Шувалова И.В.
Сроки реализации:
с февраля 2021г. по май 2021г.
Г. Ужур, 2021 г.
Социальный проект:
«Бабушка плюс Интернет»»
Аннотация | «Человек никогда не стар настолько, чтобы не учиться» Томас Мидлтон Демографический кризис, пандемия ведет к необходимости включения в социальную и трудовую деятельность лиц пенсионного возраста. Меняющаяся социально-экономическая среда, структурные изменения экономики, низкий уровень жизни диктуют необходимость обучения пенсионеров, как наиболее социально уязвимой группы. С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит. Проект направлен на создание условий социальной адаптаций пожилых людей к современной информационной среде.Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, использовать возможности Интернета в повседневной жизни. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения. | ||||||||||||
Проектная команда | Учитель информатики Бояркина Юлия Алексеевна. Учащиеся МБОУ Ужурской школы №6, 6А класс Воробьёва Александра, Ананьев Семён. Руководитель – учитель технологии Шувалова Ирина Викторовна. | ||||||||||||
Выбор проблемы | В условиях пандемии люди пожилого возраста испытывают одиночество, нехваткой общения, изолированностью. Это вызвано ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, коммерческую, политическую, энциклопедическую). | ||||||||||||
Актуальность | Цифровая среда давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимым средством общения. К сожалению, не все умеют использовать преимущества интернет-технологий. Многие пожилые люди, далеки от всех этих социальных сетей, электронной почты и прочих атрибутов on-line мира. Пожилые люди нуждаются не только в обучении современным технологиям связи, но и в общении, как живом, так и виртуальном. «Молодым» пенсионерам, только что ушедшим на пенсию, часто бывает очень трудно перестроиться и приспособиться к новому ритму незаполненной ежедневной работой жизни. Данный проект призван улучшить качество жизни пожилым людям за счёт освоения всех тонкостей работы с компьютером и интернетом, помочь пожилым людям преодолеть свои страхи по поводу современных интернет-технологий и обучить их всем тонкостям пользования интернетом и компьютером. | ||||||||||||
Цель/задачи | Основные цели и задачи проекта: - формирование у пожилых людей информационной компетентности как средства гражданской активности, преодоления социального одиночества, самореализации. Задачи проекта: • научить пенсионеров, как с помощью Internet осуществлять поиск нужной информации; • обучить пенсионеров использовать Internet как средство общения; • развить чувство уверенного пользователя ПК; • сформировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач. | ||||||||||||
Сбор и анализ информации | Проведя анкетирование, мы выявили следующие результаты: оказывается большинство наших бабушек и дедушек заинтересовано в освоении компьютера и Интернета, но часто боятся даже начать учиться пользоваться этими неизвестными ресурсами. Инициативная группа учащихся 6А класса решила обучить заинтересованных людей старшего поколения основам общения в социальных сетях Интернета. Данная проблема вызвана социальной изоляцией пожилых людей (особенно в условиях пандемии). Решается и проблема разрыва связи поколений. Наш проект решает её путем создания условий для обучения этой категории людей на базе школы №6. Главный слоган нашего проекта: «Сети все возрасты покорны!» | ||||||||||||
Разработка собственного варианта решения проблемы | Проведя опрос-анкетирование мы узнали, чтоесть пожилые люди, захотевшие посетить наши занятия. Большинству опрошенных по душе пришёлся Скайп, который они называют видео-телефоном. Скайп – уникальная программа, позволяющая совершенно бесплатно увидеться с родственниками и друзьями, вне зависимости от того, в каком месте земного шара они находятся в данную минуту. Основываясь на вышесказанном, мы решили: на базе компьютерного класса нашей школы разработать экспресс-курсы для людей старшего поколения с целью изучения Интернет-ресурсов. | ||||||||||||
Реализация плана действий | Проект реализуется с февраля 2021 года. Это бесплатные уроки интернет-грамотности для пожилых людей, включающие шесть уроков. Обучение разработано с учётом потребностей и социально-психологических особенностей пожилых людей, и будет построено на том, что опытные пользователи передают свои навыки новичкам. Посетители курсов становятся членами интернет-сообщества, чтобы иметь возможность дальнейшего общения в социальных сетях и освоения интернет-пространства. Теоретические занятия в этом курсе чередуются с практическими. Для того чтобы узнать подробности обучения и записаться на курсы, нужно было просто на анкете оставить свой телефон администраторам проекта «Бабушка плюс Интернет» для приглашения. | ||||||||||||
Предполагаемые мероприятия | Приложение 1 | ||||||||||||
Заинтересованные стороны | Желающие получить основы общения в Интернете (так-же люди с ограниченными возможностями здоровья), пожилые люди, их родственники, учащиеся школы, классный руководитель, органы социальной службы населения. | ||||||||||||
Юридическая правомерность действий | Согласно трудовому законодательству детям разрешается выполнять посильную помощь людям с согласия родителей или законных представителей. | ||||||||||||
Сильные, слабые стороны, возможности, угрозы (риски) | Сильные стороны: - у детей появится чувство уважения к старшим, желание помочь пожилым людям и инвалидам; - Интернет-пространство – бездонный колодец информационных материалов, общедоступных и для пожилых пользователей. Интернет способен активно стимулировать их умственную деятельность. Слабые стороны: страхи пожилых людей, связанные с компьютером и Интернетом; - страх перед необходимостью освоения объёмных знаний для пользования компьютером или Интернетом. | ||||||||||||
Предполагаемые мероприятия | Приложение 2 | ||||||||||||
Ожидаемые результаты | Обучение пожилых людей способствует их развитию и закреплению за ними значимого положения в современном мире. Они смогут разнообразить свой досуг и с интересом тратить свое свободное время. Безусловно, это можно считать способом улучшения качества жизни пенсионеров. У пожилых людей и инвалидов появится желание жить, они не будут чувствовать себя одинокими, брошенными. Приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет. | ||||||||||||
Ресурсы (собственные, привлекаемые, запрашиваемые) |
| ||||||||||||
Мониторинг и оценка проекта | Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам: • количество участников проекта – получателей услуг; • количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта; • наличие положительных отзывов участников образовательного процесса и участников проекта (волонтёров, родственников, служб социальной защиты населения, учащихся). Но основным критерием оценки успешности данного проекта будет устойчивая мотивация пенсионеров, прошедших обучение, практическое использование знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Для оценки результатов будут проводится анкетирование, беседы, наблюдения на занятиях. | ||||||||||||
Дальнейшее развитие проекта | Обучение практическому применению Интернета: запись на приём к врачу, заказ лекарства онлайн, расписание транспорта, пользование сайтом Госсулуги. Не выходя из дома, купить и распечатать билеты, внести плату за услуги ЖКХ. | ||||||||||||
Направление «Событийный проект»
Аннотация
«Человек никогда не стар настолько, чтобы не учиться»
Томас Мидлтон
Демографический кризис, пандемия ведет к необходимости включения в социальную и трудовую деятельность лиц пенсионного возраста.
Меняющаяся социально-экономическая среда, структурные изменения экономики, низкий уровень жизни диктуют необходимость обучения пенсионеров, как наиболее социально уязвимой группы. С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью – вряд ли уже кто-то поспорит.
Проект направлен на создание условий социальной адаптаций пожилых людей к современной информационной среде.Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, использовать возможности Интернета в повседневной жизни. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни людей старшего поколения.
Проблема
В условиях пандемии люди пожилого возраста испытывают одиночество, нехваткой общения, изолированностью. Это вызвано ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, коммерческую, политическую, энциклопедическую).
Актуальность
Цифровая среда давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимым средством общения. К сожалению, не все умеют использовать
преимущества интернет технологий. Многие пожилые люди, далеки от всех этих социальных сетей, электронной почты и прочих атрибутов on-line мира.
Пожилые люди нуждаются не только в обучении современным технологиям связи, но и в общении, как живом, так и виртуальном. «Молодым» пенсионерам, только что ушедшим на пенсию, часто бывает очень трудно перестроиться и приспособиться к новому ритму незаполненной ежедневной работой жизни.
Данный проект призван улучшить качество жизни пожилым людям за счёт освоения всех тонкостей работы с компьютером и интернетом, помочь пожилым людям преодолеть свои страхи по поводу современных интернет-технологий и обучить их всем тонкостям пользования интернетом и компьютером.
Проектную команду войдут: Учащиеся 6 А класса МБОУ СОШ №6
Цель:
- формирование у пожилых людей информационной компетентности как средства гражданской активности, преодоления социального одиночества, самореализации.
Задачи:
• научить пенсионеров, как, с помощью Internet осуществлять поиск нужной информации;
• обучить пенсионеров использовать Internet как средство общения;
• развить чувство уверенного пользователя ПК;
• сформировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Идея/ замысел возник:
Оказывается большинство наших бабушек и дедушек заинтересовано в освоении компьютера и Интернета, но часто боятся даже начать учиться пользоваться этими неизвестными ресурсами.
Инициативная группа учащихся 6А класса решила обучить заинтересованных людей старшего поколения основам общения в социальных сетях Интернета. Данная проблема вызвана социальной изоляцией пожилых людей (особенно в условиях пандемии). Решается и проблема разрыва связи поколений. Наш проект решает её путем создания условий для обучения этой категории людей на базе школы №6. Главный слоган нашего проекта: «Сети все возрасты покорны!»
Благополучатели: Пожилые люди старшего поколения, проживающие в районе школы №6.
Целевая группа: учащиеся 6А класса нашей школы, классный руководитель, учитель информатики, завуч по УВР.
Реализация программы позволит:
Обучить пожилых людей тонкостям работы с компьютером и интернетом, помочь им преодолеть свои страхи по поводу современных интернет-технологий, предоставить возможность общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, использовать возможности Интернета в повседневной жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Входное анкетирование
ФИО ________________________________________________________________
Возраст__________________
№ | Вопрос | Да | Нет |
Как Вы думаете, современный пожилой человек должен обладать навыками пользования средствами информационной коммуникации? | |||
Какими средствами коммуникации Вы пользуетесь? (телефон, компьютер) Подчеркните | |||
В каких целях используете телефон? | |||
Вы пользуетесь компьютером или ноутбуком? Если «ДА», то для чего? | |||
Если есть укажите свой e-mail (адрес электронной почты) | |||
Как Вы думаете, есть ли необходимость в обучении людей старшего поколения современной коммуникации в быту? | |||
7. | Хотели бы Вы посетить дополнительные занятия по этой теме на базе школы №6? (если ДА, оставьте свой телефон_____________________ для приглашения). __________________________СПАСИБО! |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Учебно-тематический план занятий
№ занятия | Дата | Тема занятия | Кол-во минут |
Входное тестирование: проверка знаний, умений навыков пользования персональным компьютером, ноутбуком. | 30 минут | ||
Основные понятия: сайт, программы-браузеры, безопасность компьютера. Создание электронной почты. Отправка и получение писем. | 40 минут | ||
Регистрация в социальных сетях (Одноклассники, В Контакте, Instagram, WhatsApp, Skype) | 40 минут | ||
Работа с поисковой системой в сети Интернет. Работа с фотографиями, видеофайлами, сохранение, отправка и получение информации. | 40 минут | ||
Работа с папками и файлами и внешними носителями информации (флэш-картой). Имя файла. | 40 минут | ||
Онлайн-досуг: просмотр фильмов, чтение книг, общение по интересам, чаты, форумы. | 40 минут |
.