Итак, в компании созданы корпоративные мотиваторы, с том числе составлен корпоративный кодекс, в котором сформулированы миссия и видение стратегического направления деятельности организации. Кроме того, разработана и реализооана система мотивации на осиопе анализа потребностей сотрудников и соответственно их мотивацион-Етому профилю. Построена и успешно работает система персональной мотиации ключевых сотрудников с учетом их характера и интеллектуального ст и л. я работы.
Однако не стоит останавливаться на достигнутом, В работе с персоналом задачи мотивации — одна из самых сложных и требует постоянного внимания и контроля.
В главе 1 мы анализировали трудности, связанные с разработкой и поддержкой мотинашюнныхмероприятий. Примеры, приведенные в этой главе, показывают: если вовремя не изменены или не заменены мотиваторы, которые когда-то были действенными, они либо теряют свою эффективность, либо превращаются в демотиваторы.
«Устаревание» мотиваторов связано с изменением состава сотрудников в компании, уходом одних работников и приходом новых специалистов.
Кроме того, сотруднику, стабильно работающие в компании, меняются э ходе роста и приобретения жизненного и профессионального опыта. Несколько лет назад у них были одни потребности, а сейчас — соисем другие. Мотивационный профиль человека постоянно изменяется, и этот факт следует учитывать на этапе поддержки, мониторинга и коррекции системы мотивации персонала.
Александр работает в компании уже 14 лет. Он стоял <iy истоков*, много лет назад «раскручивая» компанию. Сейчас он и его коллеги составляют ■ядро» компании и занимают ведущие позиции, Александр стал руководителем производственного подразделения, В его подчинении — несколько десятков человек.
|
В начале основным мотиватором для Александра и его единомышленников выступал рост развитие компании. Работы было много, часто трудились без выходных. Но успехи радовали, никто не думал о том, чтобы иметь какое-то особое вознаграждение за труд, кроме заработной платы.
Примерно через четыре года компания разрослась, и ведущие сотрудники стали зарабатывать солидные деньги. Система материальных стимулов в этот период была ведущей в компании.
Глава а Построение системы нематериальной мотивации в компании [ 187 ]
Но сейчас, когда в органлэацню пришли молодые, грамотные сотрудники,
Александр стал ощущать недостаток современных знании. Высокая заработная плагэ постепенно стана терять для него свое значение: ребенок вырос, с^ья давно поселилась в новой квартире. Несколько лет назад были куплены дача и хорошая машина.
Теперь Александр был заинтересован не сголькс в высокой заработной плате, сколько в стабильности своего положения в организации. После размышлений о том, как реально обеспечить себе стабильную работу в компании, он пришел к выводу, что надо учиться, чтобы составить достойную конкуренцию молодым коллегам. Ведущим мотиватором для Александра стала возможность повышения профессиональна помпе-
тетн ост п.
Как и в случае мониторинга мот и в анионной среды, для коррекции
системы мотивации в компании необходимо регулярно делат, «диа
гностические срезы»: проводить интервью с ведущими сотрудниками
и EiHKfTMponaHvte персонала. н
|
Регулярность получения обратной связи по оценке действия факторов мотивации зависит от таких условий;
• этап развития компании;
• численность персонала;
• снижение лояльности персонала, повышение критики сотрудни
ков и адрес руководства;
. возникновение и компании, повышенной текучести, причиной которой может быть неудовлетворительна* система мотивации;
• исчерпанность финансовых возможностей компании в плане ма
териальной моги мши* сотрудников и необходимость в поиске
дополнительных факторов нематериальной мошаации;
• изменение ыотивационного профиля сотрудников;
- игнорирование (пропуск) сотрудниками общих корпоративных мероприятий (например, праздников);
• отказ от выполнения распоряжений руководства группой сотруд
нике^ (или единичными сотрудниками);
• увеличение случаев абсентеизма среди работников (немотивчро-
ванного пропуска рабочих дней);
• резкое снижение эффективности работы в конкретном
делении;
• повышение уровня конфликтности в подразделении.
[ 188 J Эффективная мотивация персонала
Во всех этих случаях для выяснения причин необходимо провести оценку действия мотивациотшых факторов. С:-угой целью необходимо гтропести интервью (беседу) С ключевыми сотрудниками и неформальными лидерами в подразделениях, Если проблема имеет системный характер и прпяиляется у подавляющего большт/п iстпа сотрудников подразделения или компании, рекомендуется пронести массовое и анонимное анкетирование, Б результате анализа ьылилейных причин иоз-FiMKUien ситуации необходимо провести комплекс мер по коррекции системы мотивации и компании.
|
В российской компании, занимающейся продажей издательских услуг, между отделом продаж и производственным отделом в течение месяца резко повысился уровень конфликтности. Менеджеры по продажам обвиняли производственников этом, что их дизайнеры предлагали неинтересные идеи для визиток и по здрав и тельных открыто к, а издательский цел задерживал выполнение заказов.
Сотрудники производственного отдела, в свою очередь, говорили о том. что менеджеры по продажам -идут на поводу у клиентов«, стараясь угодить им в ущерб получению прибыли для компании. Кроме того, они объясняли, что подготовка макета к изданию, а также издание печатной продукции — это длительный процесс, имеющий свои обязательные этапы, которые пропустить ил и ускорить нельзя.
С целью выяснения причин конфликта между подразделениями HR-ме-|;еджер провел интервью с ключевыми сотрудниками конфликтующих под-разделений. Выяснилось, что сотрудники отдела продаж находятся на «особом счету» у директора компании. Он часто хвалит их на coBeiuaHHHXj подчеркивая, что они приносят основную прибыль для компании, для них регулярно организуются обучающие тренинги. В отношении производственного отдела в компании реализуется другая политика: их часто критикуют и высказывают недовольство,
Такой избирательный стиль управления выступал демотиватором для персонала как первого, так и второго отделов. Для менеджеров по продажам слишком частые похвалы со стороны директора оказались «пусковым механизмом» дли повышения претензий в адрес сотрудников производственного отдела. У последних, в свою очередь, возникали чувства несправедливости и обиды.
Б результате выяснения причины конфликта было принято решение изменить такой корпоративный мотиватор, как празднование общенародных праздников.
До этого праздничные мероприятия проходили отдельно по подразделениям. Теперь первый праздник, посвященный Новому году, прошел сов-
Глава 6. Построение системы нематериальной мотивации в компании [ 189 ]
местно. Персонал был вывезен в пансионат, где в большом зале за общим столом присутствовали все сотрудники. Консолидирующая функция такого
мероприятия проявилась уже в середине января- уровень конфликтности
снизился.
Кроме того, для руководителя был разработан «па кет* рекомендацкй по изменению стиля управлений и более объектив ному отношению к сотрудникам отдела продаж и производственного отдела,
К началу февраля конфликт между подразделениями продаж и производства был полностью урегулирован.
Заключение
Построение эффективной системы мотивации персонала ь компании — самый важный и, пожалуй, самый сложный ьопрос. Мы обсудили практик те к и псе этапы разработки, поддержки и мониторинга мативащионнои среды pi системы мотиваторов п компании.
Теперь задача читателя состоит а том, чтобы практически реализовать те идеи книги, которые вызнали у него интерес и показались ему практически полезными,
Б заключение хочу пожелать успеха в практическом решении проблемы мотивации персонала!
С уважением, Наталья Самоукчиа Москда,сштя6рь} 2005