от целей, содержания обучения и форм организации учебной деятельности. Классификации методов обучения. Традиционные и современные (активные) методы обучения (программированное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, исследовательские, имитационные, игровые методы обучения). Технические средства обучения. Автоматизированные системы обучения с использованием ЭВМ. Особенности заочного обучения. Современные дистанционные методы обучения, в том числе с использованием телевидения, электронной почты и Интернета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: