Виды деятельности, в которых ярко прослеживается психологическая готовность к школе




У ребенка в норме в старшем дошкольном возрасте все рассматриваемые психологические процессы формируются правильно и проявляются в различных видах деятельности.

Игра – первый и основной вид совместной деятельности – первая продуктивная деятельность ребенка; своеобразным становится мышление, начинает появляться логическое мышление; совершенствуется речь.

Мышление. От выяснения наиболее простых, лежащих на поверхности связи и отношений, вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей – отношения причин и следствия, то есть установление причинно-следственных связей. В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явления не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (стол упал, потому что сломалась ножка).

Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждении к более правильному их пониманию. На уроках ребенок не поймет взрослого, если не сумеет выполнить мыслительных действий, на которые ему указывает взрослый и от которых зависит успех его деятельности.

К концу дошкольного возраста деятельность детей усложняется, появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямой, а косвенный и для достижения его необходимо будет учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Простейшим примером может служить отскакивание мяча от стенки или пола: прямой результат действия здесь заключается в том, что мяч ударяется о стенку, косвенный в том, что он возвращается к ребенку. Задачи, где необходимо учитывать косвенный результат, возникают в играх с механической игрушкой, в конструировании.

Если у ребенка в старшем дошкольном возрасте хорошо развиты мыслительные процессы, то он начинает овладевать моделями. В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей. Ребенок выявляет и учитывает эти связи при решении стоящей перед ним задачи. Отображение объективных связей - необходимое условие усвоения знаний. В деятельности взрослых наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими: план помещения, географические карты, модель звукового анализа слова.

Образное мышление становится основой для усвоения обобщенных знаний. Это представление о состоянии части и целого, о зависимости строения тела животных от условий их жизни. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важного для развития познавательных интересов ребенка. Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать и пользовать обобщенные знания – не единственное направление в развитии образного мышления дошкольника. Важное значение имеет то, что представления ребенка постоянно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядным образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменить их взаимное расположение.

К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом ни трудился.

Подводя, итог этому разделу хочется сказать, что все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление взаимосвязаны. Недоразвитие одного из них обязательно скажется на мышлении. Если у ребенка страдает восприятие или внимание, то он плохо усваивает материал, плохо его запоминает, а значит, неточно сделает выводы о полученных знаниях. Внимание помогает удерживать цель познания и контролировать ее достижение. Если у ребенка плохая память, то не будет базы для мышления, не на что будет опираться. Поэтому, все психические процессы необходимо развивать, готовить ребенка к школе.

Значение мышления очень велико для жизни, так как человек постоянно мыслит: на занятиях, на уроках, во время игры, при планировании определенных действий, во время продуктивной деятельности, во время опытов. Если мышление будет развито слабо, то ребенок будет плохо учиться по математике.

Во время игры ребенок не сможет запланировать, что нужно для самой игры, не сможет выйти из затруднительной ситуации, решить головоломки, ребусы. И конечно, если страдает мышление, то и страдает речь, так как мы мыслим через речь. Речь и мышление взаимосвязаны. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы, то есть речь превращается в орудие интеллектуальной деятельности, в средство решения задач. Необходимо, чтобы каждый ребенок правильно классифицировал материал и объяснял, почему он так делает.

Методика № 1.

Ребенку дается набор картинок из разных классификаций: мебель, одежда, транспорт, домашние животные... Необходимо разложить картинки так, чтобы они подходили друг другу, и объяснить почему, назвать группу классификации. С этим заданием будущие первоклассники должны справиться на 100%.

Методика № 2.

Ребенку дается задание определить, что здесь лишнее и почему. Предлагаются следующие наборы картинок:

1. стул, стол, коза, диван.

2. картошка, виноград, капуста, свекла.

3. медведь, лошадь, собака, кошка.

4. самолет, трамвай, автобус, дом.

С этим заданием 7-летний ребенок тоже должен справиться полностью. Проверить уровень мышления ребенка можно с помощью задач:

5. Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы:

"Это вам на зиму внуки

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте".

Сколько всех, пересчитайте?

 

6. Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Можно предложить детям задание: пройти по лабиринту; составь картинку из частей.

Так, с помощью простых заданий, упражнений, можно определить уровень мышления детей.

Речь. В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка. Готовность или неготовность ребенка к началу школьному обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной или письменной, ему предстоит усваивать свою систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладевать чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь. К моменту поступления в школу, у ребенка должны быть сформированы все звуки, ребенок должен хорошо их дифференцировать, чтобы не слаживать их на письме. Интенсивно растет словарный состав слова. У дошкольников он очень большой, более 3000 слов. Развивается и совершенствуется грамматический строй речи.

Речь имеет много важных функций. Одна из них – это коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем возрасте ребенок пользуется речью как средством общения: задает вопросы, дает ответы. Затем ребенок может пересказать сказку, объяснить что-то.

Следующая функция речи - это планирующая. На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением. В раннем возрасте ребенок практически действует с предметами и с помощью речи обращается к взрослому за помощью.

В старшем дошкольном возрасте ребенок с помощью речи может рассказывать о запланированной деятельности или игре.

Следующая функция речи - это знаковая. В игре, рисовании и в других видах продуктивной деятельности ребенок открывает для себя возможность использовать предметы – знаки в качестве заместителей отсутствующих предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл графических построений. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности – слово. Слово выступает как своеобразный знак, используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

Последняя функция речи – экспрессивная. Генетически это самая древняя функция, свойственная всем высокоорганизованным животным. Вся эмоциональная сфера работает на экспрессивную функцию речи, окрашивая ее коммуникативную и все остальные стороны. Экспрессивная функция сопутствует всем видам речи, начиная от автономной (речи для себя). Общаясь с другими людьми, ребенок в речи проявляет свое эмоциональное отношение к тому, о чем он стремится рассказать, или к самим участникам общения. Экспрессивная функция пронизывает не только невербальные формы общения, но и влияет на построение речи ребенка. Эта особенность детской речи делает ее весьма выразительной.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка помогают поискам путей решения задач. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.

Очень высока роль речи в игре. Играя, ребенок проговаривает за куклу, общается со сверстниками, планирует свою игру.

Речь активно включается в усвоение знаний, в сенсорное развитие, в развитие мышления, пространственное, в эстетическое воспитание ребенка, в формирование его деятельности и личности.

Таким образом, речь – это один из показателей психологической готовности ребенка к школе. Рассмотрим, как же происходит обследование речи дошкольников.

Вначале логопед смотрит правильность произношения звуков. Ребенку предлагаются картинки, где нарисованы предметы с более сложными по артикуляции звуками: свистящие, шипящие, сопоры. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине, в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения. Исключения составляют звуки [з], [ж], которые в конце слова оглушаются.

 

Например:

з – зонт, коза;

р – рука, арбуз, тигр;

ж – жук, ежи;

л – лук, волк, стол.

Затем логопед проверяет фонематический слух. Дошкольник должен четко различать на слух все звуки речи, так как это необходимое условие при овладении грамотой. Если ребенок не различает звуки речи на слух, то и на письме он их не будет различать.

Необходимо различать следующие условия:

1. Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча, на них показывает.

2. Не следует смотреть на называемую картинку, так как некоторые наблюдательные дети следят за направлением взгляда взрослого.

3. Картинки называются в разной последовательности.

Итак, представляются следующие картинки:

с-ш – миска - мишка;

з-ж – роза - рожи;

р-л – рожки - ложки;

с-з – зайка - сайка;

ш-ж – Саша - сажа и т.д.

Даются другие задания: хлопнуть в ладоши, когда услышишь нужный звук (например: [ж]):

7. среди звуков: ш, ж, с, з, ж;

8. в слогах: ша, жа, са, за, ша, жа;

9. в словах: жук, пожар, тарелка, жираф, лампа, лужа и т.д.

Так же дается задание придумать слова на заданный звук.

Затем логопед проверяет у ребенка звуковой анализ слов. Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все соответствующие его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слова.

Даются задания:

1. определи место звука в слове;

2. определи, какой звук первый, последний.

Проверяет логопед и словарный запас слов у ребенка. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2500 слов. В нем должны быть существительные, прилагательные, глаголы, (существ) числительные, местоимения, союзы, предлоги.

Даются задания:

3. какие ты знаешь деревья, ягоды;

4. какого вкуса лимон, соль, сахар;

5. назови противоположное слово;

6. скажи, как сейчас на улице? (наречие);

7. как передвигается человек, лягушка, птица.

Затем логопед проверяет сформированности грамматических систем.

Необходимо выяснить, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующие в языке закономерности словоизменения и словообразования.

Даются задания:

8. образовать множественное число предметов; скажи ласково, уменьшительно (стул – стульчик);

9. образование прилагательных (дом из камня – каменный).

В конце определяется овладение связной речи. Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. До овладения связной речи следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале сказок. Затем, ребенок должен сам, глядя на картинку составить рассказ. Можно составить рассказ по серии картинок. Это более легкий вариант, так как это своего рода план рассказа.

Таким образом, речь ребенка должна быть полноценна со всех ее “сторон”. Если в каком-то ее звене есть отставание в развитии, необходимо заниматься, чтобы предупредить появление в дальнейшем очень многих школьных проблем, так как речь является одним из показателей сформированности психических процессов (мышления, памяти).

Игра. “Это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности,” – писал В.А. Сухомлинский. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребностью – войти в мир взрослых, вступить с ним в сотрудничество. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они не играют молча.

Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет разговор с воображаемым участником игры. Речевое сообщение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный разговор в игре выполняет огромную функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.

Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения; является своеобразной формой активной познавательной деятельности. Дети включаются в разные виды игр – подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые. В игре ребенок моделирует сначала действия с предметами (варит суп в кастрюльке; причесывает куклу), а затем взаимоотношения между людьми (медсестра аккуратно делает пациенту укол; воспитательница заботливо одевает детей на прогулку). Этот сложный вид деятельности состоит из многих компонентов: игровые действия, игровые предметы, правила, игровые взаимоотношения. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, на развитие личности. Здесь формируется умение подчиняться требованию “надо”, а не “хочу”, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция сознания, как умение замещать один предмет другим, например, скакать на палочке, как на коне. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила игры; регулирующие его поведение образы становятся более обобщенными, в отличие от образа конкретного персонажа в игре. К моменту поступления в школу дети способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями. В ходе игры у детей формируется творческое воображение (придумывание персонажей и действия с ними), развивается произвольная память (необходимо запомнить и точно передать в игре действия взрослого; игры с правилами); совершенствуется речь (все свои действия ребенок проговаривает).

Таким образом, через игру ребенка можно проследить, как сформированы у него психические процессы. В игре ребенок развивает и совершенствует память, мышление, внимание, воображение.

Рисунок. Это один из продуктивных видов деятельности. Методика рисуночного теста в мировой практике используется как диагностика интеллекта, а так же для выявления индивидуальных особенностей характера и личности. Дети, в известном смысле все являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и таким образом может служить показателем психического развития. По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл.

Детство – период интенсивного становления физических и психических функций. В первые годы жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, так же сенсомоторной координации. От хаотичного восприятия пространства ребёнок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании образов, помогает овладевать формами, координировать моторные акты. Характерными особенностями детского рисунка является отражение этапов развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования. Дети до 6лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху.

Изобразительная деятельность требует согласования многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует так же согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а так же абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Ознакомление окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переписывает, несмотря на нехватку слов. Специалисты считают, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект и мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С. Выготский даже назвал детское рисование графической речью. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знанием, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Рассмотрим этапы развития изобразительной деятельности ребенка. Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. Главное для ребенка – след на бумаге. Затем стадия “каракулей”. Это всевозможные прямые, ломаные линии. Затем стадия бесформенных изображений. Ребенок стремится выразить какой-то образ. Это происходит в 3-4 года. На 5 году жизни ребенок вступает в стадию схематического изображения. Например, фигура человека. Следующая стадия – стадия правдоподобных изображений. Ребенок отказывается от схем и пытается воспроизвести действительный вид предметов.

Природа становления изобразительной деятельности наглядно прослеживается на уровне нормального развития и при умственной отсталости. При этом со всей очевидностью выступает диагностическая ценность графической продукции как показателя уровня интеллектуального развития.

Существует диагностика интеллекта методом рисуночного теста. Это тест Керна-Йирасека. Тест включает в себя 3 задания: рисование фигуры по представлению; графическое копирование фраз из письменных букв; срисовывание точек в определенном пространственном положении. Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонко-двигательных координаций. Без этого невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.

№ 1. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дается лист бумаги. Взрослый говорит: “Здесь нарисуй дядю так, как ты умеешь”.

№ 2. Графическое копирование фраз.

Взрослый говорит: “Посмотри, здесь что-то нарисовано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое”.

№ 3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении. Взрослый говорит: “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать”.

Оценка результатов:

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть: голова, туловище, конечности, шея. На голове – волосы, уши, глаза, нос, рот. На руках пальцы (с пятью пальцами). Должны присутствовать признаки мужской одежды.

2 балла – те же требования, как и в оценке 1, но возможно отсутствие шеи, волос, 1 пальца руки, но не должна отсутствовать какая-то часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности (2 линии). Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечности. Каракули.

1 балл – высокий уровень интеллектуального развития;

2 балла – средний уровень;

3 балла – ниже среднего;

4 балла – низкий уровень;

5 баллов – очень низкий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: