Анкетирование - это опрос сотрудников при помощи специального бланка-анкеты, на котором сформулированы вопросы по выявлению их интересов и потребностей (Приложения 1» 2, 3, 4)-
[ 144 ] Эффективная мотивация персонала
Оно может быть сплошным (опрашиваются все сотрудники компании) или выборочным (опрашивается одно подразделение или определенная категория сотрудников).
Анкетирование может быть именным, когда каждый отвечающий описывает ь анкету свое имя, и анонимным, когда сотрудник отвечает на поставленные вопросы, но своего имени не указывает.
Объем анкеты имеет большое значение для работающих и, конечно же, запятых людей, Если в анкете мало вопросов, можно получить фрагментироеанныи материал.- Но не стоит увлекаться объемными анкетами. Если вопросов в анкете окажется слишком много, люди будут испытывать трудности при ответах в силам с нехваткой времени и необходим остью спешить. Оптимальный формат анкеты — от 5^7 до 10-12 вопросов.
Анкета, как правило, состоит из нескольких разделов, Периый из них содержит обращение к сотруднику (респонденту), объяснение цели анкетирования и краткое описание того, как отвечать на вопросы. Второй раздел состоит из вопросов, третий - содержит благодарность за ответы. Если анкета именная, то в конце ее есть графа, и которой сотрудник фиксирует информацию о себе («паспортичка>>). Образеи анкеты приведен ниже.
АНКЕТА
Уважаемые коллеги!
Руководство компании и отдел по персоналу проводят анкетирование сотрудников с целью выявления их ведущих потребностей. После анализа результатов анкетирования будут разработаны конкретные меры по разработке системы мотивации в компании (по оптимизации системы мотивации в компании).
|
В анкете предложены восемь вопросов и представлены несколько вариантов ответов. Подчеркните те ответы, которые совпадают с вашим мнением.
Вопрос:... Ответ: „. Вопрос: ...
ФИО___
Воэ ра ст_
Образование.
Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 145 ]
Стаж работы в компании
Должность, подразделение _________ ______
Благод&рим вас за участие в анкетировании. Руководство компании, отдел по персоналу.
В хорошей анкете, как прапило, представлены разные типы вопросов, закрытых или открытых,
Принеду пример закрытого вопроса, в котором представлены несколько альтерпспив огвеюп. Сотрудник можег выбрать тот из них, который соитиетстиует его мнению
Подчеркните, какие условия труда наиболее значимы для вас?
• Самостоятельность в работе.
• Стаб нл ь и а я ра б ота б ез /гр озы у вол ы-ten и я.
• Возможность повышать профессиональный опыт.
• Работа в подчинении авторитетного руководителя.
• Справедливая оценка работы.
• Возможность видеть результаты своего труда.
• П ерспекти ва ка р ье р но го роста и g азм ожност ь стат ь ру ко в од ител е м.
• Достаточная информация о том, что происходит в компании, участие
в решении актуальных проблем компании.
• Решение амбициозных задач и возможность проявить свои конкурент
ные
Закрытые вопросы могут содержать не только варианты ответов, но и перечисление разных оценок относительно поставленного вопроса. Для выявления при обработке результатов анкегироиания преобладания тех или иншх мотиваторов желательно, чтобы число вариантов предлагаемых отяетои было нечетным.
|
Руководство ком па ник ре шило проводить корпоративные праздники только дли сотрудников, без приглашения членов их семей. Выразите свое мнение по этому вопросу [подчеркните)
• Совершенно согласен-
• Согласен.
• Согласен, но не совсем.
• Несогласен.
• Совершенно не согласен.
[146 ] Эффективная мотивация персонала При закрытом вопросе могут быть другие варианты ответов,
4. Согласны ли вы, что система мотивации, существующая s нашей компании, является эффективной? Подчеркните нужный ответ,
• Да.
• Скорее, да,
• Не знаю,
• Скорее, кет.
• Нет.
В анкете могут быть также открытые вопросы h не имеющие заранее приготовленных ответов, на которые сотрудник может отвечать в свободной форме и В этом случае после вопроса дается несколько сюбодных линеек, нтобы респондент мог вписать свои ответ,
7. Напишите, какие другие условия работы являются для вас важными:
Вопросы о анкете MOtyr быть полузакрытыми или комбинирован-
Подчеркните, какие условия работы для вас являются наиболее важными?
• За работная плата.
• Режим работы.
• Отн ош ен и е с d сторон ы руко водств а.
• П родолжителъность и удобство дороги на работу.
• Перспектива роста и построения карьеры,
• Получение профессионального опыта.
• Организация профессионального обучения.
Если здесь не названы важные для вас условия, напишите.
Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 147 ] Кроме того, и анкете могут быть прямые вопросы.
10. Знаете ли вы, что & отделе персонала можно полунить исчерпывающую
информацию по системе мотиваторов, существующих в нашей компании?
|
11. Что выдумаете о планируемом выезде в пансионат всем отдел ом в следу
ющие выходные?
12. Выскажите ваше мнение по поводу корпоративного праздника, прове
денного на прошлой неделе?
13. Удовлетворены ли вы своей работой в отделе продаж?
14. Считаете ли вы, что некоторые факторы мотивации, принятые s нащей
компании, нуждаются в изменении или доработке?
В некоторых случаях, когда задаются сложные, щепетильные вопросы, они могут быть сформулированы в осторожной, зондирующей или косвенной форме.
■ -. w ■ -■■-..ь..тт.-------------------------------------- ■ь-._..
15. Некоторые люди считают что система мотивации, принятая в нашей
компании, нуждается в улучшении. А как думаете вы?
16. Иногда сотрудники высказывают недовольство существующей органи
зацией труда в нашей компании. Что вы думаете по этому поводу?
Как проводить анкетирование? Казалось бы, нет ничего проще: раздать анкеты сотрудникам, а потом собрать их. Но это не так.. Б проведении анкетированкя есть обязательные правила., которые необходимо знать.
Во-первых, проявление открытости и доверия сотрудников при анкетировании зависит от того, как представил цели опроса анкетер. Так же как в случае интервью, неправильно говорить о целях, которые важны непосредственно для отдела персонала.
Например, неправильно так формулировать цели анкетирования: «Здравствуйте! Сегодня я выдам вам анкеты. Вы должны их заполнить и отдать мне. Это обычное анкетирояа^^е, которое, как вы знаете, регулярно проводится в нашей компании». В такой формулировке цели анкетирования содержатся две ошибки: здесь нет условий для мотивации сотрудников отхрыто отвечать на вопросы анкеты и отсутствует указание на то, какие позитивные улучшения ожидаются в их работе после анализа результатов анкетирования.
[148 ] Эффективная мотиваций персонала
Необходимо правильно формулировать цели анкетирования: «Здравствуйте? Мы проводим анкетирование по вс<!х ведущих подразделениях ил шей компании. Анализ результатов опроса будет положен в основу оптимизации (улучшения) системы мотивации в нашей компании. На соиетании руководитель компании обязательно выступит с докладом п и ре зул ьтата и ан ксги рова н и я и с во t 1 м и п редложе и и >i м г-г. Кр о.\ te то со, ni.r можете получить информацию по анализу результатов шгкетирива-ния на нашем корпоративном сайте (□ корииратит-юй raaerf) »,
Во-иторых, нежелат^льноотдаиатьаккеты сотрудникам длл загюл-н^Н1/1я их дома. Чтобы полу чип- максимально поз мол not- число соз-вращенпых анкет, жслателвно собрать их через 15-30 минут г:осле раздачи, то еда будет обеспечен полный vi oncpa-1'тшыи сбор всех ч ы-даннык анкет. Если анкеты выдаются сотрудникам на дом, их возврат может быть очень низким, й некоторых случаях иозиращ;штся лишь Ю-15 % or не его числа выданных анкет.
Рекомендуется тйкже, чтобы каждый сотрудник заполнил аякету в присугст&ии анкетера. Если же анкетер выдал в подразделении (отделе, цехе) анкеты, с тем чтобы забрать нх: через полчаса-час, он может получить не индивидуальные, а общие ответы, которые люди договорились сформулировать после группового обсуждения. Замечено также, что если анкеты выдаются на дом, либо их заполняют всей семьей сотрудника, либо он поручает заполнить анкету супруге (супругу) или ребенку. Естественно, в этих двух случаях результаты анализа анкетирования будут неинформативными.
Анализ результатов анкетирования обычно проводится б процентном выражении.
Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что 40 % опро-щенныхсчитают, что._ 15 %эыраэили
Итак, преимущество анкетирования по сравнению г методом интервью заключается d оперативном сборе большого массива информации по иьтявлскгию мнений и позиций всех сотрудников или определенной груплы относительно существующей илм разрабатьшаемой системы мотивации.
В качестве недостатка анкетирования можно ]4Ыделить тот факт, что при помощи этого метода удается собрать лишь поверхностную информацию о существующей или желаемой системе мотивации
Глава 5, Методы выявления потребностей персонала [ 149 ]
персонала. Поэтому, если и компании существует отдел персонала и у его работников есть время и силы дал получения действительно достоверной: информации о мнениях сотрудников, анкетирование рекомендуется применять вместе с такими методами, как интериью и тестирование.