Хлябич Яна Витальевна,
музыкальный руководитель
БДОУ г. Омска «Детский сад № 119»
Роль музыки в духовно-нравственном становлении дошкольника
Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, она обладает большой силой эмоционального воздействия, пробуждает чувства человека. С музыкальным искусством дети соприкасаются от рождения. Музыка – это язык чувств, который ребенок осваивает значительно раньше разговорной речи. Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей. Имея общую с речью интонационную природу, музыкальный язык доступен ребенку уже в раннем детстве. В этот период, в зависимости от своего содержания, музыка действует на ребенка физиологически: успокаивает его или возбуждает.
В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовно-нравственную культуру.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия:
§ музыкальные образы пробуждают чувства ребенка;
§ пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях;
|
§ правильный подбор музыкального и песенного материала способствует развитию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.
Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.
Мир дошкольника наполняется в первую очередь образами того народа, наследником традиций которого ребёнок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоения традиционной культуры своего Отечества способствует формированию основ самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека со своей семьёй и другими людьми.
Исследователь проблем духовно-нравственного воспитания детей, русский педагог В.В.Зеньковский отмечал, что «сфера человека включает в себя три составляющих: моральную, эстетическую и религиозную. Все эти составляющие духовной жизни находят свое выражение «в детстве, в чувствах, работе ума и активности» [1]. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Родителям сегодня доступна масса информации педагогического и психологического характера, но не всегда получается грамотно воспользоваться этой информацией. От качества просветительской работы педагога-воспитателя в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям музыкального руководителя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания. В нашем детском саду организован консультативный центр для родителей. Мы выпускаем газету, в которой освещены наиболее актуальные для родителей темы. Темы родители присылают в редакцию газеты, так же регулярно проводятся творческие семейные гостиные. Родители активно участвуют в праздничных мероприятиях ДОУ не только как зрители, но и как непосредственные участники – родители играют роли, танцуют, играют в оркестре со своими детьми. Участие семьи в образовательном процессе позволяет повысить его качество, так как кто, если не родители, лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его развитии. Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность.
|
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Действительно, семья – это первая и самая важная ступень в жизни человека. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в детский сад снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах детского сада. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но даже возрастает. Единство нравственных требований семьи и дошкольного учреждения, откровенность в процессе воспитания способствуют устойчивости нравственных убеждений ребенка.
|
Наиболее успешным формирование личности будет только тогда, когда и в детском саду, и в семье требования будут одинаковыми. Именно поэтому музыкальный руководитель сегодня целенаправленно ищет пути решения проблемы взаимодействия с родителями. В своей работе я постоянно взаимодействую с родителями воспитанников и в подготовке костюмов для праздников, и в непосредственной подготовке, участие в различных конкурсах, фестивалях и мастер-классах. Чем больше родители участвуют совместно со своими детьми в мероприятиях, тем больше их интерес к работе и жизни ДОУ. Родители с удовольствием откликаются на просьбы и принимают участие не только в развлекательных, но и в образовательных мероприятиях.
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:
§ повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, изготовление папок-передвижек);
§ вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно-пространственной среды);
§ совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей, изготовление театральных атрибутов).
Формы работы взаимодействия с семьёй:
1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.
4. Информационно-аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
5. Индивидуальные беседы с родителями.
6.Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
8. Папки – передвижки: «В мире музыки», «Рождество», «Масленица», «Пасха».
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Песня открывает перед ребенком красоту мира. Дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую будут петь. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Один из путей интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Поэтому духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления духовно-нравственной личности.
Главная цель музыкального руководителя не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все воспитанники любили музыку, чтобы она стала духовной потребностью.
Литература:
1. Зеньковский
2.