Чтобы понять смысл своей ткизни и представить его в целостном виде, попробуйте сочинить сказку о стшей жизни. Это может быть не только сказка, но и притча, история, легенда, миф - что угодно. Важно, чтобы у сочиненной вами истории, как и должно быть в любой сказке, оказался счастливый конец.
[ 170 ] Эффективная мотивация персонала
Упражнение «Добрый волшебник >>
Представьте, что добрый волшебник моусет выполнить любое наше уселание. Чего бы вы захотеяи?
Если бы он пообещал перевоплотить вас на $ремя б какое-нибудь усшстгное, какое, животное вы бы пыбрали?
Почему вы выбр&ли тл-менио это животное?
Если бы добрый волшебник мог выполнить три ваших что бы вы поцселали?
Перечислите спои желания на свободных строчках или на отдельном листе бумаги.
Ехсш бы $\улшубник на время moi наделить вас аксгпрасенсор-нылт способностями читать мысли другою человека, чьи мысли *ч jaxo/tiелось бы (<прочитать»?
Если бы волшебник пообещал п&р&мёстить вас а дртое время и в другую эпоху, куда бы вы пожелали отправиться?
Упражнение «Продумайте свои жизненные планы».
Ниже представлена табл. 3, которая поможет правильно оценить важные, приоритетные цели.
В графе «Цели» кратко сформулируйте пять своих жизненных целей.
В графе «Вес» поставьте свою оценку при сравнении целей (какой-либо энлчок напротив более важной цели), Сравнение проводите по такому алгоритму,
1. Сравните: первую и вторую цели, первую и третью цели, первую
и четвертую цели, первую и пятую цели,
2. Сравните: вторую и третью цели, вторую и четвертую цели, вто
рую и пятую целИн
3. Сравните: третью и четвертую цели, третью и пятую цели.
4. Сравните: четвертую и пятую цели.
|
Посчитайте количество баллов в графе «Баллы» (каждый значок — один балл).
Глава В. Построение системы нематериальной мотивации в компании [ 171 ]
В результате у пас выделятся олгта-три приоритетные дели, которые наберут 3-5 баллон.
Используя табл. 3t можно тпкже оценить свои профессиональные цели.
Таблица 3
Жизненные цели
Цели | Вес | Балл |
2. | ||
1. | ||
А теперь поработайте с приоритетными целями, которые вы выделили, используя таблицу «Жизненные цели». Ответьте на следующие и опросы.
Что вы умеете, делаупъ, чтобы достичь ваусных целей? Первая важная цель:
5 тор а я иажная цель:
Третья важная цель:
Что вы y?ft£ делашг, чтобы "достичь этих целей? Для реализации первой дели:
Для реализации второй цели:
Для реализации третьей, цели:
[ 172 ] Эффективная мотивация персонала
Какова, по вашему мнению, станет ваша работа и }/иинъ пас-. и* ovtcmu Ксения эупих г^&л&м • После достижения первой цели:
После достижения второй цели:
После достижения третьей цели:
Упражнение «Мне 75 лет».
Сядьте удобнее, закроите глаза и представьте себя таким (такой), каким ( какой) будете в 75 лет. Постарайтесь предстпвить себя как можно более конкретно, ио всех деталях: как вы одеты, что делаете, п каши обета но икс находитесь? Есть ли кто-нибудь рядом с вами, или вы один (одна)? Какое у вас настроение?
Подумайте, какие жизненные ценности uli могли бы сейчас назвать для себя, семидесяти пятилетнего? Что для вас, семидесяти пяти летне го 'нлопека, выступает самым главным, ради чего стоит жить?
|
Откройте глаза и поразмышляйте, как вы могли бы организовать сейчас свою жизнь и работу так, чтобы эти ценности как можно полнее присутствовали в вашей жизни?
Быть может, необходимо отказаться от каких-либо дел или занятий, чтобы освободить силы и врем л для главного? Не следует ли что-то пе -[.ч-строить в своей жизни, чтобы не терять значимые ценности и цели?
Кроме этих упражнении, помогающих руководителю определиться о ыыборе основных идей, которые могут быть положены л основу миссии и пиления стратегического направления деятельности компании, обратите внимание на то, как К, Кобьелл предлагает руководителю решить эту важную задачу. Он пишет: «Ое и о болите выходные и на пишите себе надгробную речь. Просто представьте, что все уже произошло: вам 104 года, и аы лежите в ящике. Что бы вы хотели, чтобы люди рассказали о вас у вашего гроба? Из ответов, зозможяо, станут понятны ваши жизненные цели, которые будут автоматически (.-одержать и себе и наше видение» (15, с. 38).
Чтош»! с формула ропать миссию и пиление стратегического направлении деятельности компании, кроме размышлении и выполнения
Глава 6. Построение системы нематериальной мотивации в компании [ 173 ]
упражнений руководитель должен знать о важных ценностях, которые обычмо составляют о снопу миссии и видения.
Это могут быть идеологич ее кие ценности, которые в ключ а ют в себя творчество, достижения, веру по что-либо и т. п. Если ведущей ценностью руководителя выступает творчество, компании нужны к pea-тииные сотрудники. Если в основу ш-^дения положена вера, то yeneuiно работать в компании будут сотрудники, ее разделяющие.
|
Возможно, это материальные ценности: прибыль, капитал, инвестиции и т. п. В этом случае п компании будут с удовольствием работать сотрудники, для которых приорт-етньш выступает материальное благополучие.
Наконец, это могут быть эмоциональные ценности: чуистпа, переживания, отношения, В такой компании, как правило, культивируется клиенто-ориентированность, дружеское отношение к клиентам: здесь с удовольствием будут работать люди, которые любят и умеют дружить.
Итак, «если компания хочет построить лояльность на уропне ценностей, ей следует точно (однозначно) определить, какие ценности она станет отстаивать, и подбирать сотрудников, обращая внимание на то, что для лих иажно» (42).
Как другие руководители формируют спое представление о своих ценностях, положенных в основу миссии и видения стратегического направления деятельности компании?
Вот как говорит об этом К. Кобьелл; "Я могу сформулировать видение своего предприятия в трех словах: радость, свобода и гармония. Радость может принести вам развлечение, желание \л удовольствие, и это проходит красной нитью через всю концепцию. Свободу вы можете ощутить пренвде всего через дружелюбное отношение к ошибкам, самостоя тел tart ость — ш м р о кое" и гровое п ол ©", н а иоторо м в ы н е должн ы н и у кого сп ра-шивать разрешения. Дружелюбное отношение к ошибкам — очень заж- ио и, конечно же, должно быть, но его нельзя путагть с другим понятием: изобилие ошибок. Гармония — это прежде всего дружба, хота без единой ссоры не бывает стопроцентных коопераций» (15, с. 41).
После того как руководитель сформулирует свое представление о миссии и ведении сгратегического направления деятельности KOMnaHVin, перед менеджментом организации встает определенная задача. Она состоит втом, чтобы передать кредо руководителя всему коллективу
[ 174 ] Эффективная мотивация персонала
тг предельг-ю ясной и понятной форме. Каждый сотрудник компании, от топ-менеджера до уборщицы, должен,чшть и понимать с мыгл своей деятельности в компании, который с формулирован лля них n форме пиления.
Лоскол ьку видение руководителя, как правило, положено в основу миссии компании, изложенной в корпоративном кодексе, приведу пример из корпоративного кодекса российской компании «Служба 11н (Приложение 7}.
МИССИЯ КОМПАНИИ - * •-
Предоставление качественных услуг деловой авиации для тех, кто ценит надежность и компетентность.
НАШЕВИДЕНИЕ "■ - —*--------------------- ■ -w-.,-.
Мы стремимся стать самой престижной, авторитетной и прогрессивной
компанией деловой авиации в России.
В этом примере зажнейшими ценностями руководителя, положенными в основу миссии компании «Служба 11*, выступают надежность и компетентность. Кроме того, е формулировке видения отражены такие значимые ценности, кач престиж, авторитетность и прогрессивность. Чтобы эти ценности были понятны и доступны всему персоналу, они положены в основу лаконичных формулировок, изложенных вначале корпоративного кодекса компании,