Итак, еще один ценный лля компании специалист уволился! Что же делать? Отвечаю: следует предпринимать профилактические меры по стабилизации к моги нации высокопрофессиональных сотрудников, еще работающих в компании.
С этой целью необходимо заняться анализом не только реальной, но и потенциальной текучести. Реальная текучесть — это фактическое увольнение сотрудников< Потенциальная текучесть протекает в скрытой форме, когда люди еще работают в компании, но планируют уйти и занимаются активным поиском нового места работы. Такой поиск может длиться от нескольких месяцев до полутора и более лет, поэтому вр?менvi для профилактики текучести, стабилизации и мотивации по-rtf и ци а ль но «текучих» сотрудников вполне достаточно.
За основу построения системы профилактики дисфункциональной текучести персонала необходимо взять два фактора: степень удоплет-воретгности сотрудников и наличие (или отсутствие) поиска ими ногюй работы.
Комбинируя эти два фактора, можно выделить четыре группы работников (табл, 2).
Таблица 2
Структура потенциальной текучести персонала
Стабильная группа (1) | Нестабильная группа (2) | Стабильная группа (3) | Нестабильная группа (4) |
Высокая удовлетворенность работой в ким пашш | Высокая удовлетворенность работой в компании | Низкая удовлетворенность работой в компании | Низкая удовлетворенность работой |
Не ведут лоне к новой работы | Ведут поиск новой работы | Не ведут поиск новой работы | Ведут поиск нопой работы |
Первую, стабильную группу составляют сотрудники, удовлетворенные работой а компании и не предпринимающие попыток поиска
Глава 6, Построение сие темы нематериальной мотивации в компании { 157 ]
|
нового места работы. Разумеется, если в этой группе находятся ценные и ключевые сотрудники и их численность высока, можно предполагать, что и компании разработана эффективная система мотивации персонала. Конечно, возможны случаи, когда кто-либо из сотрудников этой группы получает выгодное предложение, в результате которого увольняется. Но это скорее исключение1, нежели правило.
Вторая группа считается нестабильной h несмотря на то что состаз-лягащие ее сотрудники удовлетворены работой в компании. Причины поиска ими новой работы не затэисят отуслоьии vix деятельности в компании. Это могут быть такие факторы: переезд о другой район или в другой город по семейным причинам, получение диплома \л повышение требований к содержанию работы и должностному статусу при отсутствии вакансии п компании, изменение стиля жизни, бо-
AC3HL И Др.
Третья группа, хотя и считается стабильной, не относится к ценным кадровым ресурсам компании, поэтому ее нередко называют «балластом». Ее составляют неудов лети орс иные сотрудники, не предпринимающие поиска нового места работы по таким причинам, как низкая квалификация и отсутспме оастребоданности на рынке, неуверенность ы себе, наличие «комплексовл по поводу возраста, страх перед переменами и т. п.
В эту группу входят низко мотивированные и немотивированные сотрудники, которые ориентированы не на зарабатывание денег при помощи собственных усилий, а на их получение за присутствие на рабочем месте. Их мотиваторы могут быть связаны не с работой, а ценностями частной жизни: семья, воспитание детей, хобби, увлечения. В худшем случае эту группу могут составлять малоразвитые сотрудники, не испытывающие потребности в осознании своих ценностей и мотивов-
|
В третьей группе нередко находятся также сотрудники, допускающие прогулы рабочих дней > что может бьпъ связано с их низкой мотивацией к работе.
Четвертая, нестабильная группа состоит из сотрудников, неудовлетворенных работой и компании ц предпринимающих активные усилия по поиску нового места работы. Чаще всего в згу группу входят образованные и уверенные в себе специалисты, востребованные на рынке, Из этой группы, конечно, увольняются ке пес сотрудники, а лишь нашедшие работу, которая их удовлетворяет. Тем не менее потенциальный риск ft потерять» этих сотрудников достаточно велик т
[ 15S \ Эффективная мотивации персонала
и система мотиваторов должна быть направлена с первую очередь на их стабилизацию.
Выделение этих четырех групп осуществляется при помощи анкетирования (Приложение 1), Поскольку обычно такое анкетирование проводится це*онимцо, необходим процентный анализ полученной информации.
Например, п отчете для руководства, который составляется отделом персонала, HR-отделом или отделом кадров, может бтъ на пи едко так; «Группу стабильных и удоялетпоренных сотрудников составляют 44 % от всех опрошенных. Удовлетворенных, но предпринимающих поиск работы о настоящее время — 12 %. Группа сотрудников, не-удовлетворенных и не занимающихся поиском работы, составляет 18 %~ Группа мобильных сотрудников, испытывающих неудовлетворенность С1зоей деятельностью в компании и предпринимающих активный поиск нового места работы, составила 26 % от числа опрошены ых»,
|
Кроме процентного анализа структуры потенциальной текучести, is результате анкетирования обязательно должны быть выявлены факторы удовлетворенности и неудовлетворенности опрошенных сотрудников. Именно эта информация может быть положена в основу разработки и оптимизации системы корпоративной мотивации персонала в компании.
Лояльность персонала
Текучесть персонала во многом определяется его лояльностью (преданностью) компании. Лояльность сотрудников, а свою очередь, связана с их мотивированностью и непосредственно алияет на эффективность их деятельности. Только преданные сотрудники будут работать на благо компании, нередко принося в жертву свое здоровье, время и личную жизнь (42),
Степень лояльности сотрудников компании можно оценить по следующим признакам.
Стаж работы. Считается, что чем дольше сотрудник работает в компании, не пытаясь найти новое место работыt тем он лояльнее. Нередко это действительно бывает так. Однако во многих случаях сотрудник не предпринимает этих попыток, но не удовлетворен и находится в третьей труппе, которую обычно относят к «балласту». Сотрудник этой группы на самом деле характеризуется тем, что его внешняя ло^
Глава б. Построение системы нематериальной мотивации в компании [ 159 ]
яльность не соответствует внутренней позиции. Поэтому при оценке лояльности персонала не следует ориентироваться только на стаж работы в компании.
Отсутствие взысканий. Лояльный сотрудник работает в компании от души, без специальных усилий. Как правило, он точно выполняет требования и регламентации и поэтому не имеет нареканий и взысканий со стороны руководства.
Следовательно, факт отсутствия административных нарушений со стороны работников может свидетельствовать об их лояльности. Нередко сотрудники, не имеющие взысканий, относятся к первой и второй группам.
Возможно резкое снижение лояльности сотрудников компании и возникновение дисциплинарных нарушений с их стороны, если они находятся в четвертой, потенциально текучей группе. Они приняли решение об уходе из компании, их ничто не держит, а увольнение — это вопрос времени, Многие в такой ситуации начинают нарушать дисциплину: опаздывать на работу, делать ошибки или затягивать с решением производственных задач. Такое поведение сотрудников должно насторожить руководство: их лояльность снизилась, и можно предполагать, что они находятся а поиске нового места работы.
Проявление инициативы ч заботы ссягруднвдеа о компании, безусловно, свидетельствует о его лояльности организации. Если такие сотрудники видят, что компания может потерять прибыль или понести убытки, они проявляют собственную инициативу.
Они открыто высказывают собственное мнениеt предлагают новые идеи и проекты. Часто они имеют потребность в сотрудничестве с руководством компании и по праву говорят: «наша компания», «мы решили», «наши достижения».
Как. правило, это сотрудники из первой, стабильной группы. Они довольны своей работой и свои цели связывают с целями компании.
Участие в общественной жйзнн компании, Наблюдения показывают, что преданные сотрудники охотно выполняют дополнительные общественные функции, не ожидая при этом прибавки к жалованью* Так, один заботится об офисных цветах, другой организует корпоративную вечеринку, третий следит за своевременностью поздравлении и т. п,
Постепенно в подразделении (компании) наряду с работой возникают «сопутствующие)) и как бы сугубо жизненные события: общение, праздники, совместные выезды на природу, культурные поездки
[ 160 ] Эффективная мотивация персонала
и пр. Нередко именно такие мероприятия становятся корпоративными традициями и находят свое отражение и корггоратиином кодекс* компании.