Игра «Обобщающие понятия»




Игры с мячом для развития речи

Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
-Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
-Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
-Сова летает, а кролик?
-Корова ест сено, а лиса?
-Крот роет норки, а сорока?
-Петух кукарекает, а курица?
-Лягушка квакает, а лошадь?
-У коровы телёнок, а у овцы?
-У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Взрослый – Дети
Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы.
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге?- Медведь.
Вариант 2.
Взрослый – Дети
Где живёт медведь? – В берлоге.
Где живёт волк? – В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком шкаф – доской

Корова – телёнком велосипед – железом

Дуб – жёлудем рубашка – тканью

Рыба – икринкой ботинки – кожей

Яблоня – семечкой дом – кирпичом

Лягушка – головастиком сильный – слабым

Бабочка – гусеницей взрослый – ребёнком

 

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Взрослый - Дети

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Ягоды – малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.

Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

Перелётные птицы – стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.

Мебель – стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.

Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.

Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.

Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

Игрушки – кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

Инструменты – пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.

Транспорт – трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Взрослый – Дети

Огурец, помидор – Овощи.

 

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, трусы – трусики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: