Предложение товаров и услуг - материальная основа развития товарооборота и источник удовлетворения спроса




Товарное предложение, как и потребительский спрос, представляет собой экономическую категорию и важнейший элемент рынка. Оно является материальной основой удовлетворения потребностей и характеризует собой количество и качество товаров, предназначенных к реализации. Однако спрос и предложение различаются по сущности и приоритетности. Спрос потребителей в условиях рыночной экономики должен играть определяющую роль, а структура товарного предложения формируется исходя из структуры предпочтений и возможностей потребителя. Нo это не означает, что производитель не может предлагать покупателю новшеств. Важно не только удовлетворить, но и сформировать спрос. По своей природе спрос является одновременно и социально-экономической, и психологической категорией, а товарное предложение — организационно-экономической, что вызывает различия в методах оценки объемов и способов регулирования. Для регулирования спроса чаще всего применяются косвенные методы регулирования, а для товарного предложения — прямые. Товарное предложение за определенный период измеряется в натуральной, стоимостной и относительной (в днях оборота) формах, величиной поступления товаров на рынок из всех источников, включая товарный запас.

Товарные ресурсы — вся масса товаров, имеющаяся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования на определенный период. Существуют три главных источника формирования товарных ресурсов: производство, ввоз товаров из-за пределов страны, поступление продуктов из домашних хозяйств. Источники формирования товарных ресурсов могут быть различными в разные периоды, но основными каналами поступления товаров на рынок остаются отечественное промышленное производство, аграрный сектор и импорт.

В условиях, когда процесс формирования рыночных отношений не завершен, государство сохраняет за собой функцию сбалансирования спроса и предложения путем их прогнозирования и управления ими.

Механизм формирования товарного предложения с 1990-х гг. находится под воздействием двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, на потребительском рынке появились первые симптомы свободных экономических отношений, с другой стороны, в условиях дефицита многих ресурсов — финансовых, энергетических, сырьевых — государство вынуждено сохранять контроль за важнейшими приоритетами в социально-экономической структуре потребительского рынка.

Система управления товарными ресурсами позволяет решить следующие задачи:

1. Оптимизация объема структуры товарного предложения на внутреннем рынке.

2. Координация деятельности промышленных предприятий, выпускающих товары народного потребления, управление товарным ассортиментом.

3. Оперативное маневрирование товарными ресурсами в зависимости от конъюнктуры рынка в стране и внутри отдельного региона.

4. Совершенствование хозяйственных и экономических связей между торговлей и промышленностью.

5. Создание реальных стимулов для товаропроизводителей отечественного производства и защита внутреннего рынка от импортной экспансии.

6. Оживление товарооборота между городом и деревней.

7. Стимулирование торгово-закупочной деятельности.

Объем товарных ресурсов потребительских товаров и степень их соответствия спросу зависят от следующих факторов: условий производства; способностей и возможностей производителя к адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка; широты ассортимента; качества товаров; жизненного цикла товара; динамики цен на реализуемые товары; себестоимости производства; количества товаропроизводителей; развитости сферы товарного обращения; степени и форм государственного регулирования рынка товарных ресурсов; уровня развития рыночной инфраструктуры; емкости рынка и др.

Прогнозируемое предложение потребительских товаров — это расчеты объема ресурсов, прогнозируемых к продаже (включая все операции по обмену на внутреннем и внешнем рынках, в том числе бартерные операции), или объема продукции, которую хотел бы продать продавец по желательным для него ценам.

Прогноз предприятием-производителем спроса на выпускаемую продукцию предполагает:

— анализ тенденций изменения доли фирмы (организации) на общем рынке;

— оценку рыночной стратегии конкурентов и перспектив освоения новых видов изделий;

— анализ рыночной стратегии фирмы и качества продукции;

— анализ жизненного цикла товаров;

— анализ реакции потребителя на появление новых товаров;

— прогноз спроса на продукцию фирмы.

 

 

Изучение и оценка спроса:   изучение конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее;   изучение потребления исследуемых объектов;   оценка степени удовлетворения потребления населения товарами;   выявление покупательских предпочтений;   оценка конкурентоспособности;   оценка текущего спроса;   анализ и выявление причин неудовлетворенного спроса;   изучение и оценка соответствия ассортимента реализуемых товаров запросам потребителей  
Изучение и оценка представленного ассортимента товаров в организациях торговли; расчет обобщающего показателя достаточности и широты ассортимента товаров
Товары, пользующиеся повышенным спросом
Товары, на которые наблюдается возрастающий спрос
Товары, не пользующиеся спросом
Товары, на которые угасает спрос
Товары, перспективные для реализации (производства)
Товары, не рекомендуемые для реализации (производства)
Товары-новинки
Товары с измененными параметрами
Товары без изменения
Оценка соответствия ассортимента, рекомендуемых к реализации (производству) товаров текущему и перспективному спросу населения
Формирование производственного (торгового) ассортимента организации на основе исследования спроса

Рис. 2.5 Формирование ассортимента товаров на основе изучения и прогнозирования спроса

 

Для производителя главным является завоевание доверия потребителей. Среди возможных стратегий поведения предприятия по производству продукции и развитию своей товарной ассортиментной политики выделяют следующие направления:

— достижение внешнего отличия товаров от товаров конкурентов;

— выход на рынок с новым товаром;

— разработка «пионерного» товара, который будет лидером на ближайшие годы, что обеспечит превосходство над конкурентами.

Основой формирования ресурсного потенциала рынка в РФ является наращивание местного производства, сокращение импорта и реализация программы импортозамещения, снижение себестоимости продукции на основе использования новых технологий.

Основными методами прогнозирования, используемыми на всех этапах управления товарными ресурсами, являются: балансовый, программно-целевой, статистические, экономико-математические, метод матричных моделей.

Одной из важнейших задач прогнозирования товарных ресурсов является равномерное в течение года удовлетворение потребностей населения в соответствующих товарах, а также ритмичность обеспечение сырьем промышленных предприятий. В этих целях предусматривается прогнозирование переходящих страховых запасов и соответствующих фондов, государственных резервов. Такие фонды, резервы и запасы обеспечивают потребности, независимо от сезонности производства, стихийных бедствий и неурожаев. Они также имеют и стратегическое значение.

В целях наиболее точного прогнозирования объемов производства целесообразно учесть:

— желательный объем производства продукции, при котором достигается наибольшая рентабельность имеющегося в его распоряжении капитала;

— желательный уровень цен на производимую им продукцию, при которой удалось бы увеличить объем продаж и обеспечить прибыльность;

— минимальный объем продаж (производства) продукции, против которого дальнейшее снижение производства становится убыточным и ведет к сокращению рабочих мест, перепрофилированию и т.д.;

— минимальную цену продаж, против уровня которой дальнейшее снижение цен не покрывает издержек производства.

Для оценки состояния потребительского рынка, рынка товарных ресурсов используются следующие экономические характеристики: емкость, конъюнктура и доля рынка.

В зависимости от масштабов рынка различают:

— общую емкость рынка страны;

— емкость рынка региона (области, города);

— емкость рынка какой-либо группы товаров;

— емкость рынка организации, компании, фирмы.

Емкость рынка — объем реализуемой потребителям продукции в течение определенного отрезка времени, которая рассчитывается по формуле

 

Ер = П + 3-Э + И + ДЗ-КЭ + КИ,

где П — объем производства;

3 — запасы продукции на складе предприятия и у посредников;

Э — объем экспорта;

И — объем импорта;

ДЗ — снижение или увеличение запасов продукции на предприятии у посредников;

КЭ — объем косвенного экспорта;

КИ — объем косвенного импорта.

 

Как оценочная категория, емкость рынка дополняется рядом показателей: реальной емкостью рынка, потенциальной емкостью рынка, парком товаров.

Реальная емкость рынка (Ер) — реальный объем продаж на рынке при существующих ограничениях.

Потенциальная емкость рынка (Еп) — теоретически максимальный объем продаж при наиболее благоприятной конъюнктуре рынка. Основная идея — каждый потребитель потребляет максимально возможное количество товара. В реальности такой, объем никогда не достижим.

Парк товара (П) — показатель, используемый в отношении товаров длительного пользования и подразумевающий момент во владении потребителей.

Емкость рынка региона определятся тремя составляющими элементами

где ПТМН — продажа товаров местному населению региона;

ИС — инорайонный спрос;

Птс — продажа товаров организациям социальной сферы.

Определение емкости рынка города, сегмента на основе коэффициентов корректировки объемов продаж на изменение условий его развития.

Для реализации данного подхода необходимо с большой точностью знать реальный объем реализации интересующей продукции на одном из региональных рынков и основные факторы, определяющие продажи.

Формула для расчета имеет следующий вид:

где Ео — известная емкость базового рынка;

К1 — коэффициент при ведения численности населения, рассчитываемый как частное от деления численности населения региона на численность населения го рода;

К2 — коэффициент приведения средней заработной платы, рассчитываемый как частное от деления средней заработной платы, выплачиваемой в регионе, на среднюю заработную плату в городе;

K3 - коэффициент урбанизации, рассчитываемый как доля городов с численностью населения 300 тыс. чел. и более.

Для определения емкости рынка отдельных товаров используются следующие методы.

Метод, основанный на расчете частоты покупок потребителями и стандартных норм расходования товара. Он используется для потребительских быстрорасходуемых товаров, приобретаемых систематически. Информационной базой для расчетов, помимо количества потенциальных потребителей и доли реальных потребителей данного товара, является объем потребления при одном обращении к данному товару (С) — стандартная разовая норма потребления и частота использования товара в месяц (Tt).

Расчет производится по формуле

где — общее количество потенциальных пользователей товара в каждой выделенной группе;

— доля реальных покупателей среди и<инициальных пользователей;

Н — норма потребления; K

— количество покупок в месяц.

Расчет емкости рынка на основе норм потребления

Ер =Н -Чобщ,

где Чо6щ — общая численность населения.

Исходя из реальности увеличения объемов потребления, расширения ассортимента продукции, можно рассчитать темп возможного увеличения рынка. Определяется как частное от деления величины реальной емкости рынка за текущий период на величину реальной емкости рынка за прошлый период.

Емкость рынка по отдельному товару на основе тенденций раззвития реализованного спроса определяется следующим образом:

Ер=К * Т,

где Ер — емкость рынка исследуемого товара;

К — количество потребителей данного товара на данном рынке;

Т — количество данного или аналогичного товара, потребляемого одним потребителем в год.

Долю рынка (Др), принадлежащую исследуемому товару, можно рассчитать путем деления объема продаж исследуемого товара к потенциальной емкости рынка (Ерп)

В условиях насыщенного товарного рынка его емкость находится в прямой зависимости от объемов спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Рост спроса расширяет емкость рынка, а рост цен сужает.

где ∆Ерц — изменение емкости рынка под воздействием цен;

Ер — емкость рынка за исследуемый период;

ц — индекс цен.

Материальную основу розничного товарооборота составляет масса товаров, направляемых для реализации населению, поэтому расчет товарного обеспечения имеет первостепенное значение для разработки экономически обоснованного плана розничного товарооборота.

Потребность торговли в товарных ресурсах для обеспечения планового задания по розничному товарообороту складывается из следующих элементов:

· необходимого объема продаж товаров конкретному потребителю (ТКП);

· предлагаемого объема реализации товаров организациям и учреждениям социальной сферы (Тс);

· необходимого прироста или снижения товарных запасов до установленных нормативов (±∆ТЗ);

· потери от уценки (УЦ);

· возмещения потерь в пределах естественной убыли (Еу6) и выражается формулой

 

П = Ткп + Тс ± ∆ТЗ + ЕубЦ ± ∆СП.

Товарное обеспечение планового задания по розничному товарообороту формируется на основе данных об объемах товарных ресурсов, рыночных фондах, информации о закупках товаров и заключенных хозяйственных договорах на поставку товаров.

Процесс формирования товарного обеспечения включает следующее:

1. Изучение товарного рынка и рынка закупок и источников формирования товарных ресурсов (рис. 2.6).

2. Анализ источников закупки товарных ресурсов.

3. Планирование объема и структуры закупок.

4. Выбор источников закупок товарных ресурсов.

5. Согласование условий закупки товаров.

6. Контроль за выполнением планов закупок.

Этот процесс представлен на рис. 2.6.

Объем розничного товарооборота (Т) находится в прямой зависимости от объема и структуры поступления товаров (П), изменения величины запасов товаров (Зн — на начало, Зк — на конец периода) и прочего выбытия (В). Между перечисленными выше величинами имеется определенная балансовая связь. Они выражается формулой товарного баланса

Зн + П = Т + В + Зк.

 

Потребность удовлетворена
Объем и структура покупательского спроса
Потребность в товаре
Потребность торговли в финансовых ресурсах для закупки товаров
Скидки Время закупки   Цена   Имидж Качество поставщика товара     Спецификация    
Заказ, заявка
Определение потребности
Объем и структура товарного предложения
Отечественное производство
Посредник
Наличие квот
Составление спецификаций
Фирменные возможности поставщиков
Выбор наиболее выгодного поставщика
Ведение переговоров
Заключение договора на поставку (контракт)
Взаимодействие поставщиков и покупателей в процессе поставки товаров
Взаимодействие поставщика и покупателя в процессе заказа товаров

Рис. 2.6. Процесс закупки товарных ресурсов у поставщика

Используя формулу товарного баланса, можно определить величину каждого слагаемого.

Влияние на объем товарооборота факторов внешней среды рассчитывается с помощью метода цепных подстановок.

Для оценки влияния факторов, связанных с покупательными фондами можно воспользоваться следующей формулой:

где Ч — численность обслуживаемого населения;

ПФср — покупательные фонды населения (в среднем на одного человека);

ОХВ — процент охвата товарооборота покупательными фондами;

Т — товарооборот.

Влияние на товарооборот изменения численности обслуживаемого населения рассчитывается по формуле

где 1 — показатель отчетного года;

0 — показатель балансового год»а;

Влияние на товарооборот покупательных фондов, приходящихся на одного человека, определяется следующим образом:

Процесс управления товарными ресурсами торговой организации включает в себя следующие этапы:

1. Исследование потребительского рынка, конъюнктуры сегмента рынка.

2. Изучение потребительского спроса сегмента рынка.

3. Исследование возможностей приобретения товаров:

а) по прямым хозяйственным связям;

б) через оптовые организации;

в) импорт;

г) у индивидуальных производителей.

4. Управление товарными запасами.

5. Определение мер по оптимизации спроса и предложения.

6. Оценка возможного использования цен для повышения реализации и прибыли.

 

Эффективность использования товарных ресурсов (Этов) определяется с помощью формулы

Этот коэффициент характеризует объем товарооборота, приходящийся на 1 р. товарных ресурсов, его рост свидетельствуй о росте эффективности использованных закупленных ресурсов.|

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: