Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.




Надпочечники. Физиологическое действие гормонов мозгового и коркового слоя. Роль гормонов надпочечников в стрессовых ситуациях и процессе адаптации. Патофизиология надпочечников.

Надпо́чечники (лат. glandulae suprarenale) — парные эндокринные железы, расположенные над верхней частью почек человека.У человека расположены в непосредственной близости к верхнему полюсу каждой почки. Играют важную роль в регуляции обмена веществ и в адаптации организма к неблагоприятным условиям (реакция на стрессовые условия ). Надпочечники состоят из двух структур — коркового вещества и мозгового вещества, которые регулируются нервной системой.

Корковый слой надпочечника имеет нервную ткань, которая обеспечивает его основную функцию. В нём образуются гормоны, регулирующие процессы обмена веществ. Одни из них способствуют превращению белков в углеводы и повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям, другие — регулируют солевой обмен в организме. Гормоны, продуцируемые в корковом веществе, относятся к кортикостероидам. Сама кора надпочечников состоит из трёх слоёв: Клубочковая зона(В клубочковой зоне образуются гормоны,называемые минералокортикоидами(альдостерон, кортикостерон, дезоксикортикостерон), которые повышают реабсорбцию Na+ и выделение K+ в почках.), Пучковая зона(В пучковой зоне образуются глюкокортикоиды(кортизол, кортизон), Глюкокортикоиды оказывают важное действие почти на все процессы обмена веществ. Они стимулируют образование глюкозы из жиров и аминокислот (глюконеогенез), угнетают воспалительные, иммунные и аллергические реакции, уменьшают разрастание соединительной ткани, а также повышают чувствительность органов чувств и возбудимость нервной системы.), Сетчатая зона(В сетчатой зоне производятся половые гормоны (андрогены, являющиеся веществами — предшественниками эстрогенов). Данные половые гормоны играют роль несколько иную, чем гормоны, выделяемые половыми железами. Они активны до полового созревания и после созревания половых желёз; в том числе они влияют на развитие вторичных половых признаков.).

В мозговом слое надпочечников образуется адреналин. Этот гормон усиливает и учащает сердечные сокращения, повышает кровяное давление, расширяет зрачки, регулирует углеводный обмен (усиливает превращение гликогена в глюкозу).

Клетки мозгового вещества надпочечников вырабатывают катехоламины — адреналин и норадреналин. Эти гормоны повышают артериальное давление, усиливают работу сердца, расширяют просветы бронхов, увеличивают уровень сахара в крови. В состоянии покоя они постоянно выделяют небольшие количества катехоламинов. Под влиянием стрессовой ситуации секреция адреналина и норадреналина клетками мозгового слоя надпочечников резко повышается. Мозговое вещество служит основным источником катехоламиновых гормонов в организме — адреналина и норадреналина. Некоторые же из клеток коркового вещества принадлежат к системе «гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников» и служат источником кортикостероидов.

 

Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.

Аномалия развития - биол., мед. патологическое отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей и отдельных органов. Пороки развития — аномалии развития, совокупность отклонений от нормального строения организма, возникающих в процессе внутриутробного или, реже, послеродового развития. В настоящее время существуют следующие классификации ВПР, построенные на различных принципах:по этиологическому принципу, по патогенетическому принципу, в зависимости от времени их возникновения, по частоте встречаемости, по тяжести течения болезни, по анатомо-физиологическому принципу, по распространенности в организме.

Типы врожденных пороков развития. Принято выделять 4 типа врожденных пороков развития:

1. Мальформация - морфологический дефект органа, части органа, или большого участка тела в результате внутреннего нарушения процесса развития (генетические факторы)

2. Дизрупция - морфологический дефект органа, части органа или большого участка тела в результате внешнего препятствия или какого-либо воздействия на изначально нормальный процесс развития (тератогенные факторы и нарушение имплантации).

3. Деформация - нарушение формы, вида или положения части тела, обусловленные механическими воздействиями.

4. Дисплазия - нарушенная организация клеток в ткани и ее морфологический результат (процесс и следствие дисгистогенеза).

Причины 40-60% аномалий развития неизвестны. К ним применяют термин «спорадические дефекты рождения », термин обозначающий неизвестную причину, случайное возникновение и низкий риск повторного возникновения у будущих детей. Для 20-25% аномалий более вероятна «многофакторная » причина — комплексное взаимодействие многих небольших генетических дефектов и факторов риска окружающей среды. Остальные 10-13% аномалий связаны с воздействием среды. Только 12-25% аномалий имеют чисто генетические причины.

Профилактика врожденных пороков развития: 1) Улучшение питания женщин на протяжении всего репродуктивного периода путем обеспечения надлежащего потребления витаминов и минералов. 2) Ограничение воздействия алкоголя и продуктов термического разложения табака. 3) Устранение воздействия веществ- тератогенов (тяжелых металлов, пестицидов, некоторых лекарственных препаратов). 4) Улучшение соматического здоровья женщины (борьба с инсулинорезистентностью, профилактика гестационного диабета, снижение избыточной массы тела и др.). 5) Устранение внутриутробных инфекций (вирус краснухи).

Недоношенные дети и проблемы дефектологии. - чаще возникает асфиксия и внутричерепное кровоизлияние, что влияет на психомоторное развитие - даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития, задержки речевого развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста. - детский церебральный паралич, слепоту и глухоту могут иметь от 10 до 15% очень недоношенных младенцев. Один из четырёх детей весом менее 1,5 кг может иметь нарушения периферической или центральной нервной системы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: