Решение новых, нестандартных проблем, разработка креативных п рое кто ц, рождение новых и At1 и — псе эти уело и и я стимулируют сотруднике и* имекнцих потребность л творчестве. Их пркзлекает не-шц^данмое, о к и испытывают прилив анергии, осваивая новое интеллектуальное пространство л расширяя оозможноеги профессии. Творческий «полет» — истинное наслаждение для таких людей, и мм не заменить сладость тиорчестьа никакими лы'отами или бонусами.
Неудивительно, что нередко эти сотрудники отказь!ваю'1-ся от повышения v должности: выполнение управленческой работы влечет за собой упеличение адммнистрйтипных обязанностей, которые будут мкшат1* профессиональному таорчестпу.
Креативные гофудкики нуткдаютсл в сиободном графике, наличии технических срасти, uojложности гголучатьсвежую информацию и ра-ботаггь и команд, которая выполняет пюрчеекпе залачи. Такие ребята Moiyr работать ь небольагом и совсем не престижном помещении, они не любят официальной одежды, ходят о свитерах и носят серьги и- ушах, могут сидеть сутками, спорить, бе с конечно курить и пить кофе, но выдают великолепный результат, поражающий воображение самых именитых профессионалок. Глаиное Аля них; «Чтобы не мешали за- интересной рабаггой». Сл^доиательно, воаможностьпрофес- — лучшая мотивация лая таких еотрудникоп.
При проведении корпоративного тренинга в проектной мастерской я обратила внимание на архитектора, который активно выступал в защиту своих идей. Необычный стиль речи, образный яэын, умение привлекать «себе внимание и убеждать при помощи фактов и аргументов выделяли его из общей группы сотрудников. Безусловно, в своей группе он был авторитетны м л и деро м.
|
Глава 3- Потребности сотрудников и персональные мотиваторы [ 95 J
При обсуждении результатов тренинга с руководством мастерской мне
сказали, что этому сотруднику не раз предлагали стать начальником отдела, но он постоянно отказывается. В чем дело? Причина такого поведения явно заключалась в том, что архитектора привлекала творческая сторона его профессии и он осознанно избегая административных нагрузок.
В другой компании, занимающейся производством программного обеспечения, я проводила интервью с участниками перед тренингом и обратила внимание на очень утомленного сотрудникэ. В беседе выяснилось, что два года на зад он стал руководителем отдела, но любит заниматься созданием новых компьютерных программ. Поэтому он берет работу домой и ночью с увлечением сидит за компьютером. В результате он слит три-четыре часа в сутки, но отказать себе в удовольствии работать за компьютером не может.
Поскольку потребность в творчесзе, если она есть, должна быть удовлетворена, для этот сотрудника выходом из положения было бы снижение административной нагрузки за счет делегирования ее своему заместителю. Увеличение рабочего времени, отдаваемого творчеству, было бы для него сильным мотивирующим фактором.
Мотивация сотрудникор, испытывающих потребность в творчестве.
• Формулируйте творческие, нестандартные задачи.
• Говорите так: «Этого еще никто не делал! Мы будем первыми,
кто это сделает!»
• Создавайте условия для свободного графика работы*
• Не проявляйте директивное™ и жесткости о управлении,
• Помните, что контроль должен быть минимальным.
|
• Поощряйте работу в команде,
• Поддерживайте креативного лидера.
• Обеспечивайте его техническими и информационными ресур-
• Регулярна прослушивайте креатииные проекты на совещаниях.
• Организуйте «мозговые штурмы» по решению креативных за
дач, контролируйте результаты таких обсуждений, внедряйте наи
более интересные идеи.
• Организуйте на новогоднем корпоративном празднике прояв
ление спонтанного творчества, например песенные выступлений
наиболее активных сотрудников (выбор песен, запись фонограмм,
подарки персоналу с аудио- и видеозаписями выступлений со
трудников).
[ 96 ] Эффективная мотивация персонала