Работа с текстом после чтения.




ЭТАП

Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу Дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

ХОД

Ребята отгадайте загадки.

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонёк.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку … Светлячок

 

Вёз песок, гудел, пылил

На горе забуксовал.

Сам с себя песок свалил

Ведь машина… Самосвал

 

Он в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий,
Верный… Друг

 

Кто от бед оберегает

И целуя, обнимает?

В книжках учит разбираться,

Не даёт вам баловаться?

Очень вкусно щи готовит,

Никогда не сквернословит?

Мне ответьте детки прямо.

Кто вас нежно любит? … МАМА

 

Хорошо, молодцы! Я хочу познакомить вас с рассказом, который написал писатель В. Драгунский. Вот его портрет. Это рассказ о маленьком мальчике Дениске, его друге Мишке.

ЭТАП.

Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Чтение рассказа медленно, выразительно с остановками.

Виктор Драгунский «Он живой и светится»

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте или в магазине или, может быть, долго стояла на автобусной остановке…

• Почему однажды мальчик остался один вечером во дворе? (Вопрос- рассказа .)

•На кого, по мнению мальчика, были похожи большие темные облака? (Воспитатель рассуждение .)

•О чем думал мальчик, сидя на песке? (При ответе дети обращаются к тексту учит детей находить в тексте сравнения и употреблять их в собственной речи.)

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: - Здорово! И я сказал: -Здорово! Мишка сел рядом и взял в руки самосвал. …

•Кто пришел во двор и нарушил одиночество героя рассказа? (Друг Мишка.)

•О чем разговаривали мальчик с Мишкой? (О самосвале, который был у мальчика.)

• Что попросил Мишка у мальчика? (Самосвал.)

• Чем Мишке понравился самосвал? (Ответ может строиться на тексте рассказа или на собственном понимании и восприятии жизни.)

• Почему мальчик не хотел расставаться с самосвалом? (Здесь детям предлагается порассуждать, опираясь на художественный текст.)

А потом говорит: -Ну, была не была! Знай мою доброту! На! И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки. -Ты открой ее, - сказал Мишка, - тогда у видишь!....

•Что предложил Мишка в обмен на самосвал? ( Светлячка .)

•Чем понравился мальчику светлячок? (Дети должен объяснить позицию мальчика.)

•Почему мальчик обменял светлячка на самосвал? ( Вопрос-рассуждение .)

 

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила: - Ну, как твой самосвал…

•О чем мама спросила мальчика, когда они пришли домой и поужинали? (О самосвале.)

• Как отнеслась мама к тому, что мальчик обменял самосвал на светлячка?

(Учите детей делать выводы на основе прочитанного.)

• Как мальчик объяснил свой поступок? (Отвечая на вопрос, дети должны рассуждать над тем, что значил светлячок для мальчика.

 

Физкультминутка

Мы веселые жучки (маршируем)

Озорные светлячки (взмахи руками)

Мы жужжим,жужжим,жужжим, (взмахи рука)

В небо улететь хотим (легкие прыжки)

Мы с цветочка пьем нектар (присесть)

Солнечный медовый дар. (встать, помахать руками)

ЭТАП.

Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение.

Обсуждение:

1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

Вопросы к детям:

1. Назовите главных героев рассказа?

2. Кто из них вам больше понравился? Почему?

3. Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями?

4. Как чувствовал себя герой?

5. А какое чувство испытывали вы, когда слушали этот рассказ?

Обсуждение: пересказ текста.

 

Игра «Правда – неправда»,

Правда, что Дениска долго ждал маму?

Правда, что он играл с самолетом?

Правда, что самосвал ему подарил дедушка?

Правда, то Дениска пожалел и не поменял самосвал на светлячка?

Игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой героя)

Покажи мимикой Дениску, когда он ждал долго маму.

Покажи Мишку, когда он просил грузовик.

Покажи Дениску, когда он остался со светлячком.

Покажи маму, когда она узнала про обмен.

Обсуждение «Как бы ты поступил на месте героя».

Променяли бы вы игрушку на светлячка?

О чем заставил вас задуматься рассказ В. Драгунского «Он живой и светится »?

– С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить? Почему?

 

Воспроизведение:

Разыгрывание произведения с помощью пальцев,

Инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор.

Инсценировка диалога Дениски и Мишки, Дениски и мамы.

Придумай другой конец произведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: