Теория.
Презентация https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-natasha-rostova-651403.html
Видеоурок https://yandex.ru/video/preview?filmId=12326935937691996837&text=%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%20&path=wizard&parent-reqid=1585016021377587-1268325718964605534400133-vla1-2339&redircnt=1585016070.1
2. Практическое задание- в видео представлены вопросы, на которые нужно ответить письменно в тетради.
Практическое задание необходимо отправить на электронную почту pastyhova.abaza@mail.ru
По всем вопросам звоните по тел. 89134421123, можно писать на WhatsApp//Viber.
Тема: ПР №39. Отечественная война 1812 г. – художественное открытие Л. Толстого. «Гроза двенадцатого года». Бой на батарее Раевского.
Теория
К нам Лев Толстой
Приходит в раннем детстве.
И с той незабываемой поры
Живут вокруг меня с реальностью в соседстве
Его необычайные миры.
Я в них вхожу, их тайны открываю.
То как Болконский на войну иду,
То как Наташа первый бал танцую
И вместе с нею в лунну ночь не сплю.
Сквозь годы вновь и вновь передо мною
Сраженье Бородинское встает.
То падает Андрей, смертельно раненный,
То Пьер снаряды в ящиках несет.
То груды тел, убитых и израненных.
И бегство Бонапарта из Москвы.
Россию на колени не поставили,
Позорный крест с собою унесли.
Я за полночь от книги отрываюсь,
Сквозь сон шепчу героев имена.
Всей жизни мне отпущенной не хватит,
Чтоб до конца познать Толстого Льва.
Действительно, чтобы до конца познать творчество Толстого, не всегда хватает целой жизни. Итак, перед нами роман-эпопея «Война и мир». Семь лет титанического труда. Сегодня речь пойдет о Бородинском сражении. В «Войне и мире» детально описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу. Писатель изображает отдельные участки боя, переносит нас из лагеря русских в лагерь французов, где ряд сцен рисует с точки зрения Пьера, показывает и полководцев, и простых людей. Все творение великого писателя проникнуто мыслью о национальном достоинстве русского народа. В основе сюжета романа – поток истории, поток жизни. Роман Толстого утверждает античеловеческую сущность войны, когда гибель десятков тысяч людей становится результатом честолюбивых замыслов одного человека. Давайте проверим домашнее задание, опираясь на ваши рабочие материалы прошлого урока, реализм изображения войны в романе и зачитаем фрагменты текста. (страницы и главы отмечены, поэтому работа не занимает много времени)
|
- Тяжесть войны:
а) предельное напряжение физических и моральных сил людей
т.1,ч.2, гл 13, стр 216;
б) страдания и смерть людей
«В темноте как будто текла невидимая, мрачная река…
«Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же»
Т.1,ч.2,гл. 21, стр. 250
Смерть молоденького офицерика и веселого солдатика в Бородинской битве.
Смерть Пети Ростова;
Смерть Андрея Болконского.
в) материальные жертвы (сожжение городов, деревень, грабежи мародеров)
2. Сложность войны:
а) многочисленность участников военных действий;
б) значение общей настроенности армии;
в) большое значение личной инициативы (батарея Тушина, рота Тимохина)
3. Выносливость, жизнерадостность, трудолюбие, не покидающее крестьян – солдат даже в условиях тяжелого похода как проявление их физической и моральной силы. Т. 1,ч.2, стр. 160-166
4.Стойкость и мужество солдат в тяжелых трудах и опасных войнах.
|
(Шенграбен – Т.1, ч.2, гл. 17-21, стр 231 – 235)
5.Героизм солдат регулярной армии, ополченцев, партизан при защите родины и непреодолимая сила русской армии
Т.3, ч.2, гл.23,34
Т.4, ч.3, гл.1
6. Человеческое отношение к пленным.
Т.4,ч.4, гл.6,9, стр. 533,. 561.
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
В августе 2012 года Россия будет отмечать 200-летие Бородинского сражения. Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну. Обратимся к нашим рабочим листам. Эта несложная выборка помогает отчетливо представить строение кульминации романа, ту роль, которую играют важнейшие его герои. Из 21 главы 5 – авторские рассуждения, в 7 главах главное действующее лицо – Пьер, в 4 – князь Андрей, в 4 – Наполеон. Кутузов появляется в 4 главах, но лишь в одной главе его можно считать главным действующим лицом.
Глава | Основное содержание | Ключевые слова | Кинофрагменты Фильма «Война и мир» |
№ 19 | 25 августа. Рассуждения Толстого о существе и ходе Бородинского сражения | Требование народного сражения | |
№ 20 | Пьер выезжает из Можайска. Дух армии и народа | Всем народом навалиться хотят | К/.ф |
№ 21 | Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск. | Бородинская панорама | |
№ 22 | Пьер в свите Кутузова | Случайные разговоры и реплики | |
№ 23 | Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга | Обзор Бородинского поля | |
№ 24 | Князь Андрей. Размышления о жизни. Приезд Пьера. | Война величайшее зло и страшная необходимость | |
№ 25 | Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. | Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма. | К/.ф |
№ 26 | Наполеон в стоянка у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении. | Ложь, позерство | |
№ 27 | Наполеон готовится к бою. | Для него будущее сражение – игра, которую надо выиграть. Для этого надо правильно расставить шахматы. | |
№ 28 | Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы. | Отношение автора к герою | |
№ 29 | Наполеон перед боем. | Он едет к Шевардину | |
№ 30 | 26 августа. Пьер со штабом Кутузова на кургане в Горках. | Красота панорамы выражает торжественность минуты | |
№ 31 | Пьер на батарее Раевского. | Семейный кружок, скрытая теплота. | К/.ф |
№ 32 | Борьба за батарею Раевского. | Пьер уходит с поля сражения. | |
№ 33 | Наполеон на поле Бородина. | Попытки руководить ходом сражения. | К/.ф |
№ 34 | Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны. | Русские не отступают. | |
№ 35 | Кутузов на поле сражения. | Руководит духом армии. | К/.ф |
№ 36 | Полк кн. Андрея в резерве. Ранение князя. | Страстный порыв к жизни, любовь | |
№ 37 | На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным. | Сострадание, любовь | |
№ 38 | Автор о Наполеоне (использованы письма и мемуары Наполеона) | Осуждение Наполеона | |
№ 39 | «Пламя сражения медленно догорало» | Страшный вид поля сражения. Нравственная победа русских | К\.ф |
5. Просмотрите фрагменты из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир»
|
- Пьер на кургане наблюдает подготовку к сражению
- беседа Пьера с Андреем;
- Пьер на батарее Раевского
- Наполеон на Бородинском поле;
- Кутузов на Бородинском поле;
- Ранение Андрея Болконского.
Выводы по уроку:
Итак, огромный роман, состоящий из четырех томов, семнадцати частей, трехсот шестидесяти одной главы, в которых действует более пятисот героев, воспринимается нами как целостное поэтическое произведение. Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исторического процесса – народ. Все события и все герои романа даны в отношении к войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Народ в романе Толстого – это не только социальная, но и нравственная категория. Народ, по мнению Толстого, - это все лучшее, что есть в русской нации.
Практическое задание
Составить план к сочинениям:
- Образ народного полководца в «Войне и мире».
- Изображение истинных героев и истинного героизма в романе Л.Н.Толстого.
Практическое задание необходимо отправить на электронную почту pastyhova.abaza@mail.ru
По всем вопросам звоните по тел. 89134421123, можно писать на WhatsApp//Viber.