Порядок разбора слова по составу.




Фонетический разбор слова.

2. Поставить в слове ударение.

3. Сколько в слове слогов?

4. Сколько гласных?

5. Сколько согласных?

6. Записать буквы столбиком. Какими звуками обозначены?

7. Дать характеристику каждого звука:

Согласные звуки: твёрдые или мягкие, парные или непарные (пара по твёрдости/мягкости), глухие или звонкие, парные или непарные (пара по глухости/звонкости).

Гласные звуки: ударные или безударные

8. Количество звуков и букв в слове

Пример:

Семья – 2 слога, 2 гл., 2 согл.

с [ с] - согл., мягк.,парн., глух., парн.[з]

е [ и ] - гласн., безударн.

м [м ] - согл., мягк.,парн., зв., непарн.,

ь [ - ]

я [ й ]- согл., мягк.,непарн,. зв., непарн.

[ а] - гласн., ударн.

_______________________

5 букв, 5 звуков

 

 

Морфологический разбор имени существительного.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).

3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п.,

опред.

 

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

1. Часть речи.

2. Начальная форма.

3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

5. Морфологический разбор местоимения.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им.п.).

3. Лицо.

4. Число.

5. Род (только в 3 лице ед.ч.).

6. Падеж.

7. Роль в предложении.

 

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

 

 

Порядок разбора слова по составу.

1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

2. Выдели основу слова.

3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.

5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

 

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • пришкольный — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • ледокол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • позвала — глагол с приставкой, окончанием, суффиксом а и суффиксом л, который не входит в основу
  • быстро — наречие с суффиксом, не имеет окончания

7. Разбор предложения

1. Какое по цели высказывания? (повествоват., вопрос., побудит.)

2. Какое предложение по интонации? (воскл., невоскл.)

3. Распространенное оно или нераспространенное?

4. Простое или сложное?

5. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

6. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

7. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

8. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

9. Ставим вопрос от второстепенного члена к второстепенному.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.

(Повествоват.,невосклиц., распростр.,простое)

Что? Грибы - это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя.

Задаем вопрос от сказуемого.

Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство места.

Пошли (после чего?) после дождей – это дополнение.

После дождей (каких?) теплых – это определение.

 

Член предложения Обозначает/ показывает Отвечает на вопросы Подчеркивается Выражено
Подлежащее о ком или о чем говорится в предложении кто? что? Сущ., местоим.
Сказуемое называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он что делает? что делал? что будет делать? каков? Глаголом, кратким прилаг., существитель ным.
Определение признак предмета какой? какая? какое? какие? чей? чья? Прилагательн., местоимением, числительным
Дополнение на какой предмет или явление направлено действие кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Существитель ным, местоимением
Обстоятельство как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Наречием, существит. с предлогом

 

 

Знаки препинания при однородных членах:

О, О

О и О

О или О

О, а О

О, но О

И О, и О, и О, и О

Или О, или О, или О, или О



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: